"ПОДРОСТОК И КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ"
Введение
Подростковый возраст — это переходная стадия физического и психологического развития, которая обычно наступает в период от полового созревания до взрослой жизни. Думаю, что абсолютно у каждого человека в этот период есть комплексы, которые находятся глубоко в подсознании, мешают спокойно жить и делают человека неуверенным в себе. Такой период в жизни подростка называют самым трудным из возрастов человека. Интенсивное физическое и физиологическое развитие происходит благодаря активации и сложному взаимодействию гормонов роста и половых гормонов. Физические изменения в этой возрастной группе сопровождаются субъективными и объективными трудностями. Изменения образа тела, происходящие в течение относительно короткого периода времени, влекут за собой целый ряд сложных проблем для подростков и окружающих их людей. Это приводит к появлению комплексов, тревожности, замкнутости и застенчивости.
Подростковый возраст – это время, когда дети становятся взрослыми. Он учится анализировать происходящее вокруг, оценивает свою внешность и поступки, ищет свое положение в обществе. На этом этапе все, что не соответствует идеалу, может стать комплексом! Появляются эти комплексы легко, а избавиться от них очень сложно. Иногда на это уходит целая жизнь. Зная основные причины развития комплексов у подростков, взрослые вполне могут помочь их избежать.
Актуальность данной темы заключается в том, что почти все подростки сталкиваются с особыми трудностями в переходный период, пытаясь найти себя и понять свое место в жизни. В это время нередко возникают разнообразные комплексы, включая комплексы внешности, комплексы безответной любви и денежные комплексы. Эти проблемы мучают подростка. Переходный период - самый короткий, но самый важный период жизни. Это связано с тем, что все проблемы подросткового возраста могут остаться с человеком на всю жизнь, если их не решать. Подросткам необходима поддержка взрослых, чтобы успешно развиваться и находить новые решения подростковых проблем.
Цель исследования: изучение комплексов подростков, связанных с их внешностью.
Задачи:
- Выявить, много ли старших подростков сталкиваются с данной проблемой
- Изучить причины подростковых комплексов
- Проанализировать получившийся результат в ходе опроса
- Найти возможные решения данной проблемы
- Разработать рекомендации «Как избавиться от комплексов»
Гипотеза: у каждого подростка имеются определенные комплексы по поводу своей внешности.
Объект исследования: старшие подростки.
Предмет исследования: подростковые комплексы по поводу внешности.
Метод исследования:
- Работа с литературой
- Проведение опроса
- Психологическая диагностика
- Анализ результатов
Литературный обзор: В настоящие время в мире все больше и больше подростков, которые сталкиваются с проблемой о себе, своей внешности, морального состояния. Заглянув в интернет, я нашла несколько статей связанный с моей темой. Например: Евгений Кузнецов и его статья «Комплексы: проявление и способы их устранения». Илья Ахмедов и статья «Комплексы из-за внешности». Из данного материала я узнала, почему человеку кажется, что он, недостаточно красив и привлекателен. Узнала, что такое комплексы, и какие виды комплексов существуют.
Глава 1. Теоретические представления о комплексах в подростковом возрасте
1.1. Определение понятия «Комплекс»
Для того, чтоб изучать комплексы внешности подростов, нам нужно узнать, что такое "Комплекс".
Комплекс[1] — в психологии понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека».
Комплекс в психологии[2] — это эмоционально заряженные воспоминания и мысли, вытесненные в подсознание. Эти воспоминания оказывают заметное влияние на психику и поведение человека. В более узком, бытовом, значении под комплексом понимают «болевую точку» в психике человека, задевая которую он тревожится, ощущает неловкость, замыкается в себе.
Психический комплекс – это совокупность эмоций, установок, приведших к формированию свежего шаблона поведения и сопутствующих впечатлений.
Психологический комплекс[3] — это искаженное представление человека о самом себе (своих умственных, физических или психологических качеств). Это неверное представление о своих недостатках является причиной глубоких внутренних переживаний, которые человек старается скрыть от других.
Комплекс— это понятие, которое обозначает определенную совокупность представлений и установок, приводящих к искажению восприятия реальности и формированию нового (защищенного) шаблона поведения.
Комплекс — это искаженное представление о себе, которое может привести к глубокому психологическому стрессу, низкой самооценке и снижению качества жизни.
Комплекс превосходства — противоположность комплекса неполноценности называется комплексом превосходства. Человеку необходимо доказать, что он или она лучше, чем есть на самом деле. Это защитный механизм психики, который может быть связан с развитием нарциссизма.
Комплекс вины — это стойкое убеждение, что человек сделал что-то неправильно, и в некоторых случаях он переоценивает свою роль в ситуации и считает, что его ошибка оказала гораздо большее влияние, чем на самом деле. Помимо постоянного чувства тревоги, люди с комплексом вины могут испытывать чувство стыда.
Также комплексы можно разделить на две большие группы по сфере проявления:
- Физические комплексы человека.Это возможные физические недостатки (излишний вес или худоба) однако, при этом человек не хочет что-то в себе менять и очень остро реагирует на критику в свой адрес. Самый распространенный физический комплекс — это излишний вес или избыточная худоба.
- Психологические комплексы человека.Это совокупность мыслей, чувств, восприятий, опыта, установок, приведших к формированию нового шаблона поведения и сопутствующих эмоций. Самый распространенный психологический комплекс — это комплекс неполноценности, который преследует многих людей в течение всех их жизни.
Еще комплексы бывают:
- Возрастные комплексы. Это обеспокоенность какими-либо проблемами в определенный промежуток жизни.
- Социальные комплексы. Это комплексы, которые имеются в странах с классовым принципом разделения.
- Авторские концепции комплексов человека. Это различные теории психологов, которые основаны на личных критериях.
1.2. Проявление комплексов в поведении подростков
Как все-таки появляются комплексы у подростков, что будет являться причиной появления данных комплексов?
Заметим, что чаще всего комплексы появляются в подростковом возрасте. Подростковый возраст — это переходная стадия физического и психологического развития, которая обычно наступает в период от полового созревания до взрослой жизни. Их собственная непохожесть на своих кумиров из социальных сетей может вызвать негативные чувства и безрассудное поведение, и в целом привести к проблемам с питанием, весом и здоровьем. Основные проблемы в подростковом возрасте — это беспокойство о том, как выглядит тело и лицо подростка. Важно помочь ребенку сформировать правильный «образ тела». Это понятие относится к тому, как мы воспринимаем и чувствуем собственное тело. Подростковый возраст – непростое время в этом отношении. Подросток склонен указывать и подчеркивать все свои недостатки и несовершенства, и полностью отрицать свои неоспоримые достоинства. Этот этап требует родительского сотрудничества, и важно указывать на реальные проблемы и вовремя их исправить, а не поощрять подростковый комплекс родительскими комментариями и критикой. Тема комплексов становиться более актуальной в 14-18 лет. В этом возрасте подростки становиться более внимательны к своей внешности, и не всегда внешность нравиться детям в этом возрасте. И тогда, когда подростки не удовлетворены своей внешность, у них появляются комплексы. Комплекс — это понятие, которое обозначает определенную совокупность представлений и установок, приводящих к искажению восприятия реальности и формированию нового (защищенного) шаблона поведения. Закомплексованность обычно выражается различными способами, включая повышенную агрессивность, грубость и попытки казаться хуже, чем есть на самом деле. Также присутствуют поведенческие реакции, которые часто включают желание привлечь к себе внимание и повышенную вербальную активность. В результате это часто воспринимается окружающими как закомплексованность. Именно такое поведение демонстрирует неполноценность и отсутствие чувства собственного достоинства.
Признаки комплекса неполноценности:
- Сильные переживания подростка из-за своего поведения, действий, реакций
- Сильное чувство скованности и неуверенности на публике
- Присутствие чувства беспокойства при встречах и разговорах с другими людьми
- Низкая самооценка
- Беспомощность
- Боязнь совершения ошибок
К отличительным чертам закомплексованного человека можно отнести следующее:
- Трусость. Для робких людей принятие важных решений, серьезные действия, посещение мероприятий или встречи с людьми равносильны пытке.
- Скромность. Это проявление, как никакое другое, отличает и делает видимой сложную личность. Сдержанные люди редко спешат, сдержанны в своих эмоциях и избегают шумных мест и компаний.
- Чрезмерное волнение.Повышенная тревожность может заставить человека сомневаться в своих решениях и вызвать панику, когда ему приходится брать на себя ответственность за свой выбор.
- Нетипичные реакции. Этот пункт включает в себя сразу несколько поведенческих манер: человек может внезапно покинуть мероприятие, проигнорировать звонок с неизвестного номера, и в целом вести себя нестандартно.
1.3. Причины возникновения комплексов в подростковом возрасте
Многие психоаналитики считают, что комплекс начинается в детстве, чаще всего они связаны с травматическим опытом. Комплексы по поводу своей внешности и восприятия своего тела могут возникнуть под влиянием медиа, которые создают так называемые "стандарты красоты".
Прочитав литературу и посмотрев информацию в интернете, можно выделить возможные причины появления комплекса неполноценности у подростков:
- Семья. Родители оказывают наибольшее влияние на восприятие своих детей в раннем возрасте. Непреднамеренные замечания матери или отца о внешности и характере своих детей могут повлиять на их последующее восприятие.
- Любимый человек. Эта часть жизни практически всегда стоит на первом месте. Часто мнение любимого человека, является решающим фактором. Обычно человек, который раньше был независимым и самостоятельным, сохраняет собственное мнение и эго на протяжении всей жизни, а затем теряет его, когда вступает в любовные отношения.
- Друзья. Люди, которые заслужили быть ближе всех к человеку, не считая родственников, также играют важную роль в его жизни. Это связанно с тем, что их мнение уступает мнению родителей. Мнение самых близких друзей влияет на личность и самовосприятие человека.
- Социум. Когда человек растёт в определенной среде, то он стремится быть похожим на других, соответствовать нормам, которые существуют в обществе. Однако, к огорчению, это возможно не для всех. Из-за различий в социальной иерархии не все способны защищать свои интересы. Такие люди часто страдают от множества комплексов в детстве и в старости.
- Сама личность. Иногда причину всех проблем стоит искать в самом человеке. Иногда человек своими поступками и негативными мыслями создает себе множество комплексов. Говорят, что люди с меланхолическим типом темперамента склонны к такому поведению.
ГЛАВА 2. Исследование проявлений и причин подростковых комплексов
2.1. Организация исследования
Для того, чтоб подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что у каждого подростка имеются определенные комплексы по поводу своей внешности, были использованы следующие методы: психологическая диагностика и опрос.
Первым шагом было проведение психологической диагностики. В диагностике использована методика "Эмпирическое изучение проявления комплекса неполноценности" (Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов). Данный эксперимент был организован на базе МАОУ "Лицей"ВЕКТОРиЯ" среди учеников 10А класса (25 подростов, возраста 16-17 лет).
Тест «Диагностика комплекса неполноценности» дает нам общее представление о наличии или отсутствии у данной группы подростков комплекса неполноценности. Описание и вопросы методики в приложении 1.
Следующим шагом было проведение опроса. Цель: узнать, по поводу чего имеются комплексы внешности у старших подростков. Было опрошено 25 подростков.
Опрос состоял из следующих вопросов.
В целом меня устраивает то, какой я есть.
- Всегда
- Иногда
- Часто
- Никогда
Внешний вид других куда лучше, чем мой.
- Всегда
- Иногда
- Часто
- Никогда
Я испытываю недовольство своим отражением в зеркале.
- Всегда
- Иногда
- Часто
- Никогда
Меня не устраивает мое телосложение.
- Всегда
- Иногда
- Часто
- Никогда
Из-за неудовлетворенности своим внешним видом я избегаю компании, где есть подростки противоположного пола.
- Всегда
- Иногда
- Часто
- Никогда
Я комплексую, когда делаю физические упражнения на глазах у одноклассников или окружающих.
- Всегда
- Иногда
- Часто
- Никогда
Чтобы скрыть недостатки фигуры я ношу одежду свободного кроя.
- Всегда
- Иногда
- Часто
- Никогда
Мне не нравится мое лицо.
- Всегда
- Иногда
- Часто
- Никогда
2.2. Анализ результатов исследования
Полученные результаты диагностики "Эмпирическое изучение проявления комплекса неполноценности" были сопоставлены со следующими критериями:
0-40 баллов - к сожалению, вы закомплексованы
41-80 баллов - у вас есть все возможности самому прекрасно справиться со своими комплексами
81-130 баллов - вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами
131-150 баллов - вы думаете, что у вас вообще нет комплексов.
Сводная таблица результатов в приложении 2.
Таким образом, наша гипотеза о том, что у каждого подростка имеются определенные комплексы по поводу своей внешности, подтвердилась. Подростки не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, многие из них прекрасно справляются, но некоторые ещё не научились бороться с комплексами. Чтобы помочь старшим подросткам решить данную проблему, был разработан буклет.
Данная методика показала, что определенные комплексы имеют все, но 7 человек из 25 опрошенных не знают или не могут успешно с ними справляться.
По результатам опроса (Приложение 3) также был проведен анализ.
1. В целом меня устраивает то, какой я есть.
В этом вопросе 31% подростков считают, что в целом их устраивает в себе всё, но 10% отмечают, что их в себе никогда ничего не устраивает.
2. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
С этим вопросом согласны в разной степени большинство опрошенных: всегда внешний вид других лучше – 31%, часто – 24%, иногда – 35%. Это подтверждает наличие комплексов по поводу внешности у большей части опрошенных.
3. Я испытываю недовольство своим отражением в зеркале.
Большинство опрошенных ответили, что часто испытывают недовольство своим отражением в зеркале. (37.9%) и только 10% всегда довольны своим отражением.
4. Меня не устраивает мое телосложение.
Только 11% респондентов ответили, что их устраивает собственное телосложение.
5. Из-за неудовлетворенности своим внешним видом я избегаю компании, где есть подростки противоположного пола.
В этом вопросе 76% в разной степени имеют проблемы с общением из-за своей внешности.
6. Я комплексую, когда делаю физические упражнения на глазах у одноклассников или окружающих.
Только 13% проголосовали, что они никогда не комплексовали, когда делили физические упражнения перед одноклассниками.
7. Чтобы скрыть недостатки фигуры я ношу одежду свободного кроя.
Большинство (31%) проголосовали, что они всегда носят широкую одежду, чтоб скрыть некие свои недостатки. И только меньше четверти опрошенных (24%) не скрывают недостатки фигуры или не имеют их.
8. Мне не нравится мое лицо.
Проголосовавшие подростки ответили, что им часто не нравится собственное лицо. И лишь 13% собственное лицо нравится.
Таким образом, эта проблема актуальна, мы это видим по данному опросу, что люди зачастую комплексуют по поводу своей внешности. Из анализа ответов видим, что более выражен комплекс по поводу лица, нежели фигуры. Это и очевидно, т.к., если фигуру можно скрыть с помощью правильно подобранной одежды, то лицо никак не скроешь.
2.3. Рекомендации пути преодоления комплекса
- «Уважайте себя!»
- «Любите и принимайте себя!»
Чтоб помочь себе принять себя используйте зеркало. Каждый день вставайте перед зеркалом и говорите себе комплементы, улыбайтесь, рассматривайте себя. Конечно, да, это и вправду сложно, но вы попытайтесь и у вас обязательно все получится.
3. «Используйте практику аффирмации»
Аффирмации — это позитивные утверждения в виде коротких фраз. Это один из самых лёгких способов помочь себе, надо всего лишь говорить себе «позитивные фразочки», поверяя такую процедуру несколько раз в день. К примеру: «Я самый красивый», «Я очень целеустремленный и умный человек», «Я позитивный человек»
4. «Медитации»
Медитация – это хороший способ расслабится и подумать о чем-то позитивном.
5. «Диалог с самим собой»
Расскажи себе про свои комплексы. Прокручивать ситуацию 100 раз в своей голове – это бессмысленно, ведь это остается все как в закрытой банке. А рассказав это себе, другу, родителям на листке бумаге, то это уже не просто набор слов и мыслей, это история твоей проблемы, на которую теперь можно посмотреть со стороны. Лишь описав всё, что происходило, можно понять, как помочь себе.
6. «Не сравнивайте себя с другими!»
Не надо сравнивать себя с окружающими вас людьми, все люди индивидуальны, у всех есть свои плюсы и минусы. Только у каждого они разные. Этот человек может быть, по-вашему мнению, идеальным, но на самом деле это, может быть, не так, у него тоже есть свои недостатки, возможно, что этот человек восхищается вами, думая, что он не такой красивый как вы. Поэтому не нужно сравнивать, себя и другого человека. Все мы индивидуальны.
Заключение
Наша гипотеза о том, что у каждого подростка имеются определенные комплексы по поводу своей внешности, подтвердилась. С помощью диагностики и опроса мы в этом удостоверились. Мы узнали, что у каждого старшего подростка есть комплексы по поводу внешности, но все с ними справляются по-разному. С комплексами необходимо бороться, поскольку их наличие может повлиять на дальнейшую жизнь человека. В первую очередь, кто может помочь вашему ребенку справиться с ними, является семья - родители. Дети должны чувствовать, что их любят, уважают и учитывают в семье. Они должны понять, что их ценность заключается не в том, что они самые красивые или самые умные, а в том, что они уникальны и являются самими собой. Для того, что помочь ученикам лицея «ВЕКТОРиЯ» справиться со своими комплексами, мы создали буклет (Приложение 4). В нем мы объяснили ученикам, что такое комплекс и как с ним бороться. Я думаю, нам это удалось.
Список литературы
- Киселева А.А. в статье «Комплексы: появления и способы их устранения» [Электронный ресурс] //e-library [Сайт]. URL: https HYPERLINK "https://elibrary.ru/
- Коммунарова А.И. в статье «Методы устранения комплексов неполноценности у современных подростков» [Электронный ресурс] //e-library [Сайт]. URL: https HYPERLINK "https://elibrary.ru/":// HYPERLINK "https://elibrary.ru/"elibrary HYPERLINK "https://elibrary.ru/". HYPERLINK "https://elibr HYPERLINK "https://elibrary.ru/" HYPERLINK "https://elibrary.ru/" HYPERLINK "https://elibrary.ru/"ary.ru/"ru HYPERLINK "https://elibrary.ru/"/ (2021 №74-1. С29-33). Дата обращения:16.11.22
- Мухина Ю.Р., Яковенко И.В. в статье «Эмоционально-волевой компонент в структуре комплекса неполноценности у подростков» [Электронный ресурс] //e-library [Сайт].URL: https://elibrary.ru/ (2020 Т8 № 3(28).С.32-39.).Дата обращени:16.11.22
- Крутецкий В.А., в статье «Характеристика подросткового возраста» [Электронный ресурс] //psyera.ru [Сайт]. URL https://psyera.ru/ HYPERLINK "https://psyera.ru/3008/harakteristika-podrostkovogo-vozrasta"3008 HYPERLINK "https://psyera.ru/3008/harakteristika-podrostkovogo-vozrasta"/harakteristika-podrostkovogo-vozrasta( 7.01.2012). Дата обращения: 20.01.2023
- Рубцова Анна Викторовна в статье «Комплекс недостаточности старших школьников как признак различия их карьерных и ценностных ориентации» [Электронный ресурс] // vocabulary.ru [Сайт]. URL:https://vocabulary.ru/termin/kompleks.htm HYPERLINK "https://vocabulary.ru/termin/kompleks.html" HYPERLINK "https://vocabulary.ru/termin/kompleks.html" HYPERLINK "https://vocabulary.ru/termin/kompleks.html"l (2011. № 1(9)). Дата обращения: 20.02.23
- Олеся Роженцова в статье «Что такое аффирмации и как их правильно применять. Помогут ли слова перед зеркалом стать увереннее, красивее и здоровее» [Электронный ресурс] // rbc.ru [Сайт]. URL: https://www.rbc.ru/life/news/62d7069d9a79471f2626e304(24.07.2022). Дата обращения: 27.03.23
- Ведмеш Н.А. в статье «Как избавиться от комплексов» [Электронный ресурс] // psihomed.com [Сайт]. URL:https://psihomed.com/kak-izbavitsiya-ot-kompleksov/ Дата обращения: 27.03.23
- Статья в интернете «Комплекс – это» [Электронный ресурс] // ru.Wikipedia.org [Сайт]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс. Дата обращения: 27.03.23
- Имант Ильянов в статье «Что такое комплексы у человека в психологии» [Электронный ресурс] // dzen/ru [Сайт]. URL:https://dzen.ru/a/Y-PVjOP3Ow28jE41 (8.02.23). Дата обращения: 27.03.23