Когда ты гоняешь вокруг клумбы или в ближайший магазин за "минералочкой", то выбор транспорта не особо важен (разве что ты закупаешь минералочку ящиками и тебе нужен автомобиль). Велосипед самый оптимальный вариант.
Как тебе пытаются впарить хайтеновую раму?
Вопросы возникают, когда ты выходишь за рамки обычной прогулки. Например: твой велосипед должен возить тебя на много десятков километров, с комфортом и ветерком. Вот тут ты и начинаешь присматриваться к дорогущим железякам, которые заставят твой кошелёк опустеть (на радость жене и пухнущим от голода детям).
Но, откуда невозьмись, появляется хитрый маркетолог и предлагает тебе нормальный туринговый велосипед за 30-40 тысяч рублей. Ты конечно тёртый калач и знаешь, что где-то должен быть подвох... Может он хлипкий совсем и развалится?
Однако, маркетолог уверяет:
— Молодой человек! Довезёт от Калининграда до Колымы.
Тебе тут же объяснят, что просто установили самое дешёвое оборудование. Навеска начального уровня, вот и цена ниже. Конечно же будут сыпать терминами и где-то в потоке словоблудия проскользнёт краткое — "Хайтен рама".
Но это один из важных нюансов.
В велосипедном мире не принято особо доверять хайтеновым рамам.
Что это такое? Почему велосипедисты морщатся, когда слышат этот термин и на каких велосипедах его появление вполне нормально, а куда ему нет ходу?
Что такое Hi-Ten?
Hi-Ten — высокопрочная сталь (от английского Hi Tensile — высокая устойчивость к растяжению) из которой делают много интересных изделий.
Трубы для велосипедов входят в число таких изделий.
Проблема в том, что многие производители хитрят и используют трубы подешевле, что и сказывается на качестве производимых рам.
Главный минус хайтеновых рам это не факт того что они лучше ржавеют, по сравнению с хромолевыми (Cro-Mo).
Они действительно ржавеют, но поверь, чтобы она сгнила и развалилась под тобой, надо хранить велосипед в море и пытаться исполнять на нём трюки.
Хайтеновые рамы жёстче чем хромолевые (хуже гасят удары), и тяжелей (в среднем от 15%). В плане жёсткости они не очень далеко от алюминиевых.
В итоге, велосипедист с такой рамой получает вес стального велосипеда, но при этом он почти такой же жёсткий, как алюминиевый.
Cro-Mo рамы легче и лучше противостоят ржавчине. Но главная их фишка это упругость. Хромолевые рамы долго служат. Не титан конечно, но на 15-20 лет эксплуатации вполне можно рассчитывать. Чего нельзя сказать о хайтеновых рамах.
Велосипеды которые подходят для рам из Hi-Ten стали
Тут весьма спорный вопрос.
Всё дело в твоих устремлениях.
Если ты собрался в поход или дальний заезд, то обычная сталюга не подойдёт. Едва ли велосипед развалится через 100км и даже через 5000км пробега. Если это качественный велосипед.
Вот именно в качестве и дело. Те производители, которые собирают хайтеновые байки, не особо рвутся сделать качественную раму. От туда и получаем низкий уровень рам и народное "Фи" как следствие.
Есть вполне качественные велосипеды из таких рам, а есть просто ужасные (их большинство на рынке).
Для спорта и больших нагрузок, Hi-Ten, не подходит. Односкоростной велосипед или простенький MTB для поездок по городу в горном регионе — вот для чего можно использовать такие велосипеды.
При должном уходе и без экстремальных заездов, прослужит лет 10 (а может и дольше).
Кто-то скажет, что для туризма не особо важно сколько весит велосипед — 18кг или 13кг — какая разница если ты везёшь с собой груз под 30кг, 5 лишних килограмм не особо чувствуются.
Это действительно так, если бы тебе просто надо было перевезти какие-то баулы на дачу за 1-2-3 часа пути. Но во время туринговых заездов на 500-1000км или больше, все минусы велосипеда имеют свойство снежного кома.
Здесь уже простой расчёт. У карбоновых, хромолевых и алюминиевых рам намного меньше недостатков, чем у обычной сталюги. Они легче, более упругие, лучше отрабатывают ударную нагрузку и прочая маркетинговая фигня для заманухи... Однако это действительно работает таким образом.
Стоит ли экономить 20 тысяч рублей покупая велосипед с Hi-Ten рамой вместо Cro-Mo?
Нет это того не стоит. Потому что всё равно придётся много тратить на подходящую навеску, на снаряжение и т.д. Глупо закупаться дорогим оборудованием для того чтобы повесить его на дешёвую раму.
Тут надо отметить ещё один нюанс.
Cro-Mo рамы тоже бывают плохого качества. Несмотря на тот факт что хромомолибденовая сталь имеет установленные характеристики, трубы из неё делают по-разному.
А ещё бывают различные хитрости например: производитель может сделать только часть рамы из этого сплава и гордо написать: — "для изготовления рамы использовалась Cro-Mo сталь". Так что тут надо быть внимательным к деталям, как и везде.