Выбор стратегии обучения иностранному языку при правополушарной доминантности
Миф № 1: правополушарное мышление свойственно гуманитариям, детям и женщинам
Принадлежность обучающихся к тому или иному типу мышления стала широко освещаться в публикациях, однако далеко не всегда эти знания выходят за пределы «кухонных разговоров», когда ваш собеседник вдруг заявляет, что вы правополушарный гуманитарий, не способный логически мыслить. Часто случается, что при отсутствии ярко выраженной склонности этот самый гуманитарий полностью теряет мотивацию к изучению языка, особенно если этот ярлык навесил преподаватель.
Как известно, в Древней Греции философы отличались недюжинными талантами, превосходной физической формой и разносторонними интересами. Они занимались не только точными науками, но и гимнастикой.
Не было и никакой речи об узкой специализации «полушарий» и специалистов! Приветствовалось развитие когнитивной гибкости, позволявшей преодолеть привычные схемы мышления. А как иначе можно создать собственный философский «стартап»?!
Миф № 2: изучение иностранных языков подвластно только людям логического склада ума
К счастью, это не является основным условиям. Например, китайский язык считается "правополушарным", и его легче изучать в детстве в игровой форме. В то время как английский язык относится к аналитическим языкам, поэтому его изучение действительно требует развития логического мышления.
Давайте перейдем, как говорится, к делу, и рассмотрим, как проявляется доминантность полушарий при обучении:
Ведущее левое полушарие:
- легко дается запоминание списков слов, а грамматические правила эффективнее осваиваются при их словесном толковании.
- обращение к знаковой системе родного языка, контроль грамматической правильности речи; обучающимся необходимо большое количество тренировочных упражнений с вариантами ответа, в основе которых лежит выделение деталей.
Ведущее правое полушарие:
- легко дается запоминание целостных синтаксических структур и временных периодов, они в меньшей степени совершают пунктуационные ошибки.
- наиболее эффективный способ подачи новой информации - схема или пример
- предпочтительный канал восприятия – аудиальный.
После фиксации информации учащимся с правополушарной доминантностью требуется большее количество отсроченных повторений. Восприятие информации происходит целостно, обучающиеся с трудом концентрируются на деталях, проявляют слабый интерес к линейному изучению грамматики. Для них свойственно быстрое, спонтанное включение в языковую деятельность, речь характеризуется лаконичностью, наличием пауз и хезитаций, эмоционально окрашенных элементов. При этом учащимся необходимо понимать конечную цель действия, то есть изучение языка легче дается в коммуникативных эмоционально-окрашенных ситуациях.
Стоит отметить, что существует также проблема влияния мозговой асимметрии учителя на образовательный процесс, в результате чего у студентов и преподавателей с разными типами доминантности может возникнуть недопонимание, обусловленное разностью подходов к работе с информацией.
Левополушарные студенты, работающие с правополушарным учителем, могут страдать от недостаточно логичной подачи материала. Напротив, ученики правополушарного типа, работающие с учителем-аналитиком, часто скучают на уроке, даже когда им дают новую информацию.
Рассмотрим, каким образом может быть организована работа с "правополушарными" студентами.
В группе с преобладающим количеством правополушарных учеников необходимо эмоционально окрасить учебный процесс. Для этого подойдут следующие типы работы:
- Интуитивный способ изучения
- Образные представления и конкретные ситуации
- Ролевые игры
- Работа с наглядностью, фильмами, карточками
- Групповые задания
- Интервью
- Инсценировка
- Синтез текстов и слов из предложенных частей
- Мозговые штурмы
- Просмотр фильма
- Предсказание результатов
- Творческие задания
- Выявление сходств
- Сопоставление фактов
- Выделение сути
- Выделение важнейших моментов
- Использование речевых и музыкальных ритмов
- Сочинения
- Составление слов и предложений из частей
- Чтение-пересказ
- Чтение по ролям
Таким образом, резюмируя вышесказанное, преподаватель может адаптировать материал с учетом индивидуальных стилей обучения ученика. Это значительно повысит эффективность обучения.
Однако наиболее эффективным подходом представляется не развитие одних лишь сильных сторон учащихся, а разностороннее развитие навыков, в том числе, межполушаных взаимосвязей, к примеру, использование гимнастики «Brain gym» перед уроками – этот комплекс упражнений поможет справиться с трудностями в обучении.
Также вашему вниманию предлагается комплекс упражнений для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие) (время выполнения – 8 недель)
Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
- Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы крути на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.
- Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, — 1 мин.
- Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, — 20 раз.
- Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот — 10 раз.
Меняя подходы к обучению, важно не переставать изучать себя, находя, в чем ваши сильные и слабые стороны. И, конечно же, стоит помнить, что изучение языка – это всегда путешествие, исследование, открытие новых граней, в том числе, и в себе!
Автор: Басова Елена Сергеевна
Психолог, Музыкальный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru