Найти тему
Книги, Дизайн, Уют

Книга 1. Отчёт. Наталья Колбасина “Трачу и приобретаю. Как управлять семейным бюджетом, чтобы жить в достатке”.

Глава 3. Учет доходов и расходов 

Очень длинная глава, где автор много говорит о важности бюджета в-целом, и учёта в частности. Честно, если бы не мой публичный комитмент, всю главу просмотрела бы по диагонали, поскольку и так осознаю важность ведения бюджета. Но я взяла обязательство прочитать всё, поэтому вслух на диктофон прочитала всё 🙃

Резюмирую 🙂

Если не вести учёт, то до 30% денег тратится на ерунду, про которую потом и вспомнить сложно. Никакого «учёта в голове» не существует, это самообман:

не имея перед глазами цифр, невозможно анализировать расходы, контролировать и оптимизировать их. 

Основная цель учёта - собрать исходные данные для анализа и оптимизации трат. Учёт ради учёта не имеет смысла.

Главная цель ведения бюджета – сделать его профицитным! 

А для этого мало просто считать потраченное. Фиксация доходов и расходов лишь часть работы с бюджетом. С этим цифрами потом работаем дальше:

  • сравниваем с планом, выявляем несоответствия
  • думаем почему это произошло и как можно было избежать
  • придумываем как в дальнейшем сократить расходы
  • выявляем «пожирателей денег»
  • оптимизируем траты.

Оптимизировать траты значит определить приоритеты, степень важности покупок. Жить по средствам, осознанно подходить к выбору - покупать или не покупать. Тратить осознанно получится если руководствоваться логикой, а не эмоциями.

Работа с бюджетом - это не только работа с цифрами, но и со своими эмоциями.

Ваши расходы – результат вашего потребительского поведения. 

Когда все расходы перед глазами как на ладони, легко проанализировать на что мы тратим деньги. Что руководит нашим потребительским поведением: логика или эмоции? Учёт открывает нам глаза.

Чтобы сделать бюджет профицитным меняем своё финансовое поведение:

  • ставим цели ✔️ готово!
  • осознаём ценности ✔️есть
  • выясняем потребности (свои и семьи) ✔️сделано!
  • планируем ✔️да
  • ведём учёт ✔️ведём
  • анализируем ✔️
  • оптимизируем 🤔
  • контролируем эмоции и не покупаем ненужное - с этим сложнее 😏

Как говорил Альберт Эйнштейн

Самая большая глупость – делать то же самое и надеяться на другой результат

Поэтому не ищем лёгких путей, не идём проторенными дорожками, а берём управление деньгами в свои руки 😁

Самое сложное для меня, как для шопоголика, контролировать эмоции и не совершать спонтанных покупок. От их «запретности» они еще желаннее.

Здорово же иногда взять, и спонтанно завалиться с девчонками в бар. И даже осознание, что подрываешь свой бюджет, не портит настроение))
Здорово же иногда взять, и спонтанно завалиться с девчонками в бар. И даже осознание, что подрываешь свой бюджет, не портит настроение))

Если вы ещё не ведёте учёт, ссылаясь на нехватку времени, то вот вам вердикт от автора:

«Нет времени» – просто отговорка. По правде говоря, дело не во времени, а в отсутствии желания. А уж что за этим стоит – надо разбираться.

И далее Наталья разбирается. Кому интересно найти себя, причины, которые мешают вам вести бюджет, почитайте в книге. Я-то веду 🙄

И да, напоследок о способах ведения.

  1. На бумаге. Я так пишу планы, ➕всё что прописывается, имеет свойство сбываться. ➖ затруднено сравнение с планом и анализ. Никакой автоматизации и наглядности.
  2. В Microsoft Excel или Google-таблицах. ➕удобно, что можно сделать под себя ➖не каждый виртуозно владеет Экселем, придётся потратить время
  3. Приложения. У меня бесплатная версия Monefy для текучки, ➕ удобно и быстро пользоваться, ➖ аналитика очень простенькая, в виде диаграммы и нет возможности планирования.
  4. Отчеты приложений банков подойдут, если почти все платежи совершаются картой.
  5. Метод конвертов для тех, кто наоборот, предпочитает наличку. Хотя конверты могут быть и виртуальными. Можно использовать несколько банковских накопительных счетов вместо конвертов.
Суть метода – полученную зарплату делим на части и распределяем по конвертам. Каждый отвечает за конкретную важную статью расходов. На конверте пишем ее название и сумму. При оплате расходов берем деньги из соответствующего конверта. Задача – уложиться в запланированные суммы и не залезать в другие кубышки. 

Я использую 4 способа ведения бюджета. Планирую ручкой в тетрадке, для текущего учёта использую приложение Monefy в телефоне и пользуюсь отчетами онлайн банков, а в таблицах анализирую и делаю выводы.

Задумалась, может быть попробовать ввести метод конвертов в виде накопительных счетов на отдельные статьи расходов: питание, фонд радости и т.д.?

Годовой бюджет в далеком 2019, именно тогда я всерьёз взялась за тему изучения семейного бюджета. Ну вот так, да. Согласно аналитике Monefy потратили мы больше, чем у нас было. И главные «пожиратели денег» мы сами. Прожрали 48% своего бюджета буквально 😅(корзиночка - еда дома 37% и бокал - еда в кафе 11%).
Годовой бюджет в далеком 2019, именно тогда я всерьёз взялась за тему изучения семейного бюджета. Ну вот так, да. Согласно аналитике Monefy потратили мы больше, чем у нас было. И главные «пожиратели денег» мы сами. Прожрали 48% своего бюджета буквально 😅(корзиночка - еда дома 37% и бокал - еда в кафе 11%).

Завтра, если доберусь до книги (праздники всё ж), продолжим про анализ и контроль.