Глава 3. Учет доходов и расходов
Очень длинная глава, где автор много говорит о важности бюджета в-целом, и учёта в частности. Честно, если бы не мой публичный комитмент, всю главу просмотрела бы по диагонали, поскольку и так осознаю важность ведения бюджета. Но я взяла обязательство прочитать всё, поэтому вслух на диктофон прочитала всё 🙃
Резюмирую 🙂
Если не вести учёт, то до 30% денег тратится на ерунду, про которую потом и вспомнить сложно. Никакого «учёта в голове» не существует, это самообман:
не имея перед глазами цифр, невозможно анализировать расходы, контролировать и оптимизировать их.
Основная цель учёта - собрать исходные данные для анализа и оптимизации трат. Учёт ради учёта не имеет смысла.
Главная цель ведения бюджета – сделать его профицитным!
А для этого мало просто считать потраченное. Фиксация доходов и расходов лишь часть работы с бюджетом. С этим цифрами потом работаем дальше:
- сравниваем с планом, выявляем несоответствия
- думаем почему это произошло и как можно было избежать
- придумываем как в дальнейшем сократить расходы
- выявляем «пожирателей денег»
- оптимизируем траты.
Оптимизировать траты значит определить приоритеты, степень важности покупок. Жить по средствам, осознанно подходить к выбору - покупать или не покупать. Тратить осознанно получится если руководствоваться логикой, а не эмоциями.
Работа с бюджетом - это не только работа с цифрами, но и со своими эмоциями.
Ваши расходы – результат вашего потребительского поведения.
Когда все расходы перед глазами как на ладони, легко проанализировать на что мы тратим деньги. Что руководит нашим потребительским поведением: логика или эмоции? Учёт открывает нам глаза.
Чтобы сделать бюджет профицитным меняем своё финансовое поведение:
- ставим цели ✔️ готово!
- осознаём ценности ✔️есть
- выясняем потребности (свои и семьи) ✔️сделано!
- планируем ✔️да
- ведём учёт ✔️ведём
- анализируем ✔️
- оптимизируем 🤔
- контролируем эмоции и не покупаем ненужное - с этим сложнее 😏
Как говорил Альберт Эйнштейн
Самая большая глупость – делать то же самое и надеяться на другой результат
Поэтому не ищем лёгких путей, не идём проторенными дорожками, а берём управление деньгами в свои руки 😁
Самое сложное для меня, как для шопоголика, контролировать эмоции и не совершать спонтанных покупок. От их «запретности» они еще желаннее.
Если вы ещё не ведёте учёт, ссылаясь на нехватку времени, то вот вам вердикт от автора:
«Нет времени» – просто отговорка. По правде говоря, дело не во времени, а в отсутствии желания. А уж что за этим стоит – надо разбираться.
И далее Наталья разбирается. Кому интересно найти себя, причины, которые мешают вам вести бюджет, почитайте в книге. Я-то веду 🙄
И да, напоследок о способах ведения.
- На бумаге. Я так пишу планы, ➕всё что прописывается, имеет свойство сбываться. ➖ затруднено сравнение с планом и анализ. Никакой автоматизации и наглядности.
- В Microsoft Excel или Google-таблицах. ➕удобно, что можно сделать под себя ➖не каждый виртуозно владеет Экселем, придётся потратить время
- Приложения. У меня бесплатная версия Monefy для текучки, ➕ удобно и быстро пользоваться, ➖ аналитика очень простенькая, в виде диаграммы и нет возможности планирования.
- Отчеты приложений банков подойдут, если почти все платежи совершаются картой.
- Метод конвертов для тех, кто наоборот, предпочитает наличку. Хотя конверты могут быть и виртуальными. Можно использовать несколько банковских накопительных счетов вместо конвертов.
Суть метода – полученную зарплату делим на части и распределяем по конвертам. Каждый отвечает за конкретную важную статью расходов. На конверте пишем ее название и сумму. При оплате расходов берем деньги из соответствующего конверта. Задача – уложиться в запланированные суммы и не залезать в другие кубышки.
Я использую 4 способа ведения бюджета. Планирую ручкой в тетрадке, для текущего учёта использую приложение Monefy в телефоне и пользуюсь отчетами онлайн банков, а в таблицах анализирую и делаю выводы.
Задумалась, может быть попробовать ввести метод конвертов в виде накопительных счетов на отдельные статьи расходов: питание, фонд радости и т.д.?
Завтра, если доберусь до книги (праздники всё ж), продолжим про анализ и контроль.