Найти тему
Военно-технический сундук

Электромобили обречены? Почему бензиновый мотор так долго популярен, а автомобильный электромотор – не очень?

Первый прототип автомобиля на электромоторе с электрическим аккумулятором – электрокар - появился еще в 1828 году, а первый автомобиль на моторе бензиновом – в 1870-м. Но почему-то сегодня производство электромобилей не дотягивает и до 1% от общего производства всех автомобилей в мире.

La Jamais Contente - первый электроавтомобиль, который в 1899 году развил скорость выше 100 км/ч, пилот - бельгиец Камиль Женатци
La Jamais Contente - первый электроавтомобиль, который в 1899 году развил скорость выше 100 км/ч, пилот - бельгиец Камиль Женатци

Любители автомобилей и истории их появления должны прекрасно знать, что двигатели внутреннего сгорания и электромоторы были изобретены практически одновременно, то есть почти 200 лет назад. Но моя публикация рассчитана не на специалистов, а на читателей, которые не знают очень многих моментов в истории автомобилестроения. Надеюсь, что сведения, изложенные мною, будут им интересны.

Итак, сегодня очень много внимания уделяется электромобилям и тому будущему, которое им уготовано. Однако, несмотря на то, что первый электромобиль в виде электрокара на независимом движителе поехал еще почти два века назад, сегодня доля электромобилей занимает менее 1% от общего производства автомобилей.

Россия. Электрический омнибус конструкции И. В. Романова в Гатчине, 1900 г.
Россия. Электрический омнибус конструкции И. В. Романова в Гатчине, 1900 г.

Нет, я не скажу, конечно же, что электромотор на аккумуляторе – вещь совершенно не практичная. Чтобы далеко не ходить, скажу только, что, например, в СССР очень широко были распространены электропогрузчики, и на каждом предприятии, где проводились любого масштаба разгрузочно-погрузочные работы, имелся специальный аккумуляторный цех, где эти аккумуляторы подзаряжались. Электропгрузчики до сих пор остаются очень мощным производственным средством, к тому же очень экономичным.

Но вот автомобильный «электрический» транспорт за 200 лет так и не развился. Это можно объяснить лобби нефтяных и газовых компаний, но все равно это предположение неубедительно, иначе не существовало бы сегодня трамваев, троллейбусов, электричек, которые уже большое время используются во всем мире массово.

Я не буду особо искать точных причин такой непопулярности аккумуляторного электрического автомобильного транспорта, об этом много писалось. Просто расскажу историю автомобиля на электрической тяге с независимым источником питания. Это поможет хоть как-то оценить масштаб проблем, с которыми человечество столкнулось в деле изобретения электромобилей.

Электрическая тележка Аньоша Иштвана Йедлика, 1828 г., действующая ее модель сегодня хранится в музее Hungarian Electrical Engineering Museum в Будапеште
Электрическая тележка Аньоша Иштвана Йедлика, 1828 г., действующая ее модель сегодня хранится в музее Hungarian Electrical Engineering Museum в Будапеште

Первый электрический автомобиль, вернее, его прототип в виде электрокара, был изобретен и успешно поехал еще в далеком 1828 году. Построил его венгр словацкого происхождения Аньош Иштван Йедлик. Естественно, он изобрел к этому своему «прото-автомобилю» и мотор, и батарею питания. Таким образом можно считать, что история электрического автомобилестроения начинается именно в 1828 году в Австрийской империи.

Впоследствии Йедлик много работал над усовершенствованием своего изобретения, но в серию оно не пошло. А ведь он был не простым изобретателем, а являлся вполне официальным физиком, преподавал во многих университетах империи и пользовался поддержкой государства и признанием всего ученого сообщества.

Кстати, впоследствии Йедлик изобрел электрический локомотив, а также является изобретателем динамо-машины, конкурируя в этом деле со всеми мировыми звездами в области практического электричества, в частности – с «отцом мировой электротехники» Майклом Фарадеем.

Венгерские почтовые марки 1954 и 2000 гг., посвященные А. И. Йедлику
Венгерские почтовые марки 1954 и 2000 гг., посвященные А. И. Йедлику

А тем временем в Европе и США вовсю разрабатывались автомобили, снабженные двигателями внутреннего сгорания. Правда, до 1870 года в качестве топлива использовался газ, в частности – водород, но газовые двигатели были непрактичными, так как водород был опасным топливом. Но когда люди научились гнать из нефти бензин, вот тут-то развитие автомобиля на этом топливе и получило бурное развитие.

А электромобили так и не получили широкого распространения, они не вышли из стадии экспериментов, по сути, и по сей день. Двигатели внутреннего сгорания прошли через стадию множественных флюктуаций, они стали максимально мощными и максимально экономичными, а вот аккумуляторы для электродвигателей не изменили своих основных качеств практически со времен Йедлика и Фарадея. Ну, разве повысилась их мощность и безопасность, но не намного.

Вот, например, на бензиновых моторах самолеты летают многие тысячи километров без посадки, а функциональный самолет на электрической тяге так и не изобретен. То же самое можно сказать и о кораблях. Автомобильный транспорт, казалось бы, тут находится в более выгодном положении, но, тем не менее, выпуск электромобилей, как писалось выше, даже сегодня, в век максимального развития техники, так и не превысил 1%.

Так в чем же дело? Почему так? Может, изобретатели электрических аккумуляторов идут не в том направлении?

А. Казанцев, "Пылающий остров", 1941 г.
А. Казанцев, "Пылающий остров", 1941 г.

Я думаю, что химические источники электроэнергии давно исчерпали свои возможности. Будущее – за атомными источниками, такую идею выдвинул в своем научно-фантастическом романе «Пылающий остров» еще советский писатель Александр Казанцев в конце 30-х, герой которого изобрел миниатюрный «вечный» атомный аккумулятор, умещающийся в нагрудном кармане.

Вот только не изобрели еще в мире таких миниатюрных «вечных» аккумуляторов. А когда изобретут?

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕХНИКЕ:

Путь авиации нашей страны. Какими самолетами отечественного авиастроения мы можем гордиться?

Вы видели когда-нибудь железобетонные корабли? А их строили тысячами, производят и сегодня

Нападение «воздушных авианосцев» Красной Армии на Румынию летом 1941-го. Какие были результаты?

Немецкий супертанк 1000 тонн весом - «Landkreuzer P.1000 Ratte». История создания и нереальность использования

Почему бренд «ОКБ Антонов» принадлежит Украине, а на марку самолета Ан-2 она не имеет никаких прав?