Как часто прилежно спланированная операция имеет смехотворные результаты... Одна из них называлась TAN № 2 (Дайниджи Тан Сакусэн) .
В сентябре 1944 года, после захвата Марианских островов и Пелелиу, Улити стал якорной стоянкой Тихоокеанского флота США. Атолл, состоящий из группы западных Каролинских островов, в 350 милях к юго-западу от Гуама, Улити был связующим звеном подготовки к нападениям на Иводзиму и Окинаву. Огромная якорная стоянка могла вместить более 1000 больших кораблей — вместимость больше, чем у Маджуро или Перл-Харбора.
Это не могло пройти мимо внимания японского командования. Однако атаку надо было тщательно подготовить. В начале февраля 1945 года 141-я Морская авиационная группа (NAG), базирующаяся в Кисарадзу в Токийском заливе, получила приказ направить на остров Трук отряд из семи самолётов-разведчиков C6N Saiun
Они вылетели 11 февраля . Двое вскоре вернулись на базу, а один утонул в пути. После ночевки на острове Иводзима, четыре C6N приземлились на Труке, при этом один разбился при посадке. Эти самолёты требовали специального обслуживания, но на Труке не было ни топлива, ни запасных частей для этого типа. Поэтому ещё 29 января из Йокосуки отправилась подводная лодка I-366, с 33 тоннами авиабензина и запчастями для этих самолётов.
Её путешествие с самого начала сопровождалось техническими проблемами. К огорчению адмирала Овады, I-366 вскоре сообщила, что возвращается на базу — у её коротковолновой антенны был серьезный дефект. Немедленно начались ремонтные работы, и через восемь часов подводная лодка снова отплыла с вымпелом «Кикусуи» («Плавающая хризантема»), гордо развевающимся на боевой рубке. Вот такая же "Плавающая хризантема" на самолёте-камикадзе:
Через несколько дней I-366 попала в жестокий шторм. Ей пришлось бороться с 9-метровыми волнами, которые неоднократно заливали ее дизеля и унесли значительную часть палубного груза. 12 февраля лодка всё-таки прибыла на Трук и выгрузила предназначавшийся для авиаразведчиков груз.
13 февраля единственный пригодный к полетам C6N Saiun вылетел в разведывательный вылет над Улити. И обнаружил, что на стоянке не было авианосцев. Адмирал Тойода Соэму, главком Объединенного флота, решил отложить операцию до начала марта.
9 марта C6N, пилотируемый лейтенантом Мики Такума с штурманом Ито Кунио и радистом Хатая Шигеру , обнаружил и сфотографировал 6 авианосцев и 9 эскортных авианосцев оперативной группы 58 в Улити. Ито также заметил группу из четырех авианосцев, подходящих к атоллу с северо-востока. На обратном пути на базу C6N лейтенанта Мики ускользнул от трех P-38 «Лайтнинг» где-то между Улити и Труком. После приземления на Труке разведотдел идентифицировал авианосцы по фотографиям Ито как один авианосец типа SARATOGA, четыре типа ESSEX, три типа INDEPENDENCE, семь эскортных авианосцев и четыре неопознанных корабля. Когда адмирал Тойода получил эту информацию, он обозначил 11 марта как день «Д».
В тот день (9 марта) подводная лодка I-58 с четырьмя подводными лодками-смертниками "Кайтен" направлялась на Иводзиму, чтобы атаковать флот вторжения вице-адмирала Спрюэнса, но её командир лейтенант-коммандер Хасимото был перенаправлен к Окинотори-Шима (также известный как Риф Дугласа) для участия в операции TAN № 2. Хасимото оставалось идти до точки пуска человеко-торпед всего полтора часа.. Испытывая отвращение к необходимости прервать свою миссию, когда успех казался неизбежным, Хасимото сбросил за борт два из своих четырех "Кайтенов", и I-58 на полной скорости двинулся в сторону Окинотори-Шима, идя в надводном положении. Хасимото беспокоился о рифах в этом районе, но закат 10 марта показал, что его штурман лейтенант Изуно Сёдзо проделал прекрасную работу. Окинтори-Шима был виден прямо впереди, как «одинокий каменный фонарь», торчащий из воды.
Кстати, это тот самый Мотицура Хасимото, который впоследствии потопил тяжёлый крейсер "Индианаполис", доставивший начинку для атомных бомб на остров Тиниан
Лодка должна была служить радиомаяком для ударной группы самолётов.
11 марта 1945 года вице-адмирал Угаки обратился к специальному штурмовому отряду "Азуса" перед их взлетом. Он отметил, что стать избранным для этой миссии было большой честью. Угаки подчеркнул серьезность момента, когда "B-29" совершают набеги на нашу родину каждый день», а Иводзима обречен. В Улити должно было находиться девятнадцать американских кораблей. Ключ к успеху заключается в том, чтобы неожиданно достичь цели.
Удар должны были нанести 24 бомбардировщика Yokosuka P1Y Ginga
Им предстояло проделать такой путь, практически на предельную дальность полёта:
Кроме того, 5 дальних морских разведчиков Kawanishi H8K
и 4 бомбардировщика наземного базирования обеспечивали разведку погоды, патрулирование по маршруту и служили лидерами для ударных самолётов, каждый из которых нёс 800-килограммовую бомбу, с которой должен был врезаться во вражеский корабль.
Погода на аэродроме Каноя на Кюсю была хорошей, но вылет летающей лодки-разведчика погоды H8K Emily был отложен из-за неполадок с двигателем. В конце концов, он поднялся в воздух всего за два часа до взлета ударных самолётов. В 09:00 двадцать четыре бомбардировщика Yokosuka P1Y Ginga под командованием лейтенанта Куромару Наото вылетели на Улити с миссией «токко» (камикадзе).
Примерно через четыре часа после начала миссии отряд прошел подводную лодку HA-106 у острова Минами-Дайтодзима, имевшую задачу спасения экипажей самолётов в случае необходимости. Позже пять P1Y повернули назад из-за проблем с двигателями и приземлились на Минами-Дайтодзима. При этом три из них потерпели аварию. Неизвестно, спасла ли HA-106 кого-либо из авиаторов.
После того, как радар I-58 засек приближающиеся самолеты, подводная лодка начала передавать непрерывный длинноволновый радиосигнал. H8K Emily зарегистрировал сигналы Хасимото. Самолет-разведчик погоды после этого развернулся у Окинтори-Шима и вернулся в Кагосиму около 15:30.
Начались проблемы с двигателями. Один из лидеров H8K2 Emily исчез, и шести бомбардировщикам P1Y Ginga пришлось вернуться в Каною. Дождевые шквалы развивались в районе Окинтори-Шима и вынудили атакующую группу, и без того отстающую от графика, подняться выше облаков, потеряв тем самым визуальные контрольные пункты. Погода также вынуждала самолёты облетать множество шквалов дождя. Эти облёты увеличили расстояние, уже и так близкое к максимальной дальности их полёта, сжигая драгоценное топливо. Несколько бомбардировщиков из-за проблем с двигателями приземлились на острова. Два утонули в море.
Через восемь часов после взлета специальный ударный отряд «Азуса» спустился сквозь облачность. В результате навигационной ошибки и неожиданного встречного ветра они оказались вблизи острова Яп, в 120 милях к западу от Улити. Проводив P1Y Ginga до Япа, H8K уорент-офицера Нагамине Горо отправился в Мелейон. Четыре P1Y штурмового отряда совершили аварийную посадку на Япе, возможно, из-за ненадежного радиовысотомера нового типа.
Только два P1Y вместо первоначальных 24 бомбардировщиков достигли Улити, причем оба уже после наступления темноты. Они сбросили ленты из фольги, чтобы обмануть американские радары, затем спикировали и полетели низко над водой. Оба незамеченными влетели на якорную стоянку Улити. Им нужен был один из больших авианосцев. Пилот первого передал по рации «Успешной атаки!».
Никакой тревоги не было. Островки и корабли были хорошо освещены, экипажи кораблей отдыхали, на палубах показывали фильмы. В 20:07 P1Y врезался в правый борт авианосца USS RANDOLPH (CV-15) водоизмещением 27 100 тонн, стоявшего на якоре у острова Сорлен. Бомбардировщик попал в корму чуть ниже полётной палубы, но в баках осталось так мало топлива, что он не загорелся. Взрывом его бомбы были уничтожены самолеты в районе полетной и ангарной палуб. RANDOLPH был сильно поврежден, 26 человек убиты и еще 105 ранены. Второй камикадзе принял Мог-Мог, соседний островок , за другой авианосец и врезался в освещенную площадку для бейсбола.
Летающая лодка H8K уорент-офицера Нагамине приземлилась на Мелейоне около 23:30. Бензина здесь не было. Самолёт расстреляли из пулемётов и затопили. Гарнизон Мелейона состоял из нескольких десятков человек. Авиаторы нашли всех японских солдат голодающими. Они ждали подводную лодку пятьдесят семь дней и выжили, питаясь крысами. Два месяца спустя, 10 мая 1945 года, транспортная подводная лодка I-369 прибыла в Мелейон и спасла выживших. Она вернулась в Йокосуку 24 мая 1945 года.
Подразделения японской разведки перехватили несколько американских радиосообщений открытым текстом о воздушном налете на Улити. Основываясь на этих перехватах, адмирал Тойода был очень оптимистичен в отношении результатов TAN № 2. На следующий день C6N Saiun с острова Трук обнаружил, что все авианосцы находятся на месте, а в воде не видно топлива. Только тогда стало ясно, что атака провалилась.
Японцы объяснили провал операции ненадежными авиационными двигателями и слишком большим расстоянием, которое необходимо было пролететь. Десять пилотов P1Y остались в живых, но некоторые получили ранения при приземлении. И лейтенант Куромару, и уорент-офицер Нагамине пережили войну.
******
Может ли камикадзе пробить борт военного корабля? Об этом здесь:
................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: