Вот почти и всё. Сегодня знаменательный момент, когда мы дошли до самого последнего экспоната «Музея Москвича» на ВДНХ.
Им будет довольно любопытный электрический пикап: наш ответ Tesla Cybertruck родом из далёкого прошлого.
Он такой же угловатый, страшненький и тоже долго не мог перейти в статус серийного. Но если у Cybertruck всё же есть шанс стать серийным, то электропикап от АЗЛК так и не смог выйти из статуса опытной разработки.
История появления электрического пикапа относится к концу 90-х годов, когда на АЗЛК начали искать пути снижения затрат на эксплуатацию коммерческого транспорта.
Тогда было решено обратиться к госпредприятию «Квант», которое в бывшем СССР отвечало за аккумуляторы и солнечные батареи для космических кораблей.
Но не спешите гордиться и рассказывать всем, что «на нашем "Москвиче" стоят батареи и электромотор от космического корабля». Всё гораздо банальнее: компоненты силовой установки закупили... у американцев.
На пикап, получивший название АЗЛК-2335Е1, поставили электромотор мощностью 48 кВт (65 лошадиных сил) и аккумуляторы Т-125 ёмкостью 125 Ач и напряжением 108 В.
Все современные электромобили не используют коробки передач, но в 90-е всё было иначе.
И мощности электромоторов были не те, и крутящий момент тоже. Поэтому АЗЛК-2335Е1 сохранил стандартную механическую коробку передач.
Характеристики тоже были несравнимы с современными «электричками»: запас хода всего 100 километров (и это если ехать без нагрузки), а с грузов в 400 кг он падал до 70-80 километров.
АЗЛК-2335Е1 и электрический хэтчбек с такой же силовой установкой АЗЛК-2141Е1 показали общественности в августе 1997 года во время Московского международного автосалона.
Внешне автомобили не имели отличий от своих бензиновых собратьев, за исключением надписи «Электро» на бортах и отсутствия системы выхлопа.
Часть аккумуляторных батарей разместили под капотом (там где у обычного «Москвича» находится двигатель), а оставшиеся расположили под полом платформы на месте, где раньше был бензобак.
В целом электрические «Москвичи» получились неплохими, особенно если говорить о варианте с кузовом пикап: испытания показали резкое снижение расходов на эксплуатацию по сравнению с автомобилем с ДВС, отсутствие выброса вредных веществ, низкий шума и пр.
Тем не менее проект дальнейшего развития не получил, в первую очередь из-за крайне высокой стоимости электрооборудования, превышающей стоимость обычного автомобиля.
Всего было изготовлено около двух десятков электрических пикапов: последние 14 оставались на АЗЛК до 2004 года, когда были разобраны прямо на заводе.
Сохранившийся экземпляр изначально был частью коллекции заводского музея, а затем перебрался в музей на Рогожском валу. И только после этого попал в экспозицию «Музея Москвича».