Найти тему
Порцелиновый фан

Посуда императорских яхт. "Держава". ИФЗ. Сервиз 1871-78 гг. и сервиз 1884 г.

Здравствуйте друзья! На канале уже выходили статьи, посвящённые сервизам, заказанным специально для Российских императорских яхт. Примером для всех прочих послужил сервиз, который так и был назван - "Яхтинский" (о нём читайте здесь https://dzen.ru/a/YxITmyzqxFxWiQ7R), изготовленный ко времени Большого путешествия Екатерины II в Крым в 1787-м году (если вдруг Ея Величество захочет совершить морскую прогулку на яхте, и проголодается). В музейном комплексе Петергофа есть музей "Императорские яхты". Он совсем небольшой, там экспонируются рисунки, фотографии, модели и убранство императорских яхт. Сейчас предлагаю вашему вниманию посуду, изготовленную для колёсной яхты "Держава", которая была заложена 28 апреля 1866 года в деревянном эллинге Нового адмиралтейства, и строилась по образцу английской королевской яхты "Victoria and Albert". В 1871-м году состоялся торжественный спуск "Державы" на воду в присутствии императора и свиты.

Сервиз для яхты проектировался как серебряный, был ли он исполнен, нет ли, такими сведениями я не располагаю, но, очевидно, что формы фарфорового сервиза соответствуют формам серебряного...Смотрим.

Репродукции эскизов предметов  серебряного сервиза, выполненных, как и всё убранство императорских яхт "Держава" и "Ливадия", самым модным на то время художником и архитектором двора Ипполитом Антоновичем Монигетти (1819-1878).  Фото взято из свободного доступа в интернете.
Репродукции эскизов предметов серебряного сервиза, выполненных, как и всё убранство императорских яхт "Держава" и "Ливадия", самым модным на то время художником и архитектором двора Ипполитом Антоновичем Монигетти (1819-1878). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Отделка интерьеров яхты просто поражали современников роскошью. Сервиз в этом смысле не отстаёт. Императорским фарфоровому и стеклянному заводам в январе 1871 года был заказан "сервиз парадный для императорской фамилии" на тридцать персон. Заказ был исполнен в 1874-м году, большая партия доделок - в 1878-м году. Теперь рассмотрим предметы сервиза по отдельности. К сожалению, все размеры и пр. привести не могу - музеи Петергофа, в отличие от Эрмитажа (в этом Эрмитажу плюс, конечно, несмотря на всю мою критику!) полных сведений в открытый доступ не предоставляют. Если же говорить исключительно о росписи, то она по манере и пышности напоминает роспись Константиновского сервиза 1848-го года (о нём читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-ifz-konstantinovskii-serviz-1848g-630390f3d7ac09094bc4a629 ).

С борта "Державы" император Александр II наблюдал за маневрами кораблей Балтийского флота в открытом море во время учений флота. Почти ежегодно царская семья в летние месяцы выходила на яхте в финские шхеры, посещала Гельсингфорс и другие города на побережье Финляндии.


Но представленный выше сервиз оказался не единственным, предназначенным для данной яхты. Сменились правители - сменились вкусы. На смену царю реформатору пришёл царь-миротворец. Внешняя пышность (и это при том, что Александр II внимания фарфору не уделял, в отличие от Александра III, да и всех прочих Романовых) сменилась скромностью и "близостью к народу". Отсюда некоторая "простота" сервиза середины 1880-х годов, стилистическая близость к "обычным" ресторанным сервизам того времени. Сервиз получил наименование "императорский сервиз №2 с рисунком "флаг и гюйс". Смотрим...

Александр III и Мария Федоровна неоднократно совершали на "Державе" круизы в Данию (на родину императрицы).

В опись имущества "Державы" 1890-го года включен "парадный императорский сервиз", состоявший из 816-и предметов из фарфора, 1428-и предметов из стекла и 802-х предметов столового серебра. В качестве императорской яхта просуществовала до 1898-го года, затем ее переделали в учебное судно и переименовали в "Двину". "Двина" прослужила до конца 1905 года, затем была разобрана. Сервизы были упакованы в ящики и хранились в Петербургском порту, позднее поступили в сервизную кладовую Высочайшего Двора в Зимнем дворце, а оттуда в 1910-м году по приказу Николая II были переданы "в дар кают-компании Гвардейского экипажа".

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Благодарю всех подписавшихся - ваш интерес греет мне душу. Однако монетизация на Дзене пока просто смешная. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!

Еда
6,93 млн интересуются