В 1784 году по Её Высочайшему заказу на Императорском фарфоровом заводе был создан Арабесковый сервиз. Свое название сервиз получил по орнаментальным мотивам, повторяющим росписи фресок, обнаруженных при раскопках Помпей (начало раскопок - 1748) и Геркуланума (начало раскопок - 1738).
Это первый большой сервиз ИФЗ, выполненный по канонам (тогда только формировавшимся) КЛАССИЦИЗМА.
Но прежде всего взгляд зрителя при виде Арабескового сервиза притягивают не расставленные "утилитарные" предметы (хотя и они хороши!), а композиционный центр стола - ансамбль из девяти скульптурных композиций. Это т.н. сюрту-де-табль (от фр. "surtout de table", где "surtout" - "главная, большая ваза", и "table" — стол) - "Бисквитное филе", прославляющее деяния Екатерины II, созданное по моделям Жака-Доминика Рашетта, приглашенного на ИФЗ в 1779 году. Сюрту-де-табль - традиционное настольное украшение парадного стола в аристократической культуре Франции, включает большую вазу или ароматницу, либо скульптурную группу аллегорического содержания на постаменте, иногда - миниатюрный "фонтан". В данном случае - это целый скульптурный ансамбль. Является неотъемлемой и самой яркой частью Арабескового сервиза.
Пара слов о создателе. Жак-Доминик Рашетт родился на юге Франции в Монпелье в 1744-м году, обучался в Копенгагенской Королевской академии художеств и в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1779-м году в возрасте 35-и лет был приглашен князем А. А. Вяземским в Санкт-Петербург на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода. С тех пор жил и трудился в Санкт-Петербурге, скончался там же в 1809-м году. Кроме многочисленных настольных скульптур делал и портретные изображения, бюсты и барельефы Екатерины II, Павла I, Александра I, других членов императорской семьи. Среди его работ бюсты уральского заводчика П.А. Демидова, художника Г.И. Козлова, барельеф и бюст математика Леонарда Эйлера, барельефы супругов графа и графини Чернышевых и пр., и пр.
Как скульптор-монументалист создал статую "Екатерина II в образе богини Кибелы" (1788, не сохранилась), памятник генерал-фельдмаршалу графу П. А. Румянцеву-Задунайскому (1793, не сохранился), многофигурное надгробие канцлера А. А. Безбородко (1803, Александро-Невская лавра). Другие его работы – статуи Большого каскада в Петергофе: "Юнона", "Юпитер", "Нереида Галатея" и "Наяда с Тритоном". Занимался декоративной пластикой, сотрудничал с Дж. Кваренги, Ч. Камероном, А. Н. Воронихиным. Смотрим скульптурные композиции сервиза.
Другие скульптурные композиции сюрту-де-табль сервиза смотрите в галерее ниже (там же вы узнаете и ответ на любимый вопрос любого русофоба: "Чей Крым?") .
В галерее ниже представлены скульптурные композиции сюрту-де-табль сервиза, расположенные на сервированном столе.
Парадный столовый и десертный Арабесковый сервиз на 60 кувертов стоимостью 25000 рублей, исполненный под надзором генерал-прокурора Сената и управляющего Императорского фарфорового завода князя Александра Вяземского в 1784 году, включал в себя 973 предмета 50 наименований. В галереях ниже представлены некоторые предметы сервиза.
23 сентября 1784 года сервиз был представлен императрице в одной из комнат Зимнего дворца, а затем продемонстрирован иностранным министрам. Ниже можно познакомиться с некоторыми предметами сервиза более подробно.
Основная часть сервиза (181 предмет) находится в собрании Русского музея. Отдельные предметы представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа, ГМЗ "Царское Село", ГМЗ "Петергоф", ГМК Кусково, ГИМ, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Сервиз был рассчитан на 60 персон и использовался на официальных парадных приёмах. Первоначально в его состав входило 973 предмета столового и десертного назначения. В античных мотивах росписей и строгих формах этого сервиза стиля КЛАССИЦИЗМ нашли не только веяния новой для тех лет европейской моды, но и личные пристрастия Екатерины Великой. Основной мотив в данном сервизе обусловлен тем, что императрица обожала камеи и была их страстной собирательницей: её собрание резных камней включало 7 817 произведений ювелирного искусства. А незадолго до заказа сервиза Екатерина II приобрела ещё и полную коллекцию камей герцога Орлеанского из дворца Пале-Рояль... Собрание герцога было одним из крупнейших в Европе, национальной гордостью Франции, но герцогу было сделано предложение, от которого тот не смог отказаться.
На предметах сервиза изображены аллегорические женские фигуры в античных одеждах. Они олицетворяют правосудие, промышленность, плодородие, искусство, литературу и др. Так, например, поэзию персонифицирует женщина с пером и раскрытой книгой (символ учености и литературной деятельности). Еще на одном изображении женщина держит сердце. Этот атрибут высшей страсти традиционно ассоциируют с греческой богиней любви Афродитой.
Аллегории Арабескового сервиза выполнены росписью гризайль, (фр. grisaille от gris — серый), суть которой заключается в нанесении изображений оттенками одного цвета (чаще серого), иногда с прорисовкой другого. Отличием такого вида живописи является светотеневая моделировка, дающая объем рисунку. Получалась имитация резных камей (как в данном сервизе) или скульптурных рельефов. Этот же прием введен в оформление орнаментальных гирлянд по бортам предметов. Переходами серого цвета нарисованы античные головки в чередовании с вазонами в форме амфор. Соединенные арабесками, они помещены в овальные медальоны на коричнево-бордовом фоне. Рисунки однотипны. Женский профиль (схожий с портретом Екатерины II) имеет собранную на затылке прическу. Росписью гризайль были оформлении также и некоторые интерьеры дворцов Царского Села и Павловска. Смотрим...
На оформление Арабескового сервиза без всякого сомнения оказал влияние Сервиз с камеями (1778-1779; Севр), заказанный Екатериной II для своего фаворита Г.А. Потемкина. Например, Передачи рюмочные по форме практически идентичны, также похожи Мороженицы и некоторые другие предметы сервизов. Однако Арабесковый сервиз создан в более лаконичном, выдержанном стиле КЛАССИЦИЗМА. В Сервизе же с камеями ещё чувствуется сильное влияние РОКОКО, один из принципов которого: полное декорирование пространства, или - за что критиковали стиль - "боязнь пустых мест", отчего зрителю трудно было акцентировать взор на основной узор или рисунок - всё мешалось в пестроту.
Спустя три года после создания Арабескового сервиза на ИФЗ был создан очень похожий на него, почти "близнец", Яхтинский сервиз. Он, действительно, с точки зрения декора является как бы продолжением Арабескового сервиза, и определённым образом свидетельствует о том, что Арабесковый сервиз императрице ну очень понравился. Яхтинский сервиз, рассчитанный на 60 кувертов, был изготовлен специально к путешествию Екатерины II в Крым в 1787-м году. Смотрим...
Крупные предметы Яхтинского сервиза, например миски (терины), дополнительно украшены миндалевидными медальонами с изображением крылатых Слав с венками в руках; они также исполнены росписью гризайль - под камеи.
И на посошок, ещё одна замечательная скульптурная композиция модельмейстера ИФЗ Жака-Доминика Рашетта - "Екатерина II в образе Минервы". Хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. Эстетически декор очень близок к декору представленных сервизов.
Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.