Найти тему
РГАНТД Архивы России

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ВИНТОКРЫЛА КА-22

20 апреля 1960 г. состоялся первый полет вертолета Ка-22, разработанного в ОКБ авиаконструктора, создателя вертолетов серии «КА» Н.И. Камова.

КА-22 в испытательном полете. РГАНТД. СИФ № 3627
КА-22 в испытательном полете. РГАНТД. СИФ № 3627

Вертолет Ка-22 создавался в разгар холодной войны, когда возникла необходимость в скоростной транспортировке оперативно-тактических баллистических ракет вместе с пусковыми установками в недоступную местность. Одним из разработчиков летательных аппаратов для выполнения задачи военного назначения стало конструкторское бюро (КБ) Н.И. Камова. Новый тип летательных устройств проектировался на базе фюзеляжа самолета Ли-2, с размещенными на крыльях несущими винтами. Винтокрыл Ка-22 представлял собой комбинированный летательный аппарат, занимающий промежуточное положение между вертолетом и самолетом по принципам создания подъемной силы и управления ею. По техническим требованиям винтокрыл должен был транспортировать груз массой до 5000 кг на дальность полета порядка 700 км, 4000 кг — до 1500 км с максимальной скоростью не менее 400 км/ч.

Его статические испытания проходили в 1957 г. в ЦАГИ. Первый экземпляр для летных испытаний был собран на авиазаводе № 938 и направлен на летно-испытательную станцию конструкторского бюро. Первые испытания Ка-22 в режиме свободного висения проходили летом 1959 г.

Первый полноценный полет винтокрыла состоялся 20 апреля 1960 г. с участием пилотов Д.К. Ефремова и В.М. Евдокимова, бортмеханика Е.И. Филатова, ведущего инженера В.Б. Альперовича и экспериментатора Ю.И. Емельянова. Во время полета произошла аварийная ситуация. Из-за флаттера несущих винтов от винта оторвался полутораметровый кусок лопасти. Профессионализм экипажа позволил в создавшихся условиях посадить винтокрыл в режиме авариной посадки, поперек взлетно-посадочной полосы.

В дальнейшем летные испытания Ка-22 продолжались. После произошедших трагичных событий с гибелью пилотов в 1964 г. было принято решение снять винтокрыл с серийного производства. В итоге для решения поставленной военной задачи предпочтение отдано продукции КБ М.Л. Миля, также работавшего в этом направлении.

В фондах Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова МАП СССР (Ф. 53) и Центрального аэрогидродинамического института имени проф. Н.Е. Жуковского (Ф. 161) хранятся заключения, технические отчеты и материалы по испытаниям винтокрыла Ка-22, исследованиям в области его разработки за 1950-е гг.

Е.Н. Аксенова