Человек – это сложное произведение Мироздания. Существует целый ряд психических феноменов, до сих пор не получивших общепризнанного научного объяснения. Признание фактического наличия некоторых из них более или менее привычно для нашего сознания.
К таким явлениям можно отнести, например, ощущение чужого взгляда в спину, боли (или других ощущений) в фантомной (отсутствующей у инвалидов) конечности, тренировочные спарринги каратистов с завязанными глазами, прицельная и успешная стрельба в полной темноте, спонтанные защитные реакции тела без участия сознания, (например, автомобиль «подкрался» незаметно, а тело без непосредственного контакта среагировало само), бесконтактный массаж, лозоходство, интуитивные прозрения.
Другие феномены совсем не укладываются в общепринятую научную картину мира и усилия по рационализации их понимания могут навеять мысли о шарлатанстве, некомпетентности или неадекватных иллюзиях. К таким явлениям можно отнести, например, видение ауры или внутренних органов человека и животных, диагностирование заболеваний руками, успешный поиск полезных ископаемых по карте (например, опыты Ури Геллера), дистанционное получение неочевидной информации (ясновидение, яснослышание и т.п.) и ещё многие другие экстрасенсорные феномены.
Многочисленные тайны человеческой психики пытались познать и использовать очень многие. В первом приближении всех исследователей можно разделить на две большие и «разношёрстные» группы, имеющие, тем не менее, внутри своей группы черты подобия.
Первую группу людей можно условно назвать «правополушарники» - это люди, которые идут в своих изысканиях преимущественно от ощущений, образов и метафор. К этой группе можно отнести представителей различных направлений йоги, шаманизма, толтеков, китайских даосов, различных деятелей мистического толка, магов и экстрасенсов всех мастей.
Вторую группу можно условно назвать «левополушарники» - это люди, которые в своих исследованиях опираются (или хотя бы стремятся к этому), прежде всего, на логику, согласованную с общепринятой научной парадигмой. Ко второй группе можно отнести самые различные направления психологии, в том числе, например: психоанализ и психосинтез, бихевиоризм и гештальтпсихологию, NLP и когнитивную психологию. Приводя этот перечень, автор, разумеется, не претендует на полноту списка основных направлений психологии.
Заметим, что понятия «правополушарники» и «левополушарники» используются в метафорическом смысле. Конечно, приведённая классификация является грубой и не означает, что в среде «правополушарников» нет людей с доминирующим левым полушарием, и наоборот. С другой стороны, в среде «левополушарников» есть люди с доминирующим правым полушарием. Тем не менее, такая классификация имеет корреляцию с соответствующими проявлениями общественного сознания.
Обе группы имеют, естественно, большие отличия в системах базовых понятий и стиле мышления, а также в способах типовых проявлений своей активности. Представители двух этих больших групп, зачастую, оценивают деятельность альтернативной группы как вопиющее проявление некомпетентности в оценках возможности человеческой психики.
Использование таких непривычных для представителей группы «левополушарников» терминов, как «чакры», «эфирное тело» или «центральные потоки», может привести их в состояние насмешки или даже испуга.
Сначала Школа ДЭИР, а позже Школа Эми-Йоги (в дальнейшем: "Школы") решают непростую задачу свести воедино оба обозначенных направления, гармонизировать деятельность «обоих полушарий» общественного сознания. Эти Школы сочетают в своих подходах как работу с ощущениями, развитую до уровня многоцелевой технологии, так и рационализированный взгляд на природу самых различных проявлений психики.
Практические аспекты технологий Школ предоставляют широкий спектр возможностей: навыки по развитию социальной коммуникации и успешности, навыки повышения ментальной свободы сознания от влияния коллективного бессознательного, навыки коррекции собственного самочувствия и здоровья, познание неизведанных возможностей человека.
Школы развивают область человекознания под названием «энергоинформационика», которая основана на картине мира, открывающейся субъекту изнутри его психики. Не снаружи, как рассматривается современной психологией, а именно изнутри. Отсюда логично следует, что для изучения сознания и других субъективных феноменов используется такой «первичный исследовательский инструмент энергоинформационики» как самонаблюдение.
Одно из направлений усилий Школ - демистификация энергоинформационных феноменов, связанных с энергетической стороной психических процессов, в том числе таких, как «эфирное тело», «поле» (в его энергоинформационном или экстрасенсорном смысле), «чакры» и многих других. Эти понятия являются неотъемлемой составляющей принятых в Школах моделях сенсорной архитектоники психики.
Отмечу, что традиционно психологов, к сожалению, не интересуют вопросы энергетического обеспечения психических процессов (или интересуют крайне мало). Исключение составляет, пожалуй, З.Фрейд с его последователями, которого Аллахвердов В.М. назвал «контрреволюционером» в психологии. В психоанализе самонаблюдение как метод не получил развития, а все представления об энергетике свелись к одной лишь сексуальной энергии «либидо».
«Самонаблюдение» как метод для исследования природы сознания пытались использовать В.Вундт, Э.Титченер и другие представители структурализма, однако они в своих исследованиях зашли в тупик. «Энергетика» психических процессов их не интересовала. Психологические подходы, в которых не используется сочетание метода самонаблюдения и интереса к «энергетике», в отличие от подхода энергоинформационного могут быть названы «информационными».
В настоящей работе «информационный» подход к психике представлен моделью Агафонова А.Ю. Его работа представляет интерес для развития теоретической базы «информационной» психологии. Однако, потенциал работы таков, что некоторые идеи, заложенные в его модель, были использованы автором настоящей статьи и Школой Эми-Йоги при разработке энергосмыслового подхода к модели психики, предназначенной для решения задач энергоинформационики. Термин «сенсорная архитектоника психики» Агафоновым А.Ю., конечно, не использовался.
На основе принятых в Школах набора базовых понятий, а именно: «сенсорная проекция», «телесная проекция», «эфирное тело», «центральные потоки», «чакры» и некоторых других, а также трёх пространств (объективного, субъективного и виртуального) предлагается установить новый более лаконичный взгляд на характер взаимодействия перечисленных составных частей между собой. Предполагается, что это будет способствовать облегчению проникновения в общественное сознание научного подхода к энергоинформационным феноменам, расширит описательные возможности теоретической базы, а также найдёт своё практическое применение.
Рассмотрим последовательно особенности трёх обозначенных выше моделей, то есть модели Агафонова А.Ю., модели Верищагина – Титова, принятой в Школе ДЭИР, и авторской модели Школы Йоги Эмоционального интеллекта. Авторская модель посвящена новому взгляду на сенсорную архитектонику психики.
Продолжение следует.
PS. Не забывайте ставить лайки, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации! Спасибо за поддержку канала.
Содержание Дзен-Блога "Школа Эми-Йоги. Свободная жизнь. От саморазвития к развитию цивилизации".