Он прожил короткую, но очень яркую жизнь. 21 марта 1960 года, недалеко от бразильского города Сан-Паулу, в обеспеченной семье Милтона да Сильвы, преуспевающего торговца автомобилями и итальянской эмигрантки Нейды Сенна из Неаполя, родился Айртон Сенна да Силва. В семье он был первым мальчиком и естественно сразу завоевал все отцовское внимание.
Айртону 3 года.
В четыре года у да Сильвы младшего был уже и собственный карт с мотором в 1 л.с. от газонокосилки, и собственный картодром, построенный прямо на семейной ферме по распоряжению отца. Кроме того скоро у будущего чемпиона появился и личный гоночный менеджер - Армандо Ботелью. Отец явно рассчитывал вырастить чемпиона. В десять лет Айртон получил в подарок более мощный карт, но ему не позволили выступать в городских соревнованиях - там участвовали гонщики с 13 лет. Ждать оставалось недолго, и в 1975 году он вышел на старт в своей первой гонки в Интерлагосе. Победа была почти гарантирована, ибо благодаря отцовскому бизнесу (комплектующие к автомобилям) сын имел в распоряжении лучшие шасси и лучший мотор. В 1977 году он стал чемпионом Южной Америки по картингу в категории "100 куб.см.", а годом позже отправился в Европу.
Конечно же, и в Америке были автогонки, но Европа была "Меккой" автоспорта. Сенна, с помощью своего менеджера, обратился на итальянский завод DAP в Mилане и заказал карт на новый сезон. В том году Айртон закончил первенство лишь шестым. В 1979-м снова неудача, главным образом из-за недостатка времени на тестирование и настройку машины. Теперь, достигнув двадцатилетия, он приблизился к верхушке мира картинга. Однако, отец, озабоченный образованием сына позвал его на родину и Айртон пошел в деловую школу в Сан-Пауло. Вскоре Милтон да Сильва осознал свою ошибку. Другой жизни, кроме гонок для сына не существовало и весной 1981 года Сенна вернулся в Европу. Айртон поехал в Норфолк в надежде получить автомобиль "Формулы Форд 1600". И получил его в команде "Van Deiman", в значительной степени оплаченной его отцом. Свою первую гонку в новой команде Айртон закончил пятым, вторую - третьим. А уже через неделю Сенна выиграл свою первую гонку - на мокрой трассе в Brands Hatch. После того, как босс "Van Deiman" Деннис Рушен, увидел победу Айртона под дождем, он предложил Сенне контракт в 2000 фунтов на участие в гонках "Формула Форд 2000". В 1981 Айртон выиграл еще на трассах RAC и Townsend Thoresen. Кстати, именно Деннис Рушен назвал его впервые "человеком дождя".
"Van Deiman" Айртона Сенны в Международном автомобильном музее Хейнса.
Ожидалось, что Айтрон будет выступать в "Формуле-3" в 1982 году, но он объявил, что возвращается в Бразилию. Несмотря на победы, он так и не смог найти спонсора, и в межсезонье - с октября 1981 до февраля 1982 Айртон работал на заводе отца в Бразилии. Сенна-старший согласился вкладывать капитал в карьеру сына, понимая, что это окупится сторицей и к началу гоночного сезона Сенна снова вернулся в Англию. Toleman, McLaren, Williams и Lotus предложили ему контракты, но он отклонил их. Год закончился удачно - он стал чемпионом FF2000, а в ноябре уже тестировал болид Формулы-3. Весь 1983 год Айртон провел в дуэлях с Мартином Брандлом в "Формуле-3". Он выиграл гонку в Thruxton и начал тестировать болид McLaren "Формулы-1". В конце сезона он подписал контракт с командой Toleman "Формулы-1" на 1984 год. Для обеих сторон это был компромисс. Прославленные звезды были слишком дороги для небольшой независимой команды, а Сенна был уже достаточно известен. Его дебют в "Формуле-1" состоялся в 1984 году в Рио за рулем "Toleman TG 184B-Hart". В Бразилии он сошел, в Кьялами и Зольдере финишировал шестым.
Шестой этап чемпионата мира-84, проходивший на улицах Монте-Карло, надолго запомнится всем. Невероятный ливень обрушился на вереницу гоночных болидов. Из за большого скопления воды с трассы вылетели опытные Уорик, Лауда, Тамбэ, Мэнселл, Патрезе. Впереди осторожно, буквально крался Алан Прост. И тут журналисты в пресс-центре дружно бросились к экранам мониторов: в облаке водяной пыли от "Макларена" лидера показался бело-синий Тоулмен. Кто это? Номер девятнадцать, шлем традиционных бразильских цветов - это же Айртон Сенна! Бразилец с каждым кругом все ближе подбирался к Просту. Он мчался будто посуху, совершенно не обращая внимания на буйство воды вокруг. И тем не менее не делал ошибок! Сенна приблизился к "Макларену" и, после недолгой борьбы, обойдя его вышел в лидеры!
Но тут по пресс-центру пронесся вздох разочарования - оказывается, кругом раньше главный судья состязаний Жаки Икс дал указание вывесить красные флаги, сочтя невозможным продолжать гонку в таких условиях. Сенну лишили заслуженной победы, Прост получил за первое место лишь половину очков из-за того, что участники прошли менее двух третей дистанции. А Джеки Стюарт, наблюдавший гонку, произнес: "Сегодня мы видели будущего чемпиона мира - Айртона Сенну".
1984 год. Гран-при Монако. Айртон Сенна за рулем "Toleman TG 184B-Hart"
В дальнейшем сезон сложился не лучшим образом - громадное количество технических сходов и два третьих места - в Брэндс-Хэтчс и Эшториле. Уже в Зандвурте он подписал контракт с "Лотусом" на следующий, 1985 год. В 1984 году у Сенны было несколько заметных гонок и вне "Формулы-1" - он выиграл "Гонку звезд" на Нюрбургринге, организованную "Мерседесом" для рекламы своей новой модели 190, и на том же Нюрбургринге вместе с Пескароло и Йоханссоном финишировал восьмым в "1000 км Нюрбургринга" на "Порше 956".
В 1985 году, в Эшториле состоялся первый поул Сенны. Снова был дождь, и к нему пришла первая победа. Середина сезона была отмечена серией сходов, но ближе к концу результаты опять стали расти: второе место в Австрии, третье в Голландии и Италии, первое в Спа, в 28 секундах впереди Мэнселла, второе на "Гран-при Европы", где первую победу в карьере одержал Мэнселл и первый титул чемпиона мира заработал Прост.
Коллегой по команде (и номинально первым номером) был Элио де Анджелис. Выходец из старинной дворянской семьи, очень симпатичный и доброжелательный, он сразу предложил новичку свою дружбу. Но вскоре оказалось, что на трассе де Анджелис не намерен уступать вундеркинду из Южной Америки, и сезон они закончили почти вровень. Тогда мягкий, интеллигентный Сенна предложил менеджеру "Лотоса" Питеру Уорру подыскать на место итальянца пилота без больших амбиций. В противном случае Айртон обещал оставить команду. Зимой в "Лотосе" появился шотландский аристократ Джонни Дамфриз. Ожидать от него побед в "Формуле-1" не могли даже самые отчаянные оптимисты среди британских болельщиков. Решение по выбору Дамфриза в качестве второго пилота принадлежало Сенне, бразилец не желал, чтобы усилия "Лотуса" делились между двумя равноценными гонщиками. 1986 год начался вторым местом в Рио, в Хересе он снова опередил Мэнселла и после гонки почти потерял сознание от обезвоживания. Третий в Монако, второй в Спа, пятый в Монреале, первый в Детройте, второй в Хокке. Вплоть до гонки в Мехико Айртон имел шансы на титул, однако его финальные результаты 1987 года позволили ему с 55 очками занять лишь четвертое место в чемпионате мира. Дамфриз набрал всего три очка.
Lotus 97T. На мой взгляд, один из самых красивых в истории "Формулы 1".
До окончания Гран-при Испании 1986 года оставалось несколько кругов. Чтобы сохранить шансы на чемпионское звание. Сенне необходимо было победить. А он шел лишь третьим, проигрывая в основном своим соперникам - Просту и Пике. Айртон предпринимал отчаянные попытки достать лидеров, все чаще рискуя сверх обычной для него меры. В конце концов на одном из поворотов он допустил неточность, и черный Лотос вылетел за пределы трассы. Мотор не заглох, и бразилец пытался вернуться на трассу, но колеса вращались на месте - машина прочно сидела на брюхе. Отчаянными жестами он призывал маршалов помочь ему выбраться на трассу. Те были невозмутимы - по правилам, если остановившийся автомобиль не служит препятствием другим гонщикам, никто не имеет права помогать ему сдвинуться с места. Наконец Сенна заглушил мотор, выбрался из кокпита и, подбежав к ближайшему судье, ударил его по лицу. Всеобщее возмущение на этот раз было велико. FISA пригрозила ему дисквалификацией, а Сенна со слезами на глазах уверял журналистов, что его попутал бес.
Уже в третий свой сезон в Ф1 Сенна стал одним из главных претендентов на высший титул. Его уже начали называть бразильским волшебником. Вплоть до гонки в Мехико Айртон имел шансы на титул, однако в гонке за титулом он стал третьим, набран 57 очков.
Айртон не страдал излишней сентиментальностью при выборе команды: это должна быть команда, способная обеспечить ему чемпионский титул. В 1988 году он перешел в "Макларен-Хонду" к Алену Просту. Как и Нельсон Пике двумя годами раньше, Сенна завязал прочные отношения с инженерами "Хонды", в результате чего Пике отправился в "Лотос" на замену Сенне. Для того чтобы понять подоплеку отношении двух бразильцев, нужно оглянуться на 1982 год, когда Сенна еще гонялся в "Формуле Форд 2000", а Пике уже был в "Формуле-1". Однажды в Зольдере Пике весьма пренебрежительно отозвался о своем младшем соотечественнике. да и позже неоднократно позволял себе унизительные замечания в адрес Сенны. Оскорбленный до крайней степени, Сенна поклялся превзойти Пике. Постепенно разгоралось острое соперничество с партнером по команде - Простом. Сенна уступил французу в Мехико, затем выиграл у него в Монреале и Детройте. Мало-помалу Сенна своими постоянными успехами начал задвигать Проста в тень. Сенна одержал четыре победы подряд - в Сильверстоуне, Хоккенхайме, Венгрии и Спа, и Прост признал, что бразилец достаточно силен для того, чтобы стать чемпионом мира.
Более драматической развязки, чем та, что случилась на Сузуке 30 октября 1988 года, представить себе трудно. McLaren стоявшего на "поуле" Сенны заглох. Каким-то усилием воли Айртон сдвинул с места свой болид и, воспользовавшись тем, что стартовая прямая в Японии идет немного под уклон, заставил свой "движок" ожить. Со старта он ушел лишь 14-м, но еще до исхода 1-го круга был уже 8-м, на 2-м, пройдя Патрезе и Наннини, стал 6-м, на 3-м прошел Бутсена, на 4-м - Альборето, на 10-м - Бергера. На 16-м сошел Капелли на March - Сенна стал вторым! И почти тут же пошел дождь. Небеса явно давали знать, что им небезразличны усилия "человека дождя". В начале 28-го круга, на выходе с главной прямой Сенна прошел Проста и вышел в лидеры! Справедливости ради стоит отметить, что как раз в этот момент у Проста выпала передача. Но ведь это тоже можно отнести к капризу судьбы... Еще через пять кругов Сенна начал подавать сигналы маршалам Гран При Японии, требуя остановить гонку - дождь усиливался, и ехать становилось все опаснее. Но увещеваниям бразильца не вняли. Сенне понадобилось вытерпеть все это до конца, чтобы осознать, что главное дело своей жизни - стать чемпионом мира, победив Проста - он сделал.
Сузука 30 октября 1988 года.
Команда "Макларен-Хонда" стала обладателем Кубка конструкторов. набрав 134 очка. К концу сезона Сенна сделался кумиром паддоков - никем так не восхищались, как им, но и ни на кого так не злились и не обижались, как на него.
Здесь есть смысл привести высказывание Алена Проста: "Айртон - самый быстрый и самый профессиональный коллега по команде, которого я когда-либо знал. Лучше, чем Ники Лауда, Кеке Росберг или Стефан Юханссон. С утра он первым выезжает на трассу, а вечером покидает ее последним. Он живет чемпионатом мира, думает о нем 24 часа в сутки, мне кажется, только его и видит во сне. Порой это меня злит, поскольку я охотней сыграл бы в гольф или как-нибудь еще отдохнул... Нет, если кто-то хочет победить Сенну должен всецело посвятить себя спорту".
В сезоне 1989 года Айртон стал виновником внутрикомандной ссоры. Между ним и Простом существовал своего рода негласный "пакт о ненападении". Еще в 88-м по предложению Проста они договорились, что нет смысла затевать драку друг с другом уже в первом же повороте. В Имоле Сенна с "поул-позишн" уходит в гонку первым. Но на 4-м круге в Тамбурелло загорелась "Феррари" Бергера. Гонку остановили и назначили рестарт. Сенна сам напомнил Просту об их уговоре. Снова старт и теперь уже в Тамбурелло первым входит Прост. Но Сенна рядом, почти касается колеса! Бразилец прошел-таки француза и выиграл гонку... На подиуме Прост и Сенна впервые не подали друг другу рук, Ален не пришел на пресс-конференцию (за что заработал от FIA штраф в 5000 долларов), а в боксах обвинил партнера в предательстве. Рон Деннис вынудил бразильца принести извинения, но это лишь осложнило ситуацию.
Айртон Сенна и Ален Прост. McLaren Honda MP4/5. 1989 год.
Острейший конфликт между Сенной и Простом едва не вылился в аварию на сорок седьмом круге на Сузуке. когда француз захлопнул-таки калитку перед носом бразильца, уничтожив тем самым шансы Сенны на титул чемпиона мира и подтвердив свои собственные. Стюарды гонки растолкали машину Сенны, он добрался до боксов, поменял поврежденный носовой обтекатель, вернулся на трассу и выиграл гонку, но лишь затем, чтобы оказаться дисквалифицированным за срез поворота и помощь на трассе. Вмешательство FISA и президента Балестра сделало взаимную неприязнь партнеров но "Макларену" просто невыносимой. Рон Деннис подал протест, который не был удовлетворен. Сенну подвергли штрафу в 10 тысяч долларов и отложенной дисквалификации на полгода.
В 1990 году на место Проста пришел Герхард Бергер. В Японии Сенна имел шансы стать чемпионом. Но Прост выиграл старт и в первый поворот вошел раньше бразильца, после чего Сенна фактически въехал в задний спойлер его "Феррари", оба вылетели в песок и Сенна, одним ударом выиграл второй чемпионский титул. "Феррари" пригрозила уходом из гонок. Годом позже на Сузуке Сенна публично признал. что его действия были намеренными и напал при этом на FISA и, к тому моменту ушедшего в отставку президента Палестра, обвинив их в том, что в 1989 году у него украли принадлежащий ему титул.
Столкновение Сенны и Проста.
В последний раз Сенна и Прост встретились в Аделаиде 1993 года. Француз к тому времени уже выиграл чемпионат и австралийский этап стал прощальным в его карьере. Он покидал автоспорт, Сенна же собирался занять его место в "Вильямс" и, в свою очередь, в последний раз участвовал в гонке за "Макларен", в которой провел лучшие годы своей карьеры. Он выиграл... последний раз в своей жизни.
С уходом Проста кандидатура Сенны на 1994 год для "Вильямса" подразумевалась сама собой. Но он оказался под чудовищным прессингом со стороны Михаэля Шумахера и, возможно, начал сезон чересчур напряженно, пытаясь сразу же начать побеждать на машине, которой явно не хватало надежности. Да и ездили теперь пилоты на более узких покрышках. За рулем FW16 Сенна завоевал "поулы" на Интерлагосе и в Аиде, на "Гран-при Пацифик", но оба раза сошел. А потом был "чёрный уик-енд" - Имола, 1 мая 1994 года...
Williams FW16
...На 16-й минуте пятничной квалификации Рубенс Баррикелло на "Джордане" врезается в заграждение. Перелом носа и ребра. В тот же день Сенна навестил его в медицинском центре трассы.
На девятнадцатой минуте субботней квалификации Роланд Ратценбергер на машине "Симтек-Форд" на скорости 340 км/ч в конце виража "Villeneuve" бьется левой стороной об ограничитель трассы. Через час он умер.
У Сенны было очень плохое предчуствие. Перед стартом Гран-при Сенна пожал руку Просту, который сказал: "Мы были соперниками, и даже больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем стать ими в будущем".
На старте гонки столкнулись Юрки Ярвилехто ("Бенеттон") и Педру Лами ("Лотус") - ранено трое зрителей. Один - в коме.
На седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на трассе имени Энцо и Дино Феррари лидер гонки - Айртон Сенна на "Вильямсе-FW16" вошел в резкий левый поворот "Тамбурелло". Пройдя вершину поворота он внезапно сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон.
По данным телеметрии скорость в момент удара составляла 220 километров в час.
Через четыре часа после аварии, в госпитале "Маджиоре", не приходя в сознание Айртон Сенна скончался...
Хоронили его в закрытом гробу.
Ему было 34 года.
А вы помните Айртона Сенну?
При подготовке использовались материалы peoples.ru
Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.