Найти тему
Авторемонт и техника

Автомобиль УралЗИС-355М с внешним видом от ГАЗ-51 и мощностью как у ЗИЛ-157 выпускали на пять лет дольше, чем было запланировано

Грузовик УралЗИС-355М — последний серийный автомобиль, разработанный на базе ЗИС-5 «Захар» знаменитой «трехтонки». Предшественником автомобиля ЗИС-5 является грузовик АМО-2, сначала его собирали из деталей, поставляемых Dispatch SA фирмы Autocar Company. ЗИС-5 является модернизированным автомобилем АМО-3 (ЗИС-3).

ЗИС-5 собранный в Москве
ЗИС-5 собранный в Москве

Первые серийные автомобили ЗИС-5 были изготовлены в 1933 году, до 1941 года ЗИС-5 изготовляли только на автозаводе в Москве. С началом Великой Отечественной Войны (ВОВ) автозавод в Москве эвакуировали в город Миасс в Челябинской области и в город Ульяновск. Автомобиль ЗИС-5 прошедший войну с 1941 по 1945 годы являлся одним из простых и надежных грузовиков.

ЗИС-5
ЗИС-5

Грузовик мог перевозить три тонны груза официально, но грузили немного больше, при этом на автомобиле можно было ездить вне дорог. КПП 4 передачи вперед и 1 назад, при высоком крутящем моменте 279 Н·м, при 1200 об/мин, позволяло трогаться на любой передаче порожнему автомобилю.

двигатель на ЗИС-5
двигатель на ЗИС-5

Двигатель фирмы Hercules от АМО-3, был изменен, увеличив рабочий объём с 4880 до 5550 см³, размер цилиндра стал 101,6 мм, с ходом поршня 114,3 мм. Увеличилась мощность с 66 л. с. при 2400 об/мин. до 73 л. с. при 2300 об/мин. Пришлось изменить навесное оборудование двигателя радиатор и карбюратор. С увеличением грузоподъёмности на ЗИС-5 конструкцию грузовика пришлось внести много изменений. После ВОВ 6-цилиндровый нижнеклапанный рядный двигатель ЗИС-5 форсировали заменили ГБЦ, установили алюминиевые поршня, современные уплотнители и мощность возросла до 95 л. с.

двигатель ЗИС-120
двигатель ЗИС-120

Двигатели ЗИС-120 и УралЗИС-355М размерами схожи, но трамблеры с разных сторон. Двигатель ЗИС-120 устанавливался на автомобили ЗИС-150 и ЗИС-151, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157, автобусов ЗИС-155, ЗИЛ-158 также на стационарных установках (компрессорные, электрогенераторы) изготовляли до 1994 года. Аналогичный двигатель Hercules в США выпускали до 1986 года.
В 1942 году началось производство двигателей ЗИС-5 в городе Миасс, до 1944 года не выпускали авто пока не доставили оборудование из Ульяновска, с тех пор автозавод только увеличивал производство, на котором в настоящее время выпускают современные грузовики Урал.

ЗИС-5 собранный Ульяновске
ЗИС-5 собранный Ульяновске

Производство автомобилей в Ульяновске было не полным, комплектующие были с разных мест, поэтому в 1944 сборку ЗИС-5 прекратили. На автозаводе в Москве ЗИС-5 выпускали до 1948 года, Последний ЗИС-5 в Миассе был изготовлен в 1956 году, когда перешли на выпуск УралЗИС-355М. На базе ЗИС-5 было разработано около 20 модификаций и почти десять моделей грузовиков и автобусов, про трехосный ЗИС-6 можете прочитать здесь.

УралЗИС-355М
УралЗИС-355М

Кабина УралЗИС-355М была унифицирована с грузовиком ГАЗ-51, где установили отопитель, хотя двери были деревянными обшиты железом. Станки для пресса и оборудование для производства кабины передали из автозавода ГАЗ созданного для ГАЗ-62, который в серию не пошел.

УралЗИС-355М
УралЗИС-355М

Электрооборудование на УралАЗ-355М 12 вольт, двигатель максимальной мощность 95 л. с., при 2600 об/мин. крутящий момент 295 Н·м, при 1000-1200 об/мин. объём 5550 см³. КПП 4-х ступенчатое от ЗИС-5, переднюю балку и рулевую колонку полностью обновили, усилили рессоры заднего моста. Автомобили ЗИС-150 и УралЗИС-355М чем-то похожи, в 1961 году на заводе автомобиль переименовали УралЗИС-355М в УралАЗ-355М. Ролик про УралЗИС-355М можете посмотреть здесь.

УралЗИС-355М бывшем леспромхозе
УралЗИС-355М бывшем леспромхозе

УралЗИС-355М выпускали с грузовой платформой и как шасси для цистерн, поставлялся в восточные районы СССР. В регионах Поволжья были грузовики УралЗИС-355М, это я знаю со слов, старых водителей, которые работали на них. Для УралЗИС-355М использовали запасные части от ЗИЛ-157 или ГАЗ-51. Один из УралЗИС-355М нашли и решили восстанавливать в Марии Эл в музее поселка Новый Торьял.

старые грузовики ЗИС-150 и УралЗИС-355М
старые грузовики ЗИС-150 и УралЗИС-355М

Автомобиль УралАЗ-355М рассчитывали выпускать два года и освоить выпуск современного грузовика НАМИ-020 будущего Урал-375. В мае 1957 автозавод получил документацию, за 1,5 года должны были его доработать, провести испытания и начать производство грузовиков НАМИ-020. Ограничение в финансировании завода, оборудование и станки не были закуплены, поэтому УралАЗ-355М выпускали до 1965 года. Всего за 7 лет изготовили 192 580 УралЗИС-355М и Урал-355М.

Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!

Группа в контакте и одноклассниках "Авторемонт и техника"

Авто
5,66 млн интересуются