Найти тему
Житейские истории

Четыре жизни (часть 1)

За свои десять лет Мишка Жуков успел прожить целых четыре жизни.

Первая жизнь была самой счастливой. В этой жизни были добрые и заботливые родители, тёплый и уютный дом, мультики по вечерам…

Изображение от freepic.diller на Freepik
Изображение от freepic.diller на Freepik

Вторая жизнь началась неожиданно. Шестилетний Мишка с родителями возвращались из отпуска на машине. Поздний вечер, яркие фары встречной машины, визг тормозов, страшный удар, огонь… Один из водителей разбил огнетушителем стекло, вытащил перепуганного Мишку, отнёс на обочину, бросился назад, но не успел – взорвался бензобак.

В больнице медсёстры и чужие мамы жалели малыша, гладили по голове, угощали чем-нибудь вкусным и перешептывались: «родители в машине взорвались», «родственников нет, забирать некому», «сирота», «детский дом». Мишка понял, что мамы и папы больше нет.

И остался у Мишки от родителей только серый медвежонок с красным бантом на шее. Этого медвежонка купили в первый день отпуска. Мама с папой шутили, что теперь у них целых два медведя. С игрушкой в руках Мишу и спасли из горящей машины…

Еще остался маленький медальон, который Миша носил, не снимая: овальный, серебряный, похожий на маленькую фисташку, с тоненькой узорной чеканкой.

Он целыми днями сидел на кровати, завернувшись в одеяло. Когда к нему обращались взрослые, он медлил пару мгновений, а потом поднимал голову и смотрел скучными глазами. И молчал.

Но любая боль, если не забывается, то проходит. Миша понял, что нужно жить дальше.

Третья жизнь – скитание по детским домам. Группы, сменяющиеся воспитатели, общая спальня, еда в столовой, режим. «Дети, подъем!», «Дети, собираемся в школу!», «Дети, в столовую!», «Дети, самоподготовка!» «Дети, на прогулку!», «Дети, в актовый зал на мероприятие!», «Дети, отбой!». Одиночество. Равнодушие взрослых. В новые семьи забирали других детей. Летом девятилетнего Мишку неожиданно перевели в другой детский дом, в соседний город.

Четвёртая жизнь началась в тот день, когда Миша случайно нашёл новый дом. Но обо всём по порядку…

… – Ну ты, козёл, ты кто вообще по жизни?

Несколько парней, старше лет на пять-шесть, стояли перед ним в коридоре детдома, двое – за спиной, перерезав путь. Один из них, невысокий и наголо остриженный, оглядел Мишу с ног до головы.

– Ты чё молчишь? Старших не уважаешь? Нехорошо…

– Гвоздь, а давай его проучим, чтобы уважал?

– Что, гордый? Разговаривать с нами не хочешь? – Гвоздь взял Мишу за ворот футболки.

– Пусти, дурак, чего хватаешь?!

– Ага, вот и заговорил!

Кто-то с силой толкнул его сзади, Миша врезался Герцу головой в живот. Тот, тяжело дыша, снова взял его за ворот.

– Ответь, малявка, что ты сказал?!

– То, что ты слышал! Сказал, отвали! – резко крикнул Миша и сильно врезал ему коленом между ног – куда достал.

Мишу спасло появление завуча.

– Так, пятая группа, и чего мы здесь трёмся? Кто за вас будет делать уроки?

– А нам не задали…

– Да что ты говоришь?! Быстро марш на самоподготовку!

– Не задали нам, Татьяна Петровна!..

– Значит читайте! Растите культурно!.. А ну пошли все на этаж!.. – завопила Татьяна Петровна, и мальчишки неохотно поплелись наверх. – А ты, новенький, тоже иди в свою группу, нечего по коридору болтаться.

В этом детском доме главными после взрослых были старшаки – старшие ребята, которые готовятся к выпуску. Их самое любимое занятие – издеваться над младшими и заставлять приносить деньги или вещи. Мишке от них тоже доставалось по полной программе.

… Гвоздь с дружками поймали его ночью, прижали к стене в туалете: «Кранты тебе, Жук, если сегодня долг не отдашь». Миша полночи не спал, соображал, где взять деньги. Никогда он не воровал и не попрошайничал, как у них многие делали, да и не умел. Только задремал – уже подъём. На уроках сидел как во сне, но так ничего и не придумал. Учительница даже похвалила за внимательность. Ну и дела – за внимательность хвалят, а он ни одного слова не слышал!..

После школы забежал в детдом на обед, отпросился у воспитательницы – и снова на улицу. Он давно полюбил ходить просто так. Иди себе и иди. И ни о чём не думай. Слушай свои шаги. А не хочешь, не слушай. Только шевели ногами. Ногами шевелить можно и не думая.

В этот день ноги сами привели его на вокзал.

Разъезды, коричневые цепочки товарных составов, зелёные – пассажирских поездов и электричек. Очередь в кассы дальнего следования… Сумки и чемоданы… Ряды скамеек заняты уставшими людьми: усатый мужчина просматривает какие-то документы в чёрной пластиковой папке; две пожилые женщины что-то взволнованно обсуждают; молодой парень спит, привалившись к стене; женщина успокаивает раскапризничавшегося малыша; девушка в наушниках листает журнал… Из кафе и буфета пахнет едой… Через громкоговоритель женский голос рассказывает пассажирам о правилах безопасности, объявляет прибывающие и отправляющиеся поезда.

Миша побродил по залу ожидания и вышел на улицу.

– Эй, Жуков! Иди сюда! – услышал он, оглянулся и увидел на скамейке Лейлу, девчонку из их детдома.

Лейла очень загадочная личность. Ей пятнадцать лет, она типичная цыганка – смуглая, черноволосая и черноглазая. Больше ничего цыганского в ней нет. Одевается как обычная девчонка. Правда, умеет гадать по руке, но гадает тем, кому захочет сама. Сильная, смелая, добрая, не обижает маленьких и защищает их от старших. Миша сам видел, как она отпинала Пашку Чеснокова за то, что он в столовой отнял пирожное у первоклассника. Отпинала и пообещала навести порчу. Теперь семнадцатилетний Пашка её боится…

– Садись, Миха, – Лейла подвинулась. – Ты чего здесь?

– Гуляю, – Миша присел рядом. – А ты?

– А я к прабабушке еду. Электричка через полчаса…

– Лейла… Ты можешь мне погадать? Ну, сказать, что будет?

– Опять Гвоздь деньги трясёт? – прищурилась девушка.

– Откуда ты знаешь?

– Тоже мне задача! Эта гнида с половины детдома дань собирает. Плохой он человек и плохо кончит, очень плохо… Моя прабабушка каждый день ходит в церковь и говорит, что если жить неправедно – бог накажет: лишит ног и разума.

– Твоя прабабушка верит в бога? А я думал, что цыгане только воруют и пьют водку, – удивился Миша.

Лейла засмеялась:

– Воры и пьяницы и среди русских бывают, не только у цыган.

– А погадать? – жалобно напомнил мальчик.

– Погадать… – Лейла задумалась. – Ну давай мне руку… – она минуту подержала маленькую ладошку. – Вот что: гадать я тебе не буду, а помочь помогу. Пойдём.

Они подошли к автобусной остановке.

– Садись на этот автобус, а там увидишь, что будет.

– Ага, кошелёк с деньгами найду? – фыркнул мальчишка.

– Счастье своё найдёшь, дурак!

– Как я влезу, вон уже сколько народу…

– Влезешь. Говорю – счастье своё найдёшь. – Девушка растрепала ему волосы. – Иди, Мишка, удачи тебе.

В автобусе – давка, шапки, пальто, куртки, усталые лица… Миша пристроился на задней площадке у окна. Лейла наверняка решила пошутить, наговорила глупостей и теперь он тут как селёдка в бочке… Какое уж счастье…

Руки коснулось что-то холодное, плоское и твёрдое. Миша опустил глаза. Из чужого кармана торчал смартфон. Щёки мгновенно вспыхнули, ладони вспотели. Вытащить телефон в такой толпе проще простого. Может, тогда Гвоздь отстанет?..

Долго собирался с духом. Как это трудно – украсть! Наконец зажмурился, протянул руку… есть! Спрятал добычу в карман и рванулся к выходу, расталкивая людей.

– Вор! Держите вора! – пронзительно закричала женщина в рыжем полушубке, хватая Мишу за плечо.

В автобусе началась суматоха.

– Вы только посмотрите!

– Такой маленький, а уже по карманам лазит!

– Так полицию вызвать надо! Водитель!..

– Бессовестный! Ну и дети пошли, куда только родители смотрят!

– Да это детдомовский поди!..

Автобус пыхтел, впереди гудели машины. Пробка.

– Тётенька, пустите, больно!..

– Никуда я тебя не пущу, хулиган! Я тебя сейчас в полицию отведу!

– Не надо в полицию! – к месту происшествия протиснулся высокий темноволосый парень с дорожной сумкой. – Отпустите мальчика. С чего вы взяли, что он что-то украл?

– Это я с чего взяла?! Да люди сами видят! Вот его спросите!.. – женщина показала на своего соседа. Тот усмехнулся:

– А телефон ваш, молодой человек!

Парень полез в карманы. Его лицо стало растерянным.

– Ну-ка, покажи, – обратился он к Мише. Тот даже не поднял головы.

– Покажи телефон!

Миша через силу протянул ему смартфон. Парень нажал кнопку на панели.

– Пойдём, – вздохнул парень. – А женщине сказал: – Я сам его отведу. Куда следует.

Продолжение истории ЗДЕСЬ