Найти тему
Невероятные Механизмы

Sperco-II - мотоцикл, движимый дровами и газом

Про газогенераторные автомобили можно много где прочитать: несмотря на экстравагантность (по сегодняшним меркам), это довольно известные конструкции. На «НМ» было несколько статей на эту тему (ссылки в конце материала). А вот про газогенераторные мотоциклы… Читаем дальше!

Древесно-газовый генератор Sperco-II для легких мотоциклов/мопедов, 1941 г.
Древесно-газовый генератор Sperco-II для легких мотоциклов/мопедов, 1941 г.

Этот мотоцикл на дровах выглядит похоже на минимально возможный комплект для работы на дровах: именно такой, видимо, размер генератора древесного газа, для производства нужного количества газа, для приведения в движение легкого мотоцикла/мопеда с одним водителем. Единственная известная версия этой системы имела о 98-кубовый двигатель.

Древесно-газовый Рольфа Барри Берга мотоцикл Sperco-II, 1941 г. Обратите внимание, что у этого мотоцикла/мопеда есть педали - они были важны не только из-за общей нехватки мощности, но и потому, что заднее колесо нужно было вращать, находясь на подставке, чтобы запустить вентилятор для запуска.
Древесно-газовый Рольфа Барри Берга мотоцикл Sperco-II, 1941 г. Обратите внимание, что у этого мотоцикла/мопеда есть педали - они были важны не только из-за общей нехватки мощности, но и потому, что заднее колесо нужно было вращать, находясь на подставке, чтобы запустить вентилятор для запуска.

Шведская компания Asbrink производила эту систему в 1941 году. Изначально разрезывалась для работы на древесном угле, а не на древесных гранулах. Правда, древесный уголь приходилось дробить до размеров крошки 5-15 мм, заправка была нелегким делом. Теоретически можно было проехать около 10 км на одной заправке – не очень практично и обычный велосипед, был бы лучше.

Древесно-газовый Рольфа Барри Берга мотоцикл Sperco-II, 1941 г. Обратите внимание на удобный огнетушитель на посылочном транспортере.
Древесно-газовый Рольфа Барри Берга мотоцикл Sperco-II, 1941 г. Обратите внимание на удобный огнетушитель на посылочном транспортере.
«Мой Sperco II достался мне в наследство от моего дедушки, который купил его в Швеции во время войны, то есть в 1942 году. Он полностью оригинальный и оснащен двигателем Blixt 98 cc 1936 года выпуска, который производился на заводе Nymans Verkstüder в Уппсале. он участвовал в нескольких ралли ветеранов как в Норвегии, так и в Швеции, и он работает хорошо. Это, вероятно, Speco II в Швеции, а мой - единственный в Норвегии».

Кроме того, газогенератор в работе имел множество проблем, к производителю поступила туча жалоб, главным образом, жаловались на малую мощность. Кроме того, шведское государство перестало поставлять гражданским лицам смазочные масла, в которых нуждался любой двухтактный двигатель, в связи с чем продажи полностью прекратились.

Крупный план древесно-газового генератора Sperco-II: 1941 г. Назначение фланцевого соединения под маркировкой в ​​настоящее время неизвестно.
Крупный план древесно-газового генератора Sperco-II: 1941 г. Назначение фланцевого соединения под маркировкой в ​​настоящее время неизвестно.

Из 1000 построенных единиц 500 пришлось буквально выбросить со склада Asbrink, а еще сотни дровяных мотоциклов компании пришлось забирать у своих дилеров. Проект потерпел катастрофический провал.

Слева центробежный вентилятор, который прогоняет воздух через генератор при запуске. Справа устройство для смешивания древесного газа с воздухом. Маленькая трубка предназначена для добавления смазочного масла в смесь.
Слева центробежный вентилятор, который прогоняет воздух через генератор при запуске. Справа устройство для смешивания древесного газа с воздухом. Маленькая трубка предназначена для добавления смазочного масла в смесь.
Круглая зеленая штука слева от центра — центробежный пусковой вентилятор. При запуске мотоцикл ставился на подставку, а колесо с накаткой прижималось к заднему колесу (как известная многим динамо-машина) и приводилось в движение при вращении педалей. После запуска системы привод вентилятора отводился от шины.
Круглая зеленая штука слева от центра — центробежный пусковой вентилятор. При запуске мотоцикл ставился на подставку, а колесо с накаткой прижималось к заднему колесу (как известная многим динамо-машина) и приводилось в движение при вращении педалей. После запуска системы привод вентилятора отводился от шины.

Разумеется, это не все модели мотоциклов на дровах. Будут и еще, а на сегодня пока все. Или вот еще несколько статей про газогенераторный транспорт:

ЗиС-21А – грузовик, работавший на дровах и шишках
Невероятные Механизмы13 марта 2020
Газогенераторный трактор ГБ-58, работающий на древесных чурках
Невероятные Механизмы14 января 2022

Фото из открытых источников сети Интернет

Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это всегда актуально и нужно для развития "НМ". Спасибо, что ты с нами!