Сегодня дизайнерские коллаборации с винодельческими проектами – совсем не исключительное явление. Великие имена с обеих сторон встречаются и в регулярных (как Vendemmia d’Artista у Ornellaia), и в разовых проектах.
Художники и этикетки
История объединения культовых имен началась чуть более 100 лет назад. Арт-проекты с этикетками появились в конце XIX века. Самым известным из пионеров стало Château Malromé, принадлежащее матери великого Анри де Тулуз-Лотрека – после смерти художника в 1901 году репродукции его картин появились на этикетках вин поместья.
Другая значимая линия началась в Шампани – этикетки Moёt & Chandon расписывал один из наиболее известных представителей стиля ар-нуво Альфонс Муха.
Барону Филиппу де Ротшильду тоже пришла в голову перспективная мысль выпускать ежегодно новую этикетку Château Mouton Rothschild, созданную известным художником.
Он начал с французским иллюстратором и графическим дизайнером Жаном Карлу с разработки этикетки для урожая 1924 года. Но волна критики обрушилась на такое вольнодумство со стороны высококлассифицированного шато Бордо, и от новаторской идеи пришлось отказаться.
Но в 1945 году Château Mouton Rothschild вернулось к теме, и традиция арт-этикеток заиграла новыми красками. Иллюстратор Филипп Жюллиан был приглашен оформить винтаж – он изобразил заглавную V в знак победы во Второй мировой войне, и теперь арт-идея обрела успех.
Объект коллекционирования
Примерно 10 лет понадобилось барону Филиппу де Ротшильду, чтобы его этикетки стали значимыми в рамках изобразительного искусства. К этому моменту к разработкам этикеток приглашались не только французские, но и известные международные художники.
Выбор автора был сформулирован примерно так: «Художник должен быть похож на Mouton: чрезвычайно известен, и ему не нужен Mouton для продвижения своего искусства». С тех пор на этикетках шато появлялись работы Марка Шагала (1970), Сальвадора Дали (1958), Энди Уорхола (1975), Дэвида Хокни (2014), Василия Кандинского (1971), Джеффа Кунса (2010).
Каждый год с начала октября начинается ажиотаж угадывания. Личность художника держится в строжайшем секрете, об этом не сообщают даже близким членам семьи. 18 октября 2022 года мир узнал автора этикетки винтажа-2020: Питер Дойг, британский художник шотландского происхождения. Его этикетка-картина описывает то, что происходит за кулисами производства вина: «Это своего рода ода рабочим, всем тем, кто участвует в различных этапах производства вина, прежде чем оно будет окончательно разлито по бутылкам… Это можно рассматривать как прогресс, путешествие мечты в мир урожая».
Однажды во время поездки в США баронесса Филиппина де Ротшильд увидела, что богатые коллекционеры Château Mouton Rothschild выставляют увеличенные репродукции этикеток в прихожих своих домов. Это натолкнуло ее на мысль организовать полноценные выставки этикеток, созданных лучшими художниками ХХ века. В 2013 году в шато открыли постоянную экспозицию.
Брокеры отмечают: популярность этикеток Mouton приводит к тому, что аукционные цены на старые вина могут значительно превышать стоимость лотов других шато Premier Grand Cru Classé, чьи этикетки не меняются из года в год.
Самые приметные этикетки
В отношении галереи этикеток Château Mouton Rothschild нельзя сказать, что одна из них более интересна, нежели остальные. Мы просто выбрали самые неординарные образцы.
В этикетке для винтажа 1958 года мастер сюрреализма Сальвадор Дали вернул фокус на овцу. Причем это кучерявое существо обладает каким-то невинным очарованием детского рисунка.
Этикетку для урожая 1970 года создал один из величайших авангардистов XX века Марк Захарович Шагал, который изобразил дрозда, клюющего виноград, и мать, заботливо кормящую своего ребенка сочными плодами виноградных лоз.
В 1973 году Château Mouton Rothschild вошло в состав Premier Grand Cru Бордо. Это был единственный раз, когда классификацию Медока 1855 года пересмотрели. Этикетку для такого значимого года доверили Пабло Пикассо. Считается, что она говорит о людях, о человечности, о простом земном и что каждый воспринимает искусство через призму своей собственной жизни.
Урожай 1993 года представлял признанный интеллектуал Бальтюс (псевдоним графа Бальтазара Клоссовски де Рола) – его рисунок перекликается с итальянским кватроченто: гипнотическая, мечтательная девочка-подросток, своенравная, грациозная и хрупкая… Этикетка вызвала скандал в тогда еще пуританских США. Поэтому было решено, что для импорта в США этикетка будет «голой, но не обнаженной», это был единственный случай создания двойной этикетки для одного винтажа.
Для винтажа 2000 года создали не этикетку, а бутылку, украшающую Музей вина в шато: это версия маленького «Аугсбургского барана», чеканного сосуда для питья из позолоченного серебра, созданного около 1590 года Якобом Шенауэром, немецким мастером-ювелиром. Была придумана техника рельефной эмали, метод обжига золота и эмали, дающий сверкающую текстуру и способность улавливать свет.
Баронесса Филиппинa пpиypoчилa cвoй визит в Poccию к выхoдy винтажа 2002 гoдa c этикeткoй, кoтopyю oфopмил значимый представитель современного русского искусства Илья Kaбaкoв. Мастер многомерного пространства назвал рисунок «Окно». За «стеклом» бутылки художник показывает нам иной мир: кружась в бесконечности, мириады крыльев прочерчивают его очертания, унося нас в царство грез и блаженства в прозрачной аллегории волшебства отличного вина.
Винтаж 2004 года обнаружил художественные способности у принца Уэльского Чарльза, тогда еще не короля. Он был избран в честь 100-летия заключения союза Антанты. Принц согласился, что этикетка для Mouton Rothschild 2004 может быть проиллюстрирована одной из его акварелей, и собственноручно добавил надпись: «To celebrate the 100th Anniversary of the Entente Cordiale – Charles, 2004».
И наконец, лично обожаемая, уж извините, этикетка винтажа 2016. Южноафриканец Уильям Кентридж изобразил атмосферные «Триумфы Бахуса» – силуэты в радостном шествии, вдохновленные персонажами Вакха с картин великих мастеров, от Тициана до Матисса. Все-таки великое вино – неотделимое от культурной традиции удовольствие, требующее уважения и умеренности.