Найти тему
Такое поведение

Обратная связь, как способ повлиять на чужое поведение

Оглавление

Когда мы хотим на кого-то повлиять, мы совершаем действия.

Чаще всего это будут действия из нашего поведенческого репертуара — что-то нам уже знакомое и ранее демонстрируемое.

И чаще всего это будут сказанные в сторону объекта влияния слова или обратная связь.

Статья о том, как предоставлять обратную связь, чтобы достигать желаемого эффекта с высокой вероятностью.

Читать долго, но если обучение и/или управление людьми это важная часть вашей деятельности, то может пригодиться.

Предисловие

В прикладном анализе поведения (АВА) есть субдисциплина "Организационно-поведенческий менеджмент" (ОПМ). Применяется для изменения поведения сотрудников организации на их рабочих местах с целью повышения безопасности труда и производительности.

Будущие поведенческие аналитики, одной из задач которых является обучение "молодых" специалистов новым навыкам, изучают основы ОПМ.

Особое внимание уделяется форме предоставления обратной связи по наблюдаемой/проверяемой работе.

Об этом и расскажу.

-2

Обратная связь. Основные правила

Предоставляя обратную связь, мы хотим либо закрепить желаемое поведение, либо скорректировать ошибки. Но и в том, и в другом случае необходимо руководствоваться следующими правилами:

Правило первое

Чем ближе по времени последствие к поведению, тем большее влияние оно на него окажет.

Это, можно сказать, аксиома, которую необходимо учитывать во всём. В том числе и в вопросах предоставления обратной связи, поэтому перефразирую так:

✅Чем ближе по времени обратная связь к поведению, тем большее влияние она на него окажет.

Правило второе

✅ Обратная связь должна быть информативной и относиться к действиям, а не к характеру человека.

Информативная — значит, относящаяся к конкретному поведению, изложенная в доступной для понимания форме и содержащая чёткие рекомендации по действиям на будущее.

Правило третье

✅ Обратная связь предоставляется с уважением и вежливо. В доверительной обстановке и без эмоциональных реакций.

Почему это так важно? Подробнее об этом в статье:

Виды обратной связи

Виды обратной связи
Виды обратной связи

Обратили внимание, не позитивная и негативная, а позитивная и конструктивная? 🤓

Особенности в следующем:

Позитивная обратная связь

  • Относится к конкретному поведению или результату деятельности;
  • Предоставляется в чёткой форме, с уважением и вежливо;
  • Высказывается как индивидуально, так и публично.

Конструктивная обратная связь

  • Предоставляется в приватной обстановке;
  • Описывает желаемую форму поведения;
  • Описывает присутствующую нежелательную форму поведения, а не характеристики человека;
  • Говориться от первого лица: "Я вижу, что...", "Я заметила, что...";
  • Не содержит эмоциональных реакций, в том числе закатывание глаз, глубокие вздохи и тп.;
  • Информирует о том, как лучше поступать в будущем;
  • Вселяет надежду на успех 👍

Важные уточнения

❇️ Позитивная обратная связь должна содержать в себе информацию о правильных действиях. Просто сказать "Сережа, молодец!" — недостаточно. Вы же определённое поведение хотите подкрепить, вот о нём и надо говорить.

❇️ Позитивной обратной связи должно быть примерно в четыре раза больше, чем конструктивной. Это к вопросу о том, что молчание не должно быть самой распространённой формой одобрения.

️❌ Конструктивной обратной связью не являются:

  • Крики и ругательства;
  • Просьбы прояснить причины своих действий. Например, "Ты почему себя так ведёшь?!" или "Вы зачем сейчас сказали, что...?".

️❌ Не надо смешивать два вида в одном предложении. Избегайте союз «НО».

Например, "Вы чётко озвучили инструкцию, НО поспешили с подсказкой" или "Вы изложили красивое решение, НО залезли за поля".

Чувствуете, как этим НО и последующим замечанием нивелируется всё то хорошее, за что хотелось похвалить?

Структура предоставления обратной связи

• Начинайте с позитива. Говорите от первого лица: «Я вижу, что...», «Я могу сказать, что...», «Я услышала, что...»;

• Уточните, что сделано правильно;

• Уточните, что сделано неправильно;

• Уточните, что нужно исправить;

• Проинформируйте в отношении следующих шагов;

• Завершите позитивной фразой: «Попробуем еще раз», «Всё получится!».

BST — Тренинг навыков поведения

В современной АВА, той, что в подходе Хенли, есть метод обучения BST.

В нём вы вообще не услышите о своих ошибках.

Если очень коротко, то получается такой цикл:

  • Покажи, как правильно;
  • Посмотри, как это выполнил ученик;
  • Похвали его за то, что у него хорошо получилось;
  • Покажи ещё раз, как правильно.

И так до тех пор, пока не достигните желаемого результата.

Добавьте описание
Добавьте описание

Эта техника используется и для обучения детей, и для обучения их родителей, и для обучения молодых специалистов.

И она прекрасно работает на всех категориях граждан, потому что...

мы не наказываем те усилия, которые человек прикладывал, когда он ошибался.

Вопрос качественного предоставления обратной связи объёмный, равно как и важный. На него невозможно дать исчерпывающий ответ в рамках одной статьи.

Развивать и поддерживать в себе этот навык нужно постоянно, благо найти сейчас возможности для этого совсем несложно.

---------------

Спасибо милому другу Оле – моему первому читателю и редактору за профессионально предоставленную обратную связь по моим работам ❤️

Начало темы в статье: