Итак, подходящий комплект колёс есть. Теперь нужно поставить их на автомобиль. Если нет времени ездить в шиномонтаж или вы просто любите делать всё своими руками, то держите полезную инструкцию по замене колёс.
✅ Поставьте автомобиль ровно и безопасно
Найдите около дома или гаража небольшую горизонтальную площадку — чтобы машина не стремилась с неё укатиться. Поставьте автомобиль на ручник, а коробку — на передачу (если у вас «механика») или в режим Parking (если «автомат»). Подложите под колеса, противоположные тому, которое собираетесь менять первым, пару камней, брусок или специальные треугольные упоры.
✅ Открутите колёсные гайки или болты
Только откручивайте не до конца, а всего на пол-оборота. Это нужно сделать до того, как вы начнёте поднимать машину домкратом. Почему? Потому что за зиму гайки или болты могли «закиснуть», и, чтобы стронуть их с места, потребуется приложить усилие, которым автомобиль можно запросто уронить с домкрата. Не хватает сил? Надавите (аккуратно!) на баллонный ключ ногой или попробуйте увеличить длину рычага подходящей трубой. Только делайте всё аккуратно, чтобы ключ не сорвался, не сорвал грани гаек или болтов и вас не поранил.
✅ Поднимите автомобиль домкратом. Можно обойтись штатным домкратом, который лежит в багажнике каждого автомобиля. Главное — правильно его установить. Верхней частью ему надо касаться кузова только в выделенных для него местах — они указаны в инструкции к машине. Там есть специальные усиленные площадки, и домкрат ничего не повредит. Домкрат должен стоять ровно и упираться в асфальт. Менять колёса на земле не стоит — это небезопасно.
✅ Снимите колесо
Подняв машину так, чтобы колесо оказалось в воздухе, выкрутите болты/гайки полностью. Если колесо стремится само упасть вам в руки — считайте, повезло. Но может случиться так, что и без болтов колесо держится за автомобиль мёртвой хваткой — когда центральную часть диска за зиму прихватило к ступице коррозией. Если несколько резких ударов руками или ногами по противоположным сторонам шины не помогли, придётся бить по диску. Найдите деревянный брусок, уприте его в диск с внутренней стороны (да, надо будет лезть под машину) и уже по нему аккуратно ударьте молотком. Чувствуете, что колесо немного сдвинулось? Поверните его на 180 градусов и снова ударьте. Так постепенно вы снимите диск со ступицы. Но делайте это аккуратно, чтобы не уронить машину с домкрата.
✅ Почистите ступицу
Если не хотите снова махать молотком при следующей смене колёс, то почистите ступицу от грязи и коррозии металлической щёткой или мелкой шкуркой. Можно слегка смазать место соединения ступицы с колесом — только моторное масло для этого не подходит! Лучше всего взять графитовую смазку. Не лишней она будет и для колёсных болтов.
✅. Установите другое колесо
Но сначала посмотрите, нет ли у него повреждений, сидящих с прошлого сезона гвоздей в протекторе, проверьте и установите правильное давление воздуха — пока колесо у вас в руках, делать это проще. Притяните колесо к ступице болтами с небольшим усилием — так, чтобы оно зафиксировалось, но при этом не затягивайте полностью, чтобы не столкнуть автомобиль с домкрата. Заодно можете провести простейшую диагностику ходовой части: попробуйте покачать колесо, сначала ухватившись за него руками сбоку, а потом сверху и снизу. Если чувствуете люфт — запишитесь на сервис для диагностики и, скорее всего, ремонта подвески. Крутиться колесо тоже должно легко (перед этой проверкой машину нужно аккуратно снять с ручника или с передачи) и без посторонних шумов.
✅Опустите машину с домкрата и закрутите болты
Затягивать болты надо уже после того, как машина будет твёрдо стоять на поверхности. И чтобы не забыть это сделать, после предварительного прикручивания колеса оставьте ключ надетым на один из болтов. Он напомнит, что колесу требуется окончательная затяжка. «По науке», для каждого автомобиля определено и записано в инструкции усилие, которым нужно затягивать колёса. Есть и специальные динамометрические ключи, дозирующие это усилие. Но в полевых условиях можно просто руководствоваться здравым смыслом и закрутить болты усилием рук — стандартным баллонным ключом и безо всяких труб. Важно потом, проехав несколько километров, проверить затяжку ещё раз. Если болты не ослабли, значит вы всё сделали правильно.
✅Сложите колёса на хранение
Хранить колёса лучше чистыми — если автомойки тоже закрылись на карантин, можно освежить и навык мойки с ведром и тряпкой. Тогда зимняя грязь и реагенты не будут портить резину и алюминий, пока колёса лежат в гараже или на балконе в ожидании наступления холодов.. Ещё один возможный способ хранения колёс — подвесить их на стене или к потолку за диски.
1