Найти тему
Украина.ру

Из войны в мир и обратно. Как мы везли купленные для медиков машины из Крыма в ДНР

   © Игорь Гомольский
© Игорь Гомольский

Благодаря нашим читателям и зрителям издание "Украина.ру" собрало деньги на покупку двух авто для военных медиков 95-го стрелкового полка. Покупка машин для фронта обернулась коротким, но насыщенным дорожным приключением

Ближний свет

На часах 9.30, а мы уже в Бугасе – чебуречной Мекке Донбасса. Местные харчевни – картонные коробки с приветом из девяностых, где люди пьют растворимый кофе из пластиковых стаканчиков, сидя на пластиковых же стульях.

Тем не менее, греческие чебуреки здесь готовят отменно, а потому от военных, строителей, водителей-дальнобойщиков и другого проезжего люда отбоя нет.

Задача перед нашей маленькой группой – проста: до вечера прибыть в город-герой Севастополь, купить два подержанных, но бодрых автомобиля марки "Газель", перегнать их в ДНР и благополучно передать военным медикам 95-го стрелкового полка.

Ближний свет? Да, не иначе. Тем не менее, ближе машины найти не удалось, ибо они на войне стираются быстрее, чем санкционный пармезан о хорошую терку. За тринадцать месяцев СВО военные скупили все дедушкины "москвичи", папины "нивы" и дядькины маршрутки на сотни километров вокруг.

С нами отправились капитан медицинской службы Сергей Капустин с милым позывным "Крюгер" и сержант Дмитрий с забавным позывным "Кипиш". Для их подразделения мы и покупаем машины.

Большой ремонт

Дороги в зоне проведения СВО – это блокпосты, между которыми ведутся едва ли не круглосуточные дорожные работы. Если не зеленые человечки, то непременно оранжевые. А порою и те, и другие.

Вдоль дорог активно вырезают до неприличия разросшуюся поросль.

– Чего это они? Зону безопасности какую-то устраивают? – интересуюсь у "Крюгера".

– Есть мнение, что все обочины заминированы. Обычно первым делом цепями проходятся. А вообще не должно быть таких густых джунглей вдоль дороги, – объясняет товарищ капитан.

Буквально через пару километров наблюдаем группу саперов, мнущихся у дороги в бронированных скафандрах.

– А вот и любители тихой охоты! Легки на помине!.

Еще через несколько километров дорожники безжалостно режут остатки кустов. Логично! "Космонавты" проверили – можно работать.

На границе и за ней

Чем ближе мы к Чонгару, тем больше встречаем попутных фур. Сухопутный коридор в Крым пашет в три смены. Объезжать по встречке длинную колонну дальнобойщиков, протянувшуюся к границе между Россией и Россией, приходится минут сорок.

На блокпосту у военных проверяют документы, а нас как "скучных гражданских" отправляют ждать в сторонке. Дальше – граница.

– Пресса, да?

– Пресса.

– Знали погибшего товарища?

– Владлена? Знал, да.

– Очень жаль его. Кто взорвал по-вашему?

– Я не следователь, но думаю, что украинский ГУР. Их почерк.

– Похоже на то. Вы уж там берегите себя.

– Вы тоже.

Пожав руку молодому пограничнику, отправляемся к машине, которую уже досматривают. Уполномоченный товарищ с сомнением крутит в руках наши противогазы и каски, осторожно толкает рукой бронежилет, висящий на задней двери. В конце концов решает, что все в порядке и отпускает нас – с Богом.

С дорогой от Чонгара нужно срочно что-то решать. Во-первых, контраст между гладенькими крымскими дорогами и ухабистым наследием "европейской" Украины – просто невообразимый. Во-вторых, такого вибромассажа, какой дарит человеку это направление, не пожелаешь и злейшему врагу.

Зато и здесь, и по всей зоне СВО, как бамбук, растут и крепнут линии оборонительных сооружений. Одних только бетонных "зубов дракона" установили бессчетные тысячи.

Спрашиваю у вояк – утверждают, что танк перевернет запросто, а любой другой машине еще и коробку передач наверняка вырвет.

Весна в Крыму

К Севастополю подкрадываемся в полной темноте, громко восхищаясь здешними заправками, которые и многим европейским сто очков форы дадут. Решаем не тратить время на отдых, а сразу отправиться к одному из продавцов и пощупать автомобиль.

Без малого 23.00 на часах, а мы заезжаем в один из севастопольских дворов и наблюдаем непривычную для донецкого глаза картину: вовсю цветут абрикосы, на скамейках заседают беззаботные подростки, а под ногами у них дремлют пухлые дворовые котики.

Первый удар – мимо! Хозяин честно признается, что машинка не только не годится для фронта, но даже в Донецк своим ходом приедет едва ли. Все равно заглядываем под капот, заводим это ведро с болтами и моментально убеждаемся в правоте автовладельца.

Поутру мчимся на второй адрес. У подъезда встречает мужчина лет пятидесяти в городском камуфляже. Тут же выясняется, что продавец – отставной морпех, потому быстро находим общий язык. Главное – машиной ребята довольны, а бывший вояка грозится отсыпать ведерко-другое запасных деталей, включая старенький, но еще живой двигатель. Бьем по рукам и едем оформляться.

Попутно отрабатываем варианты, предложенные нашим знакомым. По Крыму "Газелей" – достаточно, но конкретно в Севастополе выбор с ног не сшибает, а в ту же Феодосию – путь неблизкий. Пока останавливаемся на виноградного цвета машине.

Новый вариант

Встречаемся с владельцем машины – армянином. Он на встречу опоздал, суетится, много болтает не по делу. Товарищ капитан решительно пресекает его монолог о финансовых трудностях, сообщая, что может предложить работу с очень приличной зарплатой. Тот лишь хихикает, косясь на "волчий" шеврон на плече у сержанта.

– А чем занимаешься?

– Овощи!

– Кто бы мог подумать!? А еще?

– Строительные материалы немножко.

– Небось и строительная бригада есть? И наверняка не одна?

– Хе-хе-хе.

Виноградная маршрутка – так себе вариант, но рядом припаркована зеленая, которая заметно лучше и тоже продается. Она дороже, но торг вроде уместен. Тем не менее, новый знакомый старается впарить нам именно сиреневую машину.

– Потому, что ее он не сможет продать, – шепчет "Крюгер".

Формальности, к сожалению, переносятся на завтра, ибо транспортное средство нужно проверить. На войне-то формальности никакой роли не играют, но ее ведь через границу гнать. А, ну как штраф какой отыщется или в угоне она?

Здесь миром пахнет

Хотя наглядная агитация, демонстрирующая героев фронта и тыла, встречается здесь на каждом шагу, никакой войной в Крыму даже не пахнет. Не ощущается тут ни донбасского надрыва, ни ростовской суеты, ни московской озабоченности. Тихая, спокойная жизнь. Даже завидно.

Зато очевидно, что за минувшие 4-5 лет Севастополь стал по-настоящему современным русским городом и продолжает расстраиваться. Заметно, что денег в Крым вкладывается солидно. Вместе с тем радикально антиукраинских настроений здесь нет. Так, например, первыми встреченными заведениями были "Львовская кофейня" и ресторан украинской кухни "Борщок".

Поутру консультируем случайно встреченного волонтера на предмет гуманитарной помощи и обстановки на фронте, а после едем к здешнему МРЭО и долго ждем продавца-армянина. Севастополь провожает дождем и холодным ветром.

Что и требовалось доказать – на машине висит штраф, с которым нас из России в Россию не выпустят. Всего 800 рублей, но и этого вполне достаточно. Параллельно выясняем, что "Газель" попала сюда аж из Удмуртии. Вот это жизнь у машины: стартовала в Ижевске, переехала в Москву, поработала в Севастополе, а умирать отправится куда-то под Угледар.

- Так! 153 тысячи, да?

- Вчера сторговались на 152-х, дорогой. У меня все ходы записаны. А с учетом штрафа пусть будет 151.

- Ну, нет! 152! Дешевле не могу!

Наблюдая за тем, как человек торгуется за тысячу, зная, что машина будет возить не туристов на пляж, а раненых бойцов с первой линии, вспоминаю о том, сколько денег собрано за этот год неравнодушными гражданами на нужды фронта. Почему-то становится неловко перед ребятами. Но документы подписаны, а деньги отданы. Пора и честь знать.

На обратном пути слушаем крымскотатарское радио. Ничего не понятно, но музыку здесь почему-то не крутят.

Успеть до комендантского часа

Проблема в том, что выехали мы достаточно поздно, а колонна – это вам не один автомобиль. Она растягивается. К тому же машины новые и пока не ясно, чего от них ждать. А на новых территориях комендантский час, на минуточку, с 21.00. К этому времени желательно подъехать к границе ДНР.

Еще из Крыма не выбрались, а уже понятно, что запаздываем.

Коротая время за болтовней по рации, мчимся по ночной трассе. Комендантский час здесь давно наступил, но дальнобойщиков и вояк на дорогах меньше не стало. Сухопутный коридор действительно в три смены работает. Дорожники, кстати, тоже не спят.

Садится густой туман, у нас кончается топливо. Заправки тут в основном не работают или работают до темноты. Собираемся клянчить бензин у военных, но встречаем "дорожный оазис" и будим тетеньку-менеджера. Теперь точно дотянем!

"Сердечко" на память

В густом тумане пропускаем нужный поворот и заезжаем в Мариуполь. На блокпосте долго стоим.

– Дим, все в порядке?, - шипит рация голосом капитана.

– Спокойно, командор! Две минуты. Похоже, что друга встретил, - отвечает "Кипеш".

Трогаемся. На прощание боец с блокпоста сводит ладони перед собой. Делает фото на память? В темноте плохо видно.

– Мариуполь. Здесь закалялась моя кровь. Мой характер, - завершает Дмитрий импровизированную экскурсию по местам боевой славы.

Надолго замолкает.

Третий час ночи. Дождь. Чтоб не уснуть включаем украинское радио, которое здесь почему-то до сих пор ловится, наслаждаемся крепкой и душистой, как ношеная портянка, украинской пропагандой. Смеемся, комментируем. Проехав Бугас, останавливаемся на перекур, ибо силы уже на исходе.

– Кто там был? В смысле на мариупольском блокпосте.

⁃ Да парень один. Мы его раненого вывозили. И друга его тоже. Благодарил, а потом…я не понял. Он пальцами сердечко показал. Как в интернете делают. Чего это он?

– Да слов не хватило, чтоб выразить благодарность.

– Наверное. Я всю дорогу проплакал. Вот как ребенок. Нахлынули воспоминания. Здесь же каждый метр… Ай! Поехали!

Ночной Донецк на Севастополь совсем не похож. Он гремит артиллерией и трещит пулеметами, а по ночным улицам ездят лишь "скорые" да военные джипы. Дом, милый дом!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц