Что можно сделать своими силами
Не секрет, что самая крупная рыба ловится на больших водоемах. Небольшие озера и реки часто бывают выбиты браконьерами. Но большой водоем требует крупной лодки или катера с достаточно мощным мотором, чтобы в случае чего легко выходить на глиссер.
Когда до берега километры, а погода ухудшается, пытаться дойти на веслах - это последний, крайний шаг, шторм может начаться, когда до пристани ещё далеко. В этой статье поговорим о том, что делать, чтобы до такого экстрима никогда не дошло.
Во-первых, если на предыдущей рыбалке вы заметили какие-то странности в поведении мотора - обязательно в сервис. Надеяться на то, что "сам прочихается" - непростительная ошибка. Например. Если, будучи хорошо прогретым, после глушения на пару минут, явно не успев остынуть, движок не заводится с первого/второго рывка, а требует много раз дергать за пусковой шнур - это неполадка. В следующий раз может так и не завестись.
Или если во время хода при стабильном положении ручки газа обороты "плавают". Причины могут быть разные - может быть, пропуски зажигания, а может, один из цилиндров то работает, то глохнет. Если мотор хорошо прогрет и вы идете на скорости, струйка воды из системы охлаждения должна идти постоянно и уверенно, а не еле-еле капать.
Термостат не отключает систему охлаждения при работе на высоких оборотах, и если струйка охлаждающей воды слабая или ее нет вовсе - это либо засор системы охлаждения, либо поломка помпы. Нужно глушить мотор, иначе поршни заклинит в цилиндрах от перегрева и потребуется дорогой капитальный ремонт.
Довольно часто мотор барахлит по нелепым причинам, которые устраняются при внимательной проверке мотора, бензобака или соединяющего их шланга. Бывает, что выдернута предохранительная чека, от которой идёт красный витой шнур с клипсой на конце для крепления ее на одежде или спасательном жилете.
Рыбак остервенело дёргает шнур запуска, по воде уже матерок стелется, а электрическая цепь мотора разомкнута, дергай хоть тысячу раз - пока чеку на место не поставишь, движок не заведется.
Мотор "подхватывает", но работает недолго, вибрирует и скоро глохнет? Возможно, проблема со свечами зажигания. Запасные новые свечи, причем, именно те, что нужны в этот движок, а не какие-то, которые "вроде бы подходят", всегда должны быть с собой. Естественно, и ключ для их замены.
Если с новыми свечами проблема исчезла - отлично! Но старые не выбрасывайте, потом сфотографируйте четко и крупно и задайте вопрос в интернете, в группе водомоторников. Или просто мастеру покажите. Вполне возможно, что их ещё можно реанимировать и возить с собой как запасные.
Мотор заводится, но при попытке прибавить газу глохнет? Посмотрите на соединительный шланг от бака к мотору. Может быть, он плохо защелкнут, или пережат, или поврежден. Последний вариант самый проблемный, но решаемый - замотайте порез скотчем или изолентой, после этого отменяйте рыбалку или водную прогулку и срочно возвращайтесь на базу.
Иногда проблема прямо-таки комическая: рыболов уже и за шнур дёргал так, что рука устала, и свечи поменял, и бестолку. Вызывать по телефону буксировщика с базы - очень недешевое удовольствие. Хотя телефон базы непременно должен быть, кстати. Так вот, когда отчаяние уже близко.. выясняется, что краник подачи воздуха на бензобаке затянут наглухо, и бензо-воздушная смесь не образуется. Пара движений пальцами, воздух пошел в бак - мотор заработал.
Я всегда вожу с собой запасной винт для своего Mercury 15 л/с. Бывает, что на каменистых банках из винта можно сделать "розочку", влетев на скорости. Такой винт практически не тянет. Но запасной в рюкзаке. Надеюсь, что никогда не пригодится. Но инструмент для замены винта, разумеется, с собой.
Наконец, владельцам маломощных моторов обязательно нужно иметь в ремкомплекте запасные шпонки и штифты для винта. Ни в коем случае не заменять правильную шпонку на гвоздь или что-то подобное. Шпонка должна срезаться при контакте винта с дном или какими-то препятствиями. А гвоздь размолотит вам винт изнутри. Сомнительная экономия.