Найти в Дзене
ФАКТЫ ИСТОРИИ

"Умоляем, верните нас в СССР". Трагичная история побега заключенных на Ту-154 в Пакистан

Оглавление

Полёт на самолёте – вещь не для всех привычная. Кто-то легко заходит на борт авиалайнера, некоторые же в течение всего времени находятся в состоянии непреодолимого страха. Но что же делать, если ситуация на борту становится напряжённой? И тем более если виноваты в этом совершенно не погодные условия? Именно в такой ситуации оказались люди, совершавшие полёт из Нерюнгри в Якутск в далёком 1990 году.

Необычные пассажиры

19 августа 1990 года готовился к отбытию ТУ-154. Место отбытия – Нерюнгри, место прибытия – Якутск. Экипаж состоял из 7 человек. На борт самолёта поднялись 85 пассажиров. Всё шло по плану, пока на территорию аэропорта не въехал автозак, доставивший 15 заключенных. Перевозить такую публику приходилось и раньше. Но времени на досмотр (всегда он проходил досконально) в этот день не было. Несмотря на необходимость принятия мер безопасности, конвой попросту забил на это и пропустил осужденных на борт самолёта. Никто не обратил внимания на повеселевшие лица некоторых из заключенных, которые сразу начали переглядываться.

-2

Аэропорт г. Нерюнгри, 1989 г.

Преступники поднялись на борт. Конечно, в самолёте они должны быть пристёгнуты наручниками. Но в этом рейсе (снова по странному стечению обстоятельств) оказалось всего 3 пары наручников. Пристегнули первых вошедших. Остальные сели по своим местам абсолютно свободно. Последним зашёл хромавший заключенный Евдокимов, казалось бы совершенно безобидный человек. У него была одна нога, вместо второй стоял протез С собой, как и остальные заключённые, он нёс сумку с вещами. В тот момент никто и подумать не мог, что именно в протез он может спрятать переданный ему от подкупленного охранника тюрьмы заряженный обрез, а в сумке лежать странный свёрток с проводами.

-3

Рецидивист В. Евдокимов

Самолёт вылетел в 12:25. Но спокойный полёт продолжался недолго. Уже через 6 минут после начала полёта в дверь кабины пилота раздался стук. Это была стюардесса, Татьяна Шарфаголиева.

Её сразу впустили, но Татьяна быстро передала свернутую записку и бросилась к пассажирам. Развернув записку, экипаж вздрогнул. Надпись зловеще гласила:

В случае неповиновения приведём в действие взрывное устройство.

Узнать о том, что происходит на борту самолёта, был послан бортинженер Алексей Камошин, прихвативший с собой табельное оружие. То, что он увидел, повергло в ужас. Трое конвойных стояли с автоматами, которые были направлены на заключённых. Один из них был с оружием, рядом стояла сумка с торчащими из неё проводами. Лица пассажиров были искажены страхом и отчаянием, никто не верил в то, что такое возможно. Решение должно было быть принято срочно, и Камошин, ни грамма не сомневаясь, приказал конвойным сложить оружие.

К изумлению всех присутствующих, двое опускают оружие, а третий не выполняет приказ. Как выявили после, это был сержант Борщ. В такой ситуации оказаться трудно любому человеку, и не у каждого психика может устоять. Сержант держал оружие, его руки тряслись, сердце быстро билось. Услышав снова приказ о том, что нужно опустить оружие, он резко нажал на курок.

Прозвучало несколько выстрелов. От испуга пассажиры зажмурили глаза. Но глухая тишина заставила их посмотреть на то, что там происходит. Однако картина поразила их. Заключенные все были живы и здоровы, кроме того на лицах некоторых отразилась едкая ухмылка.

Автомат конвойного был заряжен холостыми. Одно мгновение – и разъярённые преступники набрасываются на неподчинившихся охранников.

Пилот продолжает полёт в нужном направлении. Вскоре в дверь кабины снова раздаётся стук. Пилот не пускает непрошенного гостя, но он предупреждает, что если дверь не откроется, будут расстреляны два ряда пассажиров и бортинженер. Пилоту ничего не остаётся, приходится подчиниться захватчику.

Главарь банды, Евдокимов, приказывает пилоту возвращаться в Нерюнгри. В аэропорту этого города уже находится знаменитая группа «Альфа». Однако захватчики предупреждают сразу: не стоит делать лишних движений, все технологические люки заблокированы. При этом сразу выдвигают требования: нужны патроны, бронежилеты, парашюты и рации. Главное требование – доставить двоих заключенных, друзей Евдокимова.

Шестаков, начальник гор.отдела КГБ, отговаривает преступников прыгать с парашютом, так как это ведёт к падению самолёта. Удивительно, но к этому совету они прислушались. Но остальные требования пришлось выполнять. Вскоре были привезены Молошников и Петров, близкие друзья Евдокимова. Взамен на них и на запрошенное оборудование (им были предоставлены 7 бронежилетов, 2 автомата Калашникова, 2 пистолета Макарова, три радиостанции) беглецы дают возможность забрать из самолёта женщин и детей, вместе с ними уходят 6 заключённых. Как оказалось, срок у них был небольшой, поэтому сбегать просто не было смысла.

Летим в Пакистан

Последней надеждой отговорить преступников улетать был отец одного из главарей – Исакова. Но трюк не удался. В 18:15 самолёт поднимается в воздух и летит в Хабаровск, вскоре Евдокимов отдаёт команду сменить курс на Красноярск, далее ТУ-154 направляется в Ташкент. Теперь точно ясно: преступники хотят сбежать за границу. Однако после посадки в Ташкенте, которая состоялась в 23:00, сбежавшие заключенные выходят на связь с правительством и требуют отдать приказ о пропуске их за границу. Выбор сами не могут долго сделать.

Список стран следующий: Афганистан, Израиль, Непал, Пакистан. Но ни одна страна не дают разрешения на посадку. Власти просят руководство Пакистана дать разрешение на воздушный коридор. Но в этом отказано. В случае пересечения границы самолет будет уничтожен.

Евдокимов сдаёт позицию главаря, теперь возглавляет банду Исаков. От предыдущего его отличает сильная агрессивность, нервозность, неумение себя контролировать.

Он требует срочной отправки, поэтому в 9:25 самолёт вновь поднимается в воздух и держит курс на Пакистан. Но стоило ему только пересечь границу, как сразу же пакистанские истребители берут курс параллельно захваченному авиалайнеру.

Всё это время бортрадист передаёт информацию с просьбой не сбивать самолет с пассажирами, так как он захвачен. Его услышали, буквально через 10 минут истребители улетели. Но злосчастное путешествие для экипажа на этом не закончилось.

Исаев отдаёт приказ посадить самолёт в Карачи. Пилот запрашивает разрешение, но аэропорт отвечает, что полосы специально заблокированы. Разрешения на посадку нет. Исаев начинает нервничать, его состояние выходит из-под контроля. Он требует немедленной посадки, иначе будет проведена расправа над пассажирами. Пилоту ничего не остаётся, как только надеяться на чудо. Он снижает высоту, но вскоре видимость становится хорошей и экипажу понятно: полоса свободна. Самолёт беспрепятственно садится, бандиты осматриваются и понимают, что они на свободе.

"Радушный" прием

Изумление вызывает следующая картина: пакистанские власти с распростёртыми объятиями встречают преступников, фотографируются с ними и увозят на специально приготовленном для них автобусе.

После посадки самолета в Пакистане
После посадки самолета в Пакистане

Но как беглецы удивляются, когда привозят их к местной тюрьме и под дулом автомата загоняют в камеру. В это время ТУ- 154 спокойно возвращается в Советский Союз. А при осмотре было выявлено, что взрывным устройством оказался самый обычный кусок хозяйственного мыла, обмотанный проводами.

Для сбежавших преступников, как оказалось, всё только начиналось. Правительство СССР требовало депортировать сбежавших, Пакистан отказывался. При этом для заключенных выгоднее было вернуться, ведь, как оказалось, за угон самолёта в этой стране светит высшая мера. Через время этот приговор был заменён на пожизненное заключение. Только такая жизнь привела в ужас наших заключенных. В тюрьме жара, духота, вонь и незнакомые болезни. Душа нет, ведро воды на 15 человек. На ногах кандалы, которые никогда не снимаются. За любую провинность полагается удар палкой, а за более тяжкий проступок бросают в глубокую яму – Зиндан.

Зиндан в пакистанской тюрьме
Зиндан в пакистанской тюрьме

Такие условия стали невыносимыми для советских заключенных. Буквально через 2 месяца не выдержал Суслов и свел счеты с жизнью. Через некоторое время от теплового удара умер ещё один. Преступники стали паниковать, писать апелляции, требовать отмены приговора.

В 1991 году трое из них пытаются свести счеты с жизнью, но им помешали. Буквально через год попытались повторить эту затею уже 10 заключенных. Снова неудачно. Главарь банды писал родителям:

Даст Бог, свидимся на русской земле, прекрасней которой не может быть во всём мире.

Через 8 лет заключенные всё-таки получили амнистию в честь объявления независимости Пакистана.

Друзья, платформа отключила нам заработок от рекламы и мы будем очень признательны, если вы просто поставите лайк, оставите комментарий и подпишитесь на канал.

Спасибо, что вы с нами!