Хлебозавод-автомат Г.П. Марсакова

281 прочитал

В конце марта 1933 года на Павелецкой набережной закончилось строительство одного из первых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Петровича Марсакова. В честь 90-летней годовщины знаменитого Хлебозавода рассказываем об этой удивительной архитектурной постройке, чья сохранность сегодня находится под большим вопросом.

В конце марта 1933 года на Павелецкой набережной закончилось строительство одного из первых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Петровича Марсакова.

Архитекторы эпохи Авангарда любили строить дома-предметы: дом-пуля, дом-самолет, дом-трактор, дом-корабль и т. п. Наше здание-юбиляр могло бы быть прозвано домом-мантоваркой за абсолютное сходство с этим кухонным приспособлением. Но кастрюлевидная форма здания – не просто фантазия архитектора, а следствие строгого математического расчета, ведь здание создавал не архитектор, а инженер. Гигантский механизм сразу был признан уникальным и передовым во всём мире, работал бесперебойно и чëтко, как часы. А сам Георгий Петрович в первой половине 1930‑х годов был известнее, чем знаменитый Владимир Григорьевич Шухов, и удостоился прославлявшей его книги «Идеи и дела инженера Марсакова».

В конце марта 1933 года на Павелецкой набережной закончилось строительство одного из первых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Петровича Марсакова.-2

О самом Георгии Петровиче Марсакове известно не очень много. По счастливому стечению обстоятельств этот сын кузнеца из уральской глубинки смог изучить инженерное дело в Томске — местный технологический институт имел репутацию учебного заведения для неимущих — и именно там возникли его первые изобретательские идеи. Но до того, как родился знаменитый кольцевой конвейер, Марсаков почти 30 лет работал над созданием агрегатов для различных производств, от пушек до систем охлаждения, успел побыть начальником металлургического цеха и депутатом.

В конце марта 1933 года на Павелецкой набережной закончилось строительство одного из первых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Петровича Марсакова.-3

Внутри круглого корпуса постройки – несколько цилиндрических цехов-ярусов на несущих межэтажных мембранах, связанных друг с другом единым технологическим процессом в один спиральный конвеер. С инженерной точки зрения это здание – башня из горизонтальных круговых, вертикальных и наклонных конвееров в цилиндрической оболочке. И тут мы снова вспомнаем другого знакового инженера шаболовского района – Владимира Григорьевича Шухова.

В конце марта 1933 года на Павелецкой набережной закончилось строительство одного из первых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Петровича Марсакова.-4

Во-первых, в этом районе Москвы это два ярких знаковых памятника инженерной истории. Во-вторых, и Шухов, и Марсаков построили высокоэффективные башни, опираясь в расчётах на физические и математические законы природы. У Шухова барабаны ярусов ввинчиваются в небо по спирали из-за визуального эффекта математической фигуры – гиперболоида вращения. В самонесущей оболочке пространственного каркаса удачно используются принципы спирального переплетения волокон ткани. Спираль Марсакова – удачно найденная и не менее природная форма движения и развития (в данном случае сначала сырья, а затем и продукции).

В конце марта 1933 года на Павелецкой набережной закончилось строительство одного из первых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Петровича Марсакова.-5

По проекту Г. Марсакова было построено еще несколько заводов в России, которые сразу, с первых часов работы, увеличили количество и качество производства хлеба по стране в сотни раз. Поэтому, такие круглые заводы никогда не называли домами-мантоварками и домами- кастрюлями, хотя они так на них похожи – их гордо называли хлебозаводами-автоматами и никак иначе.

Сейчас завод на Павелецкой набережной остаётся на своём месте и его можно увидеть. Но он давно уже не работает, а просто ждет, что его зданиям дадут новую функцию – музей хлеба или культурный центр района.. Но пока сохранность здания под большим вопросом. Москвичи забыли про него.