Мне нравится дизайн вертолета AH-1, но собирать его в военном исполнении я не хочу. Поэтому начал искать гражданские варианты применения этой машины. В результате нашел пару интересных ситуаций. Об одной из них - в этом тексте.
В 1990-ых годах армия и флот США начали вывод из эксплуатации вертолетов модели АН-1, заменяя их более современными АН-64. Утилизацию снятых со службы машин проводили разными путями, включая их продажу союзникам по военным блокам.
25 вертолетов серии AH-1S были приобретены Федеральным агентством лесоохраны США (United States Forest Service - USFS).
На базе этих машин агентство инициировало программу Cobra Firrwatch, целью которой являлось создание системы раннего оповещения о лесных пожарах.
Из 25 машин в дело пошли только две, они получили бортовые номера N107Z и N109Z. Остальные были оставлены на одном из авиакладбищ.
USFS оснастила машины инфракрасными и другими датчиками, необходимыми для разведывательной поддержки наземных пожарных служб. Они расположены в модуле FLIR на турели под носом машины. Наземный штаб получает от вертолетов, цветное видео и инфракрасную съемку в реальном времени с географической привязкой, целеуказания на места возгорания.
Кроме сбора и передачи данных, вертолеты могут служить базой для руководителя воздушной ударной группы при тушении пожаров с воздуха.
В дополнение к вертолетам система Cobra Firewatch включает в себя наземную станцию - так называемый «фургон данных». Это минивэн, в котором на основе данных, получаемых с вертолетов, создаются карты периметра пожара. Фургон также используется для приема и просмотра прямой видеотрансляции с вертолета.
Кроме того, Кобры оснащены системой ROVER, которая ведет прямую двусторонню связь с мобильным устройством руководителя тушения пожара.
Руководитель может видеть данные воздушной разведки на карте и указать, где он хочет сбрасывать воду, или расположение ручья, который необходимо защитить от капель ингибиторов горения, и его рисунки будут отображаться на экране пилотов.
16 октября 2021-го года N107Z и N109Z совершили свой последний полет и были выведены из эксплуатации. За 19 лет они налетали 7600 часов. По официальной версии USFS переходит к использованию более современных средств разведки, включая беспилотники. По неофициальной проблема заключается в том, что найти качественные комплектующие на машины, выпущенные 40 лет назад, становится все сложнее.
Но как бы то ни было, это, пожалуй, один из самых интересных вариантов использования боевого вертолета в мирных целях.