Изучаю тут историю купеческих родов. Натолкнулся на интересную информацию в отношении начала автомобилизации Москвы. Было несколько предпринимателей, которые в начале ХХ века посвятили себя скорости и прогрессу.
Нашел вот, что в 1912 году проходит 100-километровая гонка. На соревнования заявлен принадлежащий фабриканту Густаву Листу четырехцилиндровый Benz мощностью 200 лошадиных сил. Заявка поступает от московского дилера этой немецкой марки Диета, однако доподлинно известно, что выставлен был на соревнования автомобиль «Бенц», принадлежавший московскому предпринимателю Густаву Листу. Ему в 1912 году было 77 лет. От лица московской автомобильной тусовки выступает немецкий гонщик Пауль Дитрих Шпаман. Экипаж Бенца установил в том году всероссийский рекорд скорости -- 201 километр в час, а финишную черту (на 33-м километре Санкт-Петербургского шоссе -- это под Химками) они преодолели на той гонке первыми. Как я уже сказал в той машине было 200 лошадиных сил, при массе болида 1250 килограммов и объеме двигателя в 21 литр.
Сын Густава Листа был на той гонке. А в 1925 году он поступил конструктором на завод АМО (мы все его знаем как ЗИЛ).
В мемуарах Феликса Юсупова можно прочитать такую историю:
«В Париже я остановился на несколько дней, повидал друзей-французов и с Васей Солдатенковым отправился в Россию. Он вез меня на своей гоночной машине «Лина». Мчался он с бешеной скоростью. Когда я просил его сбавить скорость, он смеялся и прибавлял газу».
Убийца Григория Распутина, граф Сумароков-Эльстон (он же Юсупов-младший) пишет в своих мемуарах про Василия Васильевича Солдатенкова -- племянника московского Медичи Козьмы Терентьевич Солдатенкова, завещавшего свое состояние на строительство больницы, которую мы все с вами знаем как Боткинскую. До 1920-х годов ее называли «Солдатенковская».
Так вот он тоже ставил рекорды скорости. Так в 1904 году он стал первым российским гонщиком, который преодолел порог в 100 километров в час. А в 1912 в гонке на одну версту (своеобразный драг-рейсинг того времени) он поставил всероссийский рекорд -- без малого 150 километров в час.
Братья Капцовы (это еще один купеческий род) создали свое сборочное производство на улице Воронцово Поле, 12. На шасси «Опеля» и «Бенца» они ставили кузова собственного производства. И увлекались автопробегами. Например, в 1911 году Сергей на автомобиле La Buire и Михаил на Бенце доехали из Санкт-Петербурга в Севастополь. Кстати, в полицейскую сводку Капцов тоже попал однажды. Он лихачил на своем Ла Бюире с номером 823. И в 1911 году читаем:
«Управлял лично. Столкновение с ломовым извозчиком, последний получил ушибы.»