«Фордзон-Путиловец», именовавшийся в народе «Фёдором Петровичем», был копией модели «Fordson-F». Об этом колёсном тракторе много писали и говорили, ведь он стал символом начала коллективизации. А потом вдруг исчез. Ему на смену пришли челябинские, сталинградские и харьковские трактора, взявшие на себя всю тяжесть работы в 1930-х и 1940-х годах. В чём же была причина схода «Фордзона» с дистанции?
Трактор был неплохим. В небольшом фермерском хозяйстве. В условиях же более интенсивной эксплуатации у «Фордзона» была выявлена масса недостатков:
- мощности двигателя 20 лошадиных сил явно не хватало, он часто перегревался и заклинивал;
- система зажигания была несовершенной и доставляла немало хлопот;
- трактор был неустойчивым и склонным к опрокидываниям, что травмировало много работников, особенно малоопытных;
- травмоопасно располагалось и рабочее место тракториста – между двух колёс, к тому же оно было открытым для осадков и летевшей из-под колёс грязи.
При всех недостатках альтернативы «Фордзону» не было. Всего их произвели чуть более 40 тысяч штук. Выпускали до 1933 года, затем производство свернули, поскольку появились серьёзные и более приспособленные к нашим условиям конкуренты.
Первым стал СХТЗ 15/30 Сталинградского тракторного завода, выпущенный в 1930 году. У него тоже был американский прототип, но модель была более мощная и работоспособная. Через год выпуск СХТЗ 15/30 освоил завод в Харькове. Всего их выпустили почти 400 тысяч, трактор стал самым распространённым в стране. А «Фордзон-Путиловцы», выработав свой ресурс, остались в прошлом. Оставшиеся единицы этой модели существуют в виде монументов или экспонатов в музеях.