Создатели первых автомобилей довольно рано догадались, что вместе с воздухом в двигатель попадают пыль и песок, вызывая механический износ мотора. Так родилась идея поставить фильтр перед воздухозабором. Считается, что первый воздушный фильтр появился на автомобиле Packard Twin Six 1915 года. На нем впервые был установлен карбюратор нового типа – с жиклерами и системой батарейного зажигания. Не будь этой новинки, фильтрами бы еще долго не озаботились.
А потом появилось множество их разновидностей. Например, по виду фильтровального материала. Воздух в них мог проходить через ткань, проволоку или бечевку с масляной пропиткой. Позже появились фильтры с бумагой – сухой или пропитанной водой с маслом. Если мотору не требовался тщательно очищенный воздух, то фильтр-элементом служили стальные пластины или несколько слоев сетки, смоченной маслом.
Различались фильтры и по технологии фильтрации, т.е. по способу очистки воздуха. Например, на том самом «Паккарде» применялась фильтрация центробежного типа через бумагу, пропитанную маслом.
В 1922 году впервые применили воздушный фильтр со сменным фильтр-элементом. Его установили на автомобиле Rickenbacker.
Ford стал оснащать фильтрами автомобили только с конца 1930-х. Тогда первый фильтр с бумажным элементом установили на Ford Model A. И только после второй мировой войны воздушные фильтры были массово поставлены на поток.
Современные фильтры в большинстве своем также бумажные. По форме бывают круглые и панельные. Бумага в них сгофрирована в гармошку, другое название которой «штора». Бумага на штору идет специальная – высокопористая, пропитанная смолами. По этой причине она не впитывает влагу, а штора из нее становится более прочной и термостойкой. Гофры по краям залиты полимерным составом, который после застывания служит каркасом и уплотнителем одновременно. Когда-то каркас делали из пластизоля, но он быстро терял эластичность и трескался. Ему на смену пришли полиуретаны.
Бумажные фильтры хорошо работают с фильтром предварительной очистки. Такой тандем обеспечивает пробег автомобиля до 50 тыс. км.
«Фишка» последних лет – фильтр переменной плотности. Штора в нем композитная, состоит из синтетики и материалов с электростатическим зарядом. Такому фильтру не требуется предварительное фильтрование воздуха. Внешние слои шторы сами работают как фильтр предочистки. А последующие слои производят уже тонкую фильтрацию. Такой фильтр обеспечивает пробег до 100 тыс. км.
В автомобилях имеется еще один вид воздушных фильтров. Но они не относятся к моторным деталям. Догадались, о чем речь? Конечно, о фильтрах салонных.
Это очень молодая автомобильная деталь. Первый салонный фильтр был установлен в 1979 году на автомобиле Saab 900. По сути представлял собой гофрированную штору из бумаги. Но пыль в салон не пропускал.
В представительском «Мерседесе» S-класса 1991 года стоял уже угольный фильтр. Он удерживал кроме пыли еще и мелкодисперсные фракции, а также поглощал дым и всякие запахи.
Ну а дальше пошло-поехало. Фильтр-элемент стали изготавливать из разных поглощающих материалов – от угля до силикогелей. Сам «салонник» теперь работает как бортовая мини-система, которая не только фильтрует воздух от пыли, но и удерживает на себе золи, запахи, а еще убивает инфекции и бактерии, благодаря антисептическим пропиткам.