В современном мире есть немало специалистов, которые неодобрительно относятся к кпт и которые никогда не станут ее сторонниками.
Но есть и те, кто считают ее откровенно вредной для человека.
Начну историю издалека. Сейчас во всем мире ученые задаются вопросом: "Почему так стремительно растет количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?"
Приводятся примерно такие графики, согласно которым в 1995 году был 1 ребенок с РАС на 5000 человек, а сейчас 1 на 30.
Даже если учитывать особенности диагностики, то резкий рост количества случаев РАС поражает. Считается, что таких детей будет становиться все больше.
У ученых пока что нет единого мнения относительно причин и способов профилактики аутизма. Что касается реабилитации, то возможна лишь частичная коррекция и абилитация детей с такими особенностями.
Среди предположений о причинах "эпидемии аутизма" есть и предположение о вредоносности КПТ. Некоторые психологи очень неодобрительно относятся к когнитивно-поведенческой терапии и ко всем другим подобным техникам ментальной защиты от своей Тени. Такие техники есть не только в психологии, но и в некоторых деструктивных культах, авторитарных идеологиях и всяких агрессивных тренингах, построенных на принципах сетевого маркетинга. Так что, представители КПТ не оригинальны в этом, но они пытаются прибрать к своим рукам психотерапию.
Между КПТ и глубинными видами терапии существует важная разница. Если убрать красивые слова и смотреть на суть, то мы заметно ключевое различие. Что бы там ни говорили адепты КПТ о работе с чувствами, в рамках этого направления происходит однозначная попытка блокировать их проживание. Блокировать проживание глубоких и сложных чувств, которые объявляются "неправильными".
В КПТ чувства входят в те когниции, которые человеку нужно поменять на "правильные". А в глубинных подходах важное значение придается проживанию "неправильных" чувств.
Говоря людям о том, что их неправильные эмоциональные состояния вызваны неправильными установками, сторонники КПТ как бы навязывают мнение, что нет смысла проживать тяжелые эмоциональные состояния. И предлагают помощь в том, чтобы искусственными способами защититься от проживания тяжелых чувств и эмоциональных состояний. В глубинной психологии считается, что такими способами человеку помогают защититься от самого себя, - эффективно убежать от самого себя.
В этом как раз и состоит коренное отличие от техник глубинной психологии, где подчеркивается ценность и польза любых чувств для психологического развития человека на его пути к самому себе.
Корни движущих человеком сил уходят слишком глубоко и не поддаются убеждениям психологов. Прижимая человека к стенке с помощью развитой системы логических аргументов, вы не даете ему возможности дозреть до каких-то важных смыслов. Вы пытаетесь его заставить согласиться с вашими идеями, пусть даже правильными. И тогда человек либо включает сопротивление, либо принимает решение оторваться от себя в угоду вашей убедительности.
В итоге вы получаете худшее, чем было до вашего вмешательства. Вы получаете оторванного от себя человека. Вернее, прижимая его аргументами, с которыми он будет вынужден согласиться, вы увеличиваете его оторванность от себя. Оторванность от себя — это намного хуже в долгосрочной перспективе.
Защита от самого себя (бегство от себя с помощью КПТ-уловок) не проходит бесследно.
Если вы изучали один из видов глубинной терапии, то имеете представление о такой сложной теме, как формирование психики нового человека, начиная от развития в утробе и в первые годы жизни. Можно описывать лишь примерные механизмы такого формирования.
В глубинных подходах подчеркивается важность психологического благополучия родителей, которые и являются средой, в которой формируется психика ребенка. А теперь представьте, в каких условиях может происходить формирование психики ребенка, родители которого надежно оторваны от себя с помощью годами насаждаемых ментальных уловок. Как бы сам собой напрашивается вывод о возникновении проблем у ребенка в ментальной сфере.
Неудивительно, что среди психологов возникло предположение о влиянии КПТ на увеличение количества детей, имеющих расстройства аутистического спектра, гиперактивность и другие не самые приятные особенности. Возникло предположение, что применение КПТ (и им подобных техник) приводит к увеличению количества случаев аутизма.
Это предположение невозможно ни опровергнуть, ни доказать. Как впрочем и многое другое в психологии. Поэтому можете к нему относиться как угодно. Как впрочем и к многому другому в психологии
Только важное примечание. Как и в случае с любыми бедствиями, постигающими людей в нашем мире, верным будет помнить о том, что люди, которые подверглись бедствиям, являются не самыми проблемными в обществе. Нельзя говорить: "Тебя постигло бедствие, потому что ты был наиболее грешным, по сравнению с теми, кого не постигло такое бедствие". В этом смысле нельзя говорить о справедливой участи по отношению к конкретному человеку, но можно говорить о проблемах общества в целом.
Адепты КПТ – далеко не такие уж безобидные для общества. Они во многом напоминают сектантов, последствия от деятельности которых проявляются не сразу, а через годы.
Несмотря на это, запрещать КПТ не стоит. Есть среди них много "добросовестно ошибающихся". Но каждый интересующийся психологией человек должен понимать, что далеко не все специалисты разделяют восторженные слова, которыми вас пичкают сторонники направления КПТ. Современная психология – это не только КПТ. Быть ее сторонником необязательно для психолога. Ценить труды последователей методов КПТ – тоже необязательно. Вы имеете право скептически относиться к любому направлению психологии. И с уважением относиться к людям, которые искренне заблуждаются.
Статья по этой же теме: Критика когнитивно-поведенческой психотерапии
Автор: Поздняков Василий Александрович
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru