Найти в Дзене
Лающая Рыба

6. Пополнение представлений об окружающем мире у глухих (и не только глухих) детей.

Оглавление
Рис 1.
Рис 1.

Пополнение представлений об окружающем мире у глухого ребенка - это шестая ступень в нашем нелегком пути к достижению цели. Ребенок уже слышит и говорит, но ведет себя как незнайка, который многого не знает. Еще бы! В тот момент, когда слышащие дети только начинают познавать мир, он учится простым вещам - слышать, понимать, говорить, отвечать на вопросы и задавать их... Но не только этим обусловлена особенность глухого ребенка. Как мы знаем, представления ребенка начинают закладываться еще в младенчестве, когда формируется восприятие и внимание. А у глухого ребенка они нарушены. Когда формируется память, а у глухого ребенка она имеет свою специфику, когда формируется речь. А ведь у глухого ребенка речь самостоятельно не развивается. Поэтому представления об окружающем мире у этого ребенка даже при успешном слухопротезировании часто бывают обрывчаты, искажены, лишены комментариев и очень конкретизированы. И только потом в ходе коррекционно-развивающего процесса, когда психические функции у ребенка постепенно встают на свое место, обретают близкое к норме состояние, мы вдруг узнаем, что наш малыш - незнайка.

1. Что такое представления об окружающем мире?

2. Какие именно знания об окружающем мире ребенок должен получить?

3. Кто и как занимается пополнением представлений об окружающем мире у ребенка?

4. Особенности формирования и пополнения представлений об окружающем мире у глухих детей.

5. Вывод. Что? Как? И чем?

6. Литература.

1. Что такое представления об окружающем мире?

Представления об окружающем мире – это совокупность знаний и представлений об окружающих ребёнка предметах, явлениях, социальной действительности, их свойствах и взаимосвязях. Эти представления основаны на запечатлённых в сознании образах восприятия и воображения, которые возникают на основе пережитого человеком опыта. Этот тот багаж знаний, с которым ребенку предстоит жить и учиться. И если этот багаж недостаточен, то ребенок столкнется с трудностями и ему придется прибегать к чьей-либо помощи. Чем больше багаж знаний ребенка, чем лучше у него развивается познавательна сфера. И тем больше у ребенка шансов на самостоятельную полноценную жизнь.

2. Какие именно знания об окружающем мире ребенок должен получить?

В общих чертах, все обо всем. Для тех, кто с ходу не может придумать, какие именно сведения давать ребенку, я могу предложить примерный, очень далеко неполный список.

1-2 года:

  • животные;
  • части тела;
  • игрушки;
  • члены семьи;
  • Некоторые предметы обихода;
  • самые первые глаголы;

При этом словарный запас ребенка, обеспечивающий "ношение" информации в памяти, в таком врзрсте может состоять и из полных, и из аморфных слов.

2-3 года:

  • цвета;
  • формы;
  • счет до 3;
  • люди - мальчик, девочка, дядя, тетя, дедушка, бабушка, дети;
  • животные;
  • глаголы;
  • признаки;
  • предметы одежды, обуви, посуды;
  • предметы обихода;

3-4

  • Части тела;
  • Одежда, обувь, головные уборы;
  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);
  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);
  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);
  • Овощи и фрукты;
  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);
  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);
  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).
  • Обобщающие слова;

4-5

  • Времена года и их признаки;
  • Эмоции;
  • Животные и их детеныши;
  • Кто, чем питается;
  • Кто где живет;
  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;
  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;
  • Продукты;
  • Посуда;
  • Мебель.

5-7 лет:

  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;
  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
  • Музыкальные инструменты;
  • Строительные инструменты;
  • Электроприборы;
  • Профессии;
  • Живая и неживая природа;
  • Космос;
  • Перелетные и зимующие птицы;
  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;
  • Страны, города.

Итак, формирование и пополнение представлений об окружающем мире - это всякие знания об окружающем мире.

Рис 2.
Рис 2.

3. Кто и как занимается пополнением представлений об окружающем мире у ребенка?

Представления об окружающем мире у ребенка пополняют логопеды, сурдопедагоги, другие коррекционные педагоги, воспитатели, учителя и педагоги системы дополнительного образования, родители, братья, сестры, друзья, одногруппники и одноклассники. Для пополнения представлений ребенка сведениями об окружающем мире служат занятия, уроки, беседы, игра, чтение, продуктивные виды деятельности, трудовая деятельность, самообслуживание, социально-культурная деятельность, просмотр мультфильмов, фильмов, прослушивание песен. Проще говоря, все и всё, что окружает ребенка, дают ему сведения о том, как устроен мир.

Рис 3.
Рис 3.

4. Особенности формирования и пополнения представлений об окружающем мире у глухих детей.

Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение. Если в процессе неречевой деятельности глухой ребенок неплохо справляется с изучением окружающего мира, то в процессах, предусматривающих речь, у этих детей возникают серьезные трудности. У глухих детей отмечается несформированность для своего возраста представлений об окружающей действительности, что затрудняет процесс обучения. Это обусловлено несколькими факторами:

Рис 4.
Рис 4.

1. Внимание. Произвольное внимание у глухих детей формируется несколько позже, чем у слышащих детей. Таким детям необходимо значительно больше времени для того, чтобы научиться удерживать его и управлять им. Объем внимания у глухих детей ниже. Эти дети в сравнении со слышащими медленнее переключаются и быстрее утомляются.

Рис 5.
Рис 5.

2. Восприятие. Нарушение слухового восприятия является ядром проблемы глухого ребенка. Этот момент сказывается и на других видах восприятия: зрительное, тактильное, вкусовое и обонятельное. В целом восприятие становится специфичным. Эта специфика, в свою очередь, отражается на формировании других психических функций: речь, память, мышление, внимание. И на формировании всей психики. Глухому ребенку требуется больше времени и усилий для того, чтобы воспринять предлагаемый материал. Чем лучше развит ребенок, тем в меньшей степени выражена проблематика. Образы, воспринимаемые глухими детьми, в разной степени неточны, неполны и фрагментарны. Подробнее о слуховом восприятии можно почитать здесь.

Рис 6.
Рис 6.

3. Память. Особенности памяти накладывают свой отпечаток на процесс формирования представлений об окружающем мире. Особенно у глухих детей страдает слухоречевая память. Детям требуется многократное повторение материала. Объем слухоречевой памяти у глухих детей снижен.

Рис 7.
Рис 7.

4. Речь. Речевые нарушения у глухих детей серьезно ограничивают их способности к пополнению знаний и представлений. Словарный запас глухих детей часто бывает недостаточен для того, чтобы без посторонней помощи воспринять материал программы общеобразовательного детского сада и школы. Ребенок еще учит слово "рука", а в детском саду ему рассказывают про листопад. Глухие дети просто не понимают значения многих слов. Для формирования полноценных представлений важным является речевое обозначение многих образов. Ведь многие понятия и представления, присущие человеку, не имеют какой-либо материальной основы и представление о них даётся с помощью слова. Это морковку можно взять в руки. Таяние снега можно увидеть. А как показать слово "пронзительный", "моросит" и чем отличается "моросит" от "идет дождь"? Для этого необходим определенный уровень развития речи, когда понятия формируют понятия. Об этом можно подробнее почитать здесь. Подробнее о речи - здесь и здесь.

Рис 8.
Рис 8.

5. Мышление. Мышление является одним из главных инструментов познания. Все операции мышления у глухих детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. О них вы можете почитать вот тут. Глухие дети испытывают трудности в формировании понятий, суждений и умозаключений. Главная проблема развития мышления у глухих детей заключается в формировании словесно-логического мышления. Позднее формирование словесной речи существенно тормозит формирование словесно-логического мышления. Дети испытывают большие трудности в анализе и синтезе материала, особенно сведений, сообщенных в словесной форме. Представления, не закрепленные в словах нечетки, неточны, расплывчаты, хуже удерживаются в памяти. Мышление глухих и слабослышащих детей по сравнению со сверстниками замедленно. Это объясняется несколькими причинами - от особенностей самого восприятия звуков в слуховом протезе, замедленной обработке импульсов до самого формулирования умозаключения. Подробнее о мышлении здесь и здесь.

Ну или то есть целостный познавательный инструмент, о котором мы говорили ранее вот тут.

Рис 9.
Рис 9.

Все? Нет, не все...

Одного даже полноценного инструмента, состоящего из высших психических функций, для познания мира недостаточно. В идеале ребенок к тому же должен владеть разными видами деятельности, чтобы использовать свой познавательный инструмент - коммуникативная деятельность, чтение литературы, учебная деятельность и многое другое.

Рис 10.
Рис 10.

6. Коммуникативная деятельность. Человек познаёт окружающий мир через взаимодействие с другими людьми, используя предыдущий социальный опыт и знания. Глухие дети имеют трудности в овладении речевой коммуникацией, что препятствует обогащению представлений об окружающем. Причины этих трудностей берут начало от сложностей слухового восприятия, от проблем устной речи, от ограниченного словарного запаса, от низкого опыта общения, от своеобразия формирования личности. И, конечно, чем лучше развит ребенок, тем в меньшей степени проявляются эти особенности.

Рис 11.
Рис 11.

7. Чтение. Поскольку у глухих детей низкий словарный запас, они часто не понимают смысла написанного текста. Дети могу выхватывать отдельные части текста или книги и не соотносить их друг с другом. У глухих детей имеются трудности в формировании причинно-следственных связей и сложности в восприятии и понимания материала, изложенного словесно. Не зря глухие дети дольше, чем их слышащие сверстники, нуждаются в подкреплении наглядностью - картинка, демонстрация, схема. Дети могут не понимать одно и то же слово в разных грамматических формах. Они могут понимать смысл слова, но не понимать смысла фразы. Дети не всегда воссоединяют текст в целостный образ. Дети, бывает, не понимают переносный смысл слова и фразы. Имеют трудности в восприятии сложных предложений и конструкций. Подробнее о чтении с глухими детьми здесь и здесь.

Рис 12.
Рис 12.

8. Учебная деятельность. Учебная деятельность — это один из сложных видов деятельности, которая предусматривает наличие не только академических знаний, но и определенного уровня сформированности учебных навыков, а так же личной мотивации ребенка. Сама учебная деятельность формируется постепенно в процессе школьного обучения, а предпосылки к ней закладываются еще в дошкольном возрасте. Осуществление учебной деятельности возможно только при непосредственном взаимодействии с педагогом, который ставит цели, организует действия, осуществляет и контроль и оценку. Однако при определенном уровне сформированности учебных навыков и самоконтроля возможно самообучение. У детей с нарушениями слуха, развитие учебной деятельности может застопориться еще на этапе освоения учебных действий, по причине особенностей психического развития глухого ребенка. Это происходит из-за отставания в формировании основных психических функций, - внимания, восприятия, памяти, речи м мышления. Так же произвольность этих психических процессов, в частности произвольное внимание, формируется у глухих детей позднее, чем у слышащих сверстников. Однако при оптимальной организации процесса обучения у них вполне возможно сформировать полноценную учебную деятельность.

А еще?

А еще особенности познавательной деятельности, учебной деятельности, игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, - все они имеют свою специфику, о чем мы тоже возможно когда-нибудь поговорим и не только о них.

5 Вывод:

Что? Как? И чем?

Я ем суп, черпая его ложкой, мою пол протирая его шваброй... Здесь все просто. А с познанием окружающего мира все несколько сложнее.

Рис 13. Если очень упростить, то выглядит это так.
Рис 13. Если очень упростить, то выглядит это так.

Представления об окружающем мире формируются в ходе разных видов деятельности при помощи инструментов познавательной деятельности. И чем лучше у ребенка сформированы высшие психические функции, чем лучше ребенок владеет разными видами деятельности, тем качественнее и быстрее он пополняет свою систему знаний сведениями об окружающем мире. Этот момент относится и к глухим детям, и к детям с другими нарушениями и даже к условно здоровым, как сейчас их называют "нормотипичным" детям, которые не имеют какой-либо специфики развития и не требуют специального коррекционного подхода. Вот здесь ответ на вопрос, почему одни глухие дети развиваются лучше, а другие хуже, одни (разные) дети знают и могут больше, а другие меньше. Это даже больше, чем ответ на вопрос, где же собака зарыта? Это в принципе ответ на вопрос, почему одни люди умнее и способнее, а другие уступают им в этих качествах.

Рис. 14
Рис. 14

А теперь мы вновь вернемся к глухим детям. Поскольку дети с нарушенным слухом имеют нарушения уже на этапе внимания и восприятия, поскольку у них искажается первая ступень развития речи - коммуникация, и эти особенности накладывают свой отпечаток на дальнейшем развитии ребенка, следовательно...

Глухим детям в гораздо большей степени, чем слышащим, необходимо специальное систематическое психологически и педагогически выверенное формирование представлений об окружающей действительности.

6. Литература:

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

Предыдущая статья - "Ещё один секрет коррекции или волшебная таблетка от глухонемоты - 2".

Следующая статья - "Практические занятия для развития глухого (слухопротезированного) ребенка в возрасте до 1 года "