1. Особенности формирования мышления у глухих детей.
2. Кто занимается развитием мышления у глухих детей.
3. Цели и задачи развития мышления у глухих детей
4. Мышление и речь. Что дальше?
5. Выводы
6. Литература. Что можно почитать?
В прошлой статье мы разобрали мышление, что оно из себя представляет, как примерно оно работает, из чего состоит, какие существуют типы мышления и в чем разница между мышлением и интеллектом. Сегодня речь пойдет о формировании мышления у глухих детей.
Помните схему-порядок формирования речи у детей в норме из статьи 4.1.Речь?
Из этой статьи мы выяснили, что речь у слышащего и у глухого ребенка формируется последовательно и поэтапно. Нельзя сформировать следующий этап без формирования предыдущего. Проще говоря, фразы не появятся без этапа первых слов, а первые слова не появятся без этапа лепета. Развитие устной речи у глухих детей происходит по тем же закономерностям, что и у слышащих. С развитием мышления происходит то же самое.
Развитие мышления детей с нарушениями слуха подчиняется общим закономерностям развития мышления и последовательно проходит те же этапы: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление начинает свое формирования в конце первого года жизни. Это не значит, что оно уже сформировано, оно только начинает свое формирование. Наглядно-образное - начинает свое формирование в возрасте полутора лет и продолжает совершенствоваться до 5-7 лет. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в возрасте примерно пяти лет и далее, но при условии наличия связной речи, при этом не обязательно устной, а если и устной, то совершенно не обязательно разборчивой.
Каждый из описанных выше типов мышления - это этап его формирования, который присущ детям определенного возраста. Как только хоть немного сформируется один этап - начинается формирование следующего. При этом хоть и формирование каждого типа мышления "привязано" к определенному возрасту, главным фактором в формировании нового типа мышления является сформированность предыдущего типа мышления.
Мышление, как и речь, формируется не от возраста, а от сформированности предыдущего этапа!
Каждый родитель, который не первый год воспитывает глухого ребенка прекрасно знает - от того, что ребенку исполнилось 3 года речь сама у него не появляется. Речь появляется от того, что у ребенка сформировались этапы, которые являются предпосылками к ее формированию.
С мышлением происходит то же самое. Мышление не формируется от того, что ребенку исполнилось 3, 5, 11 лет. Оно формируется на базе сформированности предыдущих этапов на необходимом минимальном уровне.
Последовательность и условия формирования мышления у глухого ребенка так же не меняются. Однако мыслительная деятельность такого ребенка имеет и свои особенности.
1. Особенности формирования мышления у детей с нарушениями слуха.
1. Наглядно-действенное мышление (в норме начинается в конце первого года жизни) у глухих детей формируется с небольшой задержкой. Однако глухие дети не имеют серьезных непреодолимых препятствий для его формирования, поскольку они не ограничены в предметной деятельности.
2. Наглядно-образное мышление (в норме начинает формироваться в возрасте от полутора лет) у глухих детей так же формируется, но имеет некоторую специфику ввиду нарушений восприятия. Наглядно-образное мышление подчинено восприятию, а у глухих детей оно усечено, ограничено, не полно, специфично, своеобразно и в целом нарушено. Следовательно и образы, которые формируются у ребенка, неточны, что в последствии сказывается на развитии наглядно-образного мышления.
3. Задержка в формировании первого типа мышления влечет за собой задержку второго и последующего типа мышления.
4. Главная проблема развития мышления у глухих детей заключается в формировании словесно-логического мышления. Позднее формирование словесной речи существенно тормозит формирование словесно-логического мышления.
5. Полное отсутствие речи влечет за собой отсутствие словесно-логического мышления.
6. Дети с нарушениями слуха, имеющие речь, испытывают значительные трудности в овладении понятиями, а так же в формировании системы понятий.
7. Глухие дети испытывают трудности в формировании суждений.
8. Глухие дети испытывают сложности в формировании умозаключений.
А мы знаем, что понятие, суждение и умозаключение - это формы, в которых протекает словесное мышление. Поэтому....
9. Глухие дети испытывают затруднения в понимании чужих мыслей и в формулировании своих.
10. Дети с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Особенно затрудняет их выявление причинно-следственных отношений между объектами, сообщенных словесно, в тексте. У них обнаруживается склонность к упрощению, искажению существенных отношений между предметами, явлениями, событиями. Часто путают причину и следствие. Они могут путать между собой сами понятия "причина" и "следствие", по причине особенностей формирования речи могут путать между собой грамматические формы, предлоги, союзы, что в свою очередь так же накладывает своеобразный отпечаток на формирование мыслительной деятельности.
11. Дети испытывают большие трудности в анализе и синтезе материала, особенно сведений, сообщенных в словесной форме. Представления, не закрепленные в словах нечетки, неточны, расплывчаты, хуже удерживаются в памяти.
12. Глухие дети дольше, чем слышащие нуждаются в подкреплении материала картинками, схемами и предметами.
13. Мышление глухих и слабослышащих детей по сравнению со сверстниками замедленно. Это объясняется несколькими причинами - от особенностей самого восприятия звуков в слуховом протезе, замедленной обработке импульсов до самого формулирования умозаключения.
14. У глухих детей невербальный интеллект развит выше, чем вербальный. Иногда разница между двумя этими показателями может быть очень большой.
15. Поскольку у детей, имеющих в структуре своего дефекта только глухоту, нет врожденных умственных нарушений, их состояние вполне возможно выровнять, если вовремя протезировать слух и начать занятия по развитию слуха, речи, мышления и других высших психических функций, а так же по овладению предметными и продуктивными видами деятельности.
Эти особенности формирования мышления сказываются на познавательных способностях. Изначально имея сохранный интеллект, глухие и слабослышащие дети без специальной работы (а иногда и с ней) серьезно ограничены в своих интеллектуальных возможностях, что в будущем отразится на качестве их жизни. Мы можем имплантировать ребенку кохлеарный имплант, но мы не можем вставить ребенку в голову другой интеллект. Однако мы можем создать или не создать предпосылки для формирования слуха, восприятия, речи, памяти, мышления, тем самым улучшив качество жизни ребенка, а в будущем и взрослого. При правильно выстроенной коррекционно-педагогической помощи, с мотивированным на успех любопытным ребёнком и заинтересованных в процессах коррекции и воспитания родителях можно добиться таких результатов, которые не будут уступать слышащим сверстникам, а иногда и опережать их, компенсировать первичный и вторичный дефект, предупредить возникновение третичных отклонений в цепочке структуры дефекта и выйти на уровень сверхкомпенсации. Напомню, что и я, и история сурдопедагогики видели немало случаев, когда глухие люди выходили на уровень развития речи и мышления, не отличающийся, а то и выше, чем у слышащих людей, выходили с незначительной коррекцией слуха, а то и вовсе без нее. Все это возможно. Это труд и работа, первые камни которых закладывают родители, а последние - самостоятельно их уже повзрослевшие дети. Некоторые из них развиты так, что вы никогда не догадаетесь о том, что рядом с вами глухой человек.
Не могу не рассказать о том, что я общалась с глухими людьми разной степени компенсации с самого далекого своего детства. И только значительный опыт общения с ними - один маленький едва искаженный звук, широкий внимательный взгляд, один незначительный жест, внимание, которое проходит по всей площади тела, может иногда подсказать мне, что рядом со мной находится глухой или слабослышащий человек. Остальные проходят мимо, не заметив ничего. Но и я могу ошибаться. В моей жизни был случай. Когда я училась в университете, перед началом занятий по русскому жестовому языку нас, студентов, предупредили, что преподаватель у нас будет глухой, но говорящий. Мне было 20 лет. К тому времени я уже перевидала много разных глухих людей - и имеющих устную речь с некоторыми особенностями, и абсолютно молчащих, использующих РЖЯ. Преподавателем была женщина. Ей было около 40 лет. Она была глухая с младенчества, пользовалась слуховыми аппаратами, немного слышала, но в основном читала с губ. Эта женщина говорила так, что на первом занятии у нас закрались сомнения в том, что она глухая возникло предположение, может быть она оглохшая, может быть слабослышащая. Мы поверили в ее глухоту совершенно случайно. Через несколько недель занятий наша преподавательница несколько раз подряд совершила одну и ту же ошибку и даже не заметила этого. Мы поняли, что она говорила практически на ощупь. На ощупь была сформирована речь, по крупицам были собраны психические функции, сформировано мышление, ничуть не уступающее слышащим. И она самостоятельно пошла дальше в совершенствовании своих навыков и добилась больших результатов. Нет, нас нисколько не смутило то, что она, по прошествии нескольких лекций и семинаров, наконец, ошиблась. Наоборот, мы были восхищены тем, как может быть развит глухой ребенок, который вырос в эру аналоговых слуховых аппаратов. Даже не цифровых. А о кохлеарной имплантации в ее детстве вообще никто не знал. Да даже во время моего обучения в университете о КИ говорили как об экспериментальном заграничном чуде, которое финансово недоступно нашему государству. После окончания курса жестового языка мы очень попросили ее рассказать немного о своей жизни. Было очень интересно и волнительно послушать, как проходил ее путь. Общение с этим человеком в очередной раз доказало мне широкие возможности глухих людей. Это люди иногда со сложным (на мой взгляд), но с шикарным жизненным опытом. Они многое могут. Но ни один из них, мне известный, не начинал свой путь в одиночку. Позади всех многие годы всегда стояли родители и педагоги.
Но мы отвлеклись... Продолжим говорить о мышлении.
2. Кто занимается развитием мышления у глухих детей?
Развитием мышления ребенка занимается сурдопедагог, логопед, психолог, дефектолог, воспитатель в детском саду, учитель в школе и просто родители. Нет, у них нигде не прописана такая обязанность. Я не об этом. Они просто между делом занимаются этим каждое занятие. Ведь ни одна психическая функция не существует отдельно сама по себе. Как и речью, разными видами мышления пронизана вся наша сознательная жизнь.
3. Цели и задачи развития мышления у глухих детей
Цель развития мышления у глухого ребенка - если не делить мышление на типы и говорить ну ооочень широко, то своевременно развить все типы мышления и помочь в переходе с одного этапа мышления на другой. Дать минимальные сведения об окружающем мире. Связать мышление и речь в единый процесс и сформировать целостный познавательный инструмент, состоящий из внимания, восприятия, памяти, речи и мышления.
Для достижения этой большой широкой цели необходимо решить следующие задачи, освещение которых я начну очень издалека:
1. Развитие внимания - всех его видов, форм и свойств.
2. Развитие восприятия - слухового и целостного.
3. Развитие памяти - всех ее видов.
4. Развитие речи. И необязательно устной, потому что речь бывает разная и представлена она может быть разными формами и языками! Подробнее - внимательно читаем статью 4.1 Речь. Но в идеале всех ее компонентов, форм, языка и языковых и коммуникативных способностей.
5. Последовательное развитие мышления - наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
6. Пополнение представлений об окружающем мире у глухого ребенка. Чтобы о чем-то думать, нужно что-то знать. И чем больше знает ребенок, тем больше у него познавательных способностей.
Решение вышеописанных задач (кроме п. 5) происходит не последовательно. Это все один процесс. Сегодня мы возьмем занятие, направленное на развитие слухового внимания, завтра - на развитие зрительной памяти, послезавтра - на развитие мышления - какого именно вопрос индивидуальных потребностей. А может быть и все вместе сразу возьмем. И, конечно, каждое занятие мы будем развивать слуховое восприятие и речь. С одним ребенком нужен больший упор на развитие концентрации внимания, с другим необходимо больше заниматься развитием моторики. Даже с одинаковой структурой дефекта все дети развиваются по-разному. Я уже молчу о том, что и слышащие взрослые люди уже сформировались по-разному: одни внимательные, другие - нет, одни визуалы, другие аудиалы. Такие особенности могут быть присущи и детям с нарушениями - и в силу наличия дефекта, и в силу индивидуальных особенностей компенсаторных способностей организма, да даже в силу характера. Поэтому задачи, которые мы ставим для достижения цели у разных детей, могут отличаться. И здесь они описаны очень примерно, поверхностно. Так же, как это описывалось в задачах развития речи у глухих детей. См статью 4.2 О развитии речи у глухих детей.
Давайте представим себе, что наш познавательный инструмент - это лопата, которая состоит из разных частей.
Как сформировать единый познавательный инструмент?
Конечным "продуктом" деятельности родителей и специалистов является познавательный инструмент, посредством которого глухой ребенок будет познавать и исследовать мир, получать образование и совершенствовать свои навыки. Им он будет воспринимать, запоминать, анализировать, структурировать, группировать материал, вкладывать его в систему своих знаний. А потом посредством полученных знаний искать и получать новые знания. И многое другое.
Ребенок будет познавать мир тем инструментом, который у него есть, в том его состоянии, в котором он будет пребывать. Если инструмент будет "хороший", "удобный" ребенок будет познавать мир без труда, легко и быстро. Имея мотивацию, пытливый ум, он с удовольствием перекопает весь мир и познает очень много! Если познавательный инструмент будет "плохой", "неудобный", "тяжелый", "некачественный", мотивация ребенка уйдет в другие, более доступные ему области, не требующие особого физическ... ой, интеллектуального труда, ребенок не будет им пользоваться. И этот момент касается не только детей с какими-либо отклонениями. Условно здоровые дети и даже взрослые интуитивно всегда ищут более лёгкий путь. Такова природа человека.
4. Мышление и речь. Что дальше?
Мышление первично. Наглядно-действенное мышление формируется у детей без речи. Речь вторична. Она появляется в ходе развития высших психических функций. Словесно-логическое мышление третично. Оно формируется на базе сформированной речи. Что происходит дальше? А дальше словесное мышление толкает вперед развитие речи, усложняет и обогащает ее. Эти две функции вплетаются друг в друга. И вот на этом этапе логопеды и дефектологи всех направлений говорят, что речь и мышление неразделимы. Вот здесь говорят, что без мышления нет речи, а без речи нет мышления.
5. Выводы.
1. Развитие мышления детей с нарушениями слуха подчиняется общим закономерностям развития мышления у нормотипичных детей и последовательно проходит те же этапы: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление. Напоминаю, что словесно-логическое мышление у глухих детей мы делим на конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное мышление, либо выделяем абстрактно-понятийное мышление в следующий, четвертый тип мышления - абстрактно-логическое.
2. Мышление глухих детей отличается от мышления слышащих сверстников.
3. Словесно-логическое мышление невозможно без речи.
4. Мышление, как и речь, формируется не от возраста, а от сформированности предыдущего этапа.
5. Глухие дети не имеют умственной отсталости (исключение - дети со сложной структурой дефекта), а значит все сложности формирования мышления у них вполне поддаются коррекции. Основы коррекционной работы по развитию мышления у глухих детей начинаются с этапа развития слухового восприятия и речи. Нельзя "достать" словесное мышление оттуда, где нет речи и предпосылок к ее формированию.
6. Цель развития мышления у глухого ребенка - создать единый познавательный инструмент.
7. Если глухой ребенок имеет дополнительные нарушения в развитии, это осложняет решение задач.
Развитие мышления у глухих детей, как и развитие речи - длинный и сложный путь. При всей своей сообразительности, глухой ребенок не может самостоятельно выйти на уровень словесного мышления. Ребенку необходимо помочь. Для наиболее гармоничного развития, знать дорогу к словесно-логическому мышлению необходимо заранее, с самых азов - где и когда она начинается, как проходит, куда идет, какие препятствия нужно будет преодолеть. Именно поэтому ответ на вопрос, как и когда развивать мышление у глухого ребенка, должен быть готов сильно раньше, чем ребенок сам задаст его себе, намного раньше, чем он придет в голову самим родителям. Вдруг и неожиданно столкнувшись с проблемой нарушения слуха у ребенка, ни один родитель не догадается подумать об этом. Если, конечно, родители сами не являются педагогами или психологами. В других случаях семье необходим специалист.
6. Литература:
1. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд
Предыдущая статья "5.1 О развитии мышления"
Следующая статья - "Чем занимается особая мама и почему она не может выучить три слова?"