Найти в Дзене
Лающая Рыба

Кратчайший путь к нашей цели

Итак, гипотетическая цель поставлена. Родители хотят, чтобы их ребенок говорил или слышал или был каким-то "нормальным", а может быть сразу все вместе. Ура! Если у вас есть цель, то у вас есть выбор – достичь ее или не достичь. Если цели нет – то вариант достижения ее не возникает. Вы можете съесть или не съесть конфету только если она у вас есть. Если конфеты у вас нет, то у вас только один вариант развития событий. Поставьте свою цель. (Не путайте ее с целью ребенка! У ребенка нет цели, он хочет конфету). Согласуйте ее с ближайшим окружением ребенка - с папой, бабушками, дедушками. Они тоже должны знать, к чему вы стремитесь. Цель должна быть четко сформулирована, озвучена и даже записана. И только в этом случае вы можете принимать ее в работу. Кратчайший путь к достижению вашей цели состоит из 7 непростых шагов. 1. Комплексная диагностика и обследование ребенка. (врачи, педагоги, психологи) 2. Слухопротезирование 3. Развитие слухового восприятия 4. Развитие речи 5. Развитие мышлени
Оглавление

Итак, гипотетическая цель поставлена. Родители хотят, чтобы их ребенок говорил или слышал или был каким-то "нормальным", а может быть сразу все вместе. Ура! Если у вас есть цель, то у вас есть выбор – достичь ее или не достичь. Если цели нет – то вариант достижения ее не возникает. Вы можете съесть или не съесть конфету только если она у вас есть. Если конфеты у вас нет, то у вас только один вариант развития событий. Поставьте свою цель. (Не путайте ее с целью ребенка! У ребенка нет цели, он хочет конфету). Согласуйте ее с ближайшим окружением ребенка - с папой, бабушками, дедушками. Они тоже должны знать, к чему вы стремитесь. Цель должна быть четко сформулирована, озвучена и даже записана. И только в этом случае вы можете принимать ее в работу.

Кратчайший путь к достижению вашей цели состоит из 7 непростых шагов.

1. Комплексная диагностика и обследование ребенка. (врачи, педагоги, психологи)

2. Слухопротезирование

3. Развитие слухового восприятия

4. Развитие речи

5. Развитие мышления

6. Пополнение представлений об окружающем мире.

7. Социализация

Теперь обо всем понемногу:

1. Комплексная диагностика и обследование ребенка.

-2

Если вы читаете это, то скорее всего этот этап вами уже пройден. Диагностика включает в себя обследование ребенка врачами, узкими специалистами (в данном случае это сурдолог), консультирование сурдопедагогом, психологом, логопедом. Особняком в этом вопросе стоят прохождение комиссий ПМПК и комиссии МСЭ. Последние две инстанции призваны, чтобы помочь ребенку и родителям оценить состояние здоровья ребенка, определить уровень его развития, возможности ребенка и что ему необходимо для развития. Порядок и правила прохождения в каждом городе свои, поэтому здесь нет универсального правила, как лучше это сделать. Однако одну рекомендацию я все же напишу: все эти комиссии нужно обязательно пройти. Подробная статья о диагностике находится тут.

2. Слухопротезирование.

-3

Слухопротезирование - это комплекс мер, направленных на восстановление слуховой функции. Занимается этим врач сурдолог или слухопротезист в центрах слухопротезирования. Метод слухопротезирования рекомендует врач. Это может быть слуховой аппарат, кохлеарная имплантация, стволомозговая имплантация, и др. Конечной целью слухопротезирования является качественное улучшение слуха у пациента. Статьи о слухопротезировании:

Слухопротезтрование глухих и слабослышащих детей.

Нужно ли носить слуховой аппарат при большой потере слуха?

3. Развитие слухового восприятия.

-4

Со слухопротезированием ребенок получает не полноценный слух, а возможности его развивать. Ребенок просто не понимает значения окружающих звуков, не отличает один звук от другого. Этому всему нужно учиться отдельно. Занимается этим специалист-сурдопедагог. И именно он будет являться главным специалистом для глухого ребенка на протяжении многих лет коррекционной работы. Слуховое восприятие дает основу для развития речи, памяти и мышления. Статьи о развитии слухового восприятия находятся здесь:

О развитии слухового восприятия

Развитие слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей

Развитие слухового восприятия неречевых звуков у детей с нарушениями слуха

Развитие слухового восприятия речевых звуков у детей с нарушениями слуха

О полисенсорном восприятии

Путь от первой реакции на звуки к распознаванию речи

Немного практических занятий по развитию слухового восприятия

4. Развитие речи.

-5

Развитием речи занимаются сурдопедагог и логопед. Ребенку необходимо вызвать первые звуки, сформировать словарный запас, скорректировать произношение, грамматический строй речи. И вся эта работа ведется параллельно с развитием слухового восприятия. Работа с сурдопедагогом не прекращается. Слуховое восприятие - это не гвоздь, который однажды вбили в стену. Это объект длительной многолетней непрерывной работы сурдопедагога.

Статьи о развитии речи у глухого ребенка вы можете почитать тут.

Речь.

О развитии устной речи у глухих детей

Формирование первых произносительных навыков у глухих детей

Лексика. Словарный запас у глухих детей

Формирование основного словарного запаса у глухих детей

О том, как появляются разные части речи в словарном запасе у глухих детей

Игры и занятия на развитие словарного запаса у детей

Формирование вопросно-ответной формы речи у глухих детей

Ситуативное понимание вопросов

5. Развитие мышления.

-6

Ребенок слышит, уже что-то говорит. Возможно он часто переспрашивает, возможно у него малый словарный запас. Но уже есть минимальная база для развития мышления. Развитием мышления ребенка занимается сурдопедагог, психолог, логопед, дефектолог, воспитатель в детском саду, учитель в школе и просто родители. При этом коррекционная работа по развитию слухового восприятия и развитию речи продолжается. Ребенок посещает занятия и сурдопедагога, и логопеда.

5.1. О развитии мышления

5.2 Особенности формирования мышления у глухих детей

6. Формирование и пополнение представлений об окружающем мире.

-7

Важно, чтобы дети приобрели полноценные сведения об окружающих предметах и явлениях. И не только о них, ведь раздел "Формирование и пополнение представлений об окружающем мире" в программе обучения детского сада (называться он может по-разному - "Ознакомление с окружающим миром", "Окружающий мир", "Я и мир") достаточно узок для глухих детей. Он должен включать в себя нечто большее, чем формы, цвета, цифры, природа, времена года и ознакомление с окружающим миром. Это и все, что мы видим на улице, все, что окружает и наполняет вашу жизнь и жизнь ребенка. Откуда берутся деньги и куда они уходят? Что пикает на кассе? Что такое интернет? Зачем люди ходят на работу? Куда и откуда едет лифт? Откуда в кране вода? Это всевозможные социальные роли людей. Все это должно быть не только посмотрено, но и названо и обсуждено. Занимаются этим воспитатель в детском саду, учитель в школе и просто сами родители. Если все сделано правильно, то в дальнейшем глухой ребенок начинает самостоятельно пополнять свои знания, используя все возможные источники: телевидение, книги, беседы, общение, интернет. Эти знания входят в целую систему его представлений об окружающем мире и закрепляются в его памяти, тем самым подготавливая почву для дальнейших знаний. И вся эта система должна быть обличена в слова. Сейчас вы занимаетесь тем же самым, читая этот блог. (Вы читаете слова, да)

6.1 Формирование и пополнение представлений о окружающем мире у глухих детей

6.2. Пополнение представлений об окружающем мире у глухих детей. Или ещё два секрета коррекции.

7. Социализация.

-8

Социализация глухого ребенка - это усвоение социальных и культурных норм. В ходе социализации ребенок осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими. В этом процессе формируется его Я. Социализация это не только общение в детском саду. В магазине ребенок становится покупателем, в больнице он принимает роль пациента. Это посещение кафе, кинотеатров, зоопарков, семейных мероприятий, общение во дворе, в секциях, в школе. Процесс социализации протекает всю жизнь. Это и общение взрослого человека на работе, в учебных заведениях, в магазинах, в сообществах по интересам. В ходе социализации человек становится социальным существом.

Итог:

По научному все эти 7 шагов называются серо и скучно - абилитация и реабилитация глухих и слабослышащих детей. Она включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий, проведение педагогической коррекции и социально-психологической реабилитации, ориентированную на полноценную адаптацию ребёнка в социуме. Возможно вы часто слышали этот скучный набор слов от представителей МСЭ, ПМПК и ничего конкретного не видели за ним, кроме бумаги. Вот все, что под ними должно подразумеваться, мы будем обсуждать здесь максимально простым и понятным языком с конкретными примерами.

Обо всех этих темах подробно мы будем говорить в следующих статьях.

Предыдущая статья. "О целеполагании"

Следующая статья. "Комплексная диагностика"