Итак, гипотетическая цель поставлена. Родители хотят, чтобы их ребенок говорил или слышал или был каким-то "нормальным", а может быть сразу все вместе. Ура! Если у вас есть цель, то у вас есть выбор – достичь ее или не достичь. Если цели нет – то вариант достижения ее не возникает. Вы можете съесть или не съесть конфету только если она у вас есть. Если конфеты у вас нет, то у вас только один вариант развития событий. Поставьте свою цель. (Не путайте ее с целью ребенка! У ребенка нет цели, он хочет конфету). Согласуйте ее с ближайшим окружением ребенка - с папой, бабушками, дедушками. Они тоже должны знать, к чему вы стремитесь. Цель должна быть четко сформулирована, озвучена и даже записана. И только в этом случае вы можете принимать ее в работу.
Кратчайший путь к достижению вашей цели состоит из 7 непростых шагов.
1. Комплексная диагностика и обследование ребенка. (врачи, педагоги, психологи)
2. Слухопротезирование
3. Развитие слухового восприятия
4. Развитие речи
5. Развитие мышления
6. Пополнение представлений об окружающем мире.
7. Социализация
Теперь обо всем понемногу:
1. Комплексная диагностика и обследование ребенка.
Если вы читаете это, то скорее всего этот этап вами уже пройден. Диагностика включает в себя обследование ребенка врачами, узкими специалистами (в данном случае это сурдолог), консультирование сурдопедагогом, психологом, логопедом. Особняком в этом вопросе стоят прохождение комиссий ПМПК и комиссии МСЭ. Последние две инстанции призваны, чтобы помочь ребенку и родителям оценить состояние здоровья ребенка, определить уровень его развития, возможности ребенка и что ему необходимо для развития. Порядок и правила прохождения в каждом городе свои, поэтому здесь нет универсального правила, как лучше это сделать. Однако одну рекомендацию я все же напишу: все эти комиссии нужно обязательно пройти. Подробная статья о диагностике находится тут.
2. Слухопротезирование.
Слухопротезирование - это комплекс мер, направленных на восстановление слуховой функции. Занимается этим врач сурдолог или слухопротезист в центрах слухопротезирования. Метод слухопротезирования рекомендует врач. Это может быть слуховой аппарат, кохлеарная имплантация, стволомозговая имплантация, и др. Конечной целью слухопротезирования является качественное улучшение слуха у пациента. Статьи о слухопротезировании:
Слухопротезтрование глухих и слабослышащих детей.
Нужно ли носить слуховой аппарат при большой потере слуха?
3. Развитие слухового восприятия.
Со слухопротезированием ребенок получает не полноценный слух, а возможности его развивать. Ребенок просто не понимает значения окружающих звуков, не отличает один звук от другого. Этому всему нужно учиться отдельно. Занимается этим специалист-сурдопедагог. И именно он будет являться главным специалистом для глухого ребенка на протяжении многих лет коррекционной работы. Слуховое восприятие дает основу для развития речи, памяти и мышления. Статьи о развитии слухового восприятия находятся здесь:
О развитии слухового восприятия
Развитие слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей
Развитие слухового восприятия неречевых звуков у детей с нарушениями слуха
Развитие слухового восприятия речевых звуков у детей с нарушениями слуха
О полисенсорном восприятии
Путь от первой реакции на звуки к распознаванию речи
Немного практических занятий по развитию слухового восприятия
4. Развитие речи.
Развитием речи занимаются сурдопедагог и логопед. Ребенку необходимо вызвать первые звуки, сформировать словарный запас, скорректировать произношение, грамматический строй речи. И вся эта работа ведется параллельно с развитием слухового восприятия. Работа с сурдопедагогом не прекращается. Слуховое восприятие - это не гвоздь, который однажды вбили в стену. Это объект длительной многолетней непрерывной работы сурдопедагога.
Статьи о развитии речи у глухого ребенка вы можете почитать тут.
Речь.
О развитии устной речи у глухих детей
Формирование первых произносительных навыков у глухих детей
Лексика. Словарный запас у глухих детей
Формирование основного словарного запаса у глухих детей
О том, как появляются разные части речи в словарном запасе у глухих детей
Игры и занятия на развитие словарного запаса у детей
Формирование вопросно-ответной формы речи у глухих детей
Ситуативное понимание вопросов
5. Развитие мышления.
Ребенок слышит, уже что-то говорит. Возможно он часто переспрашивает, возможно у него малый словарный запас. Но уже есть минимальная база для развития мышления. Развитием мышления ребенка занимается сурдопедагог, психолог, логопед, дефектолог, воспитатель в детском саду, учитель в школе и просто родители. При этом коррекционная работа по развитию слухового восприятия и развитию речи продолжается. Ребенок посещает занятия и сурдопедагога, и логопеда.
5.2 Особенности формирования мышления у глухих детей
6. Формирование и пополнение представлений об окружающем мире.
Важно, чтобы дети приобрели полноценные сведения об окружающих предметах и явлениях. И не только о них, ведь раздел "Формирование и пополнение представлений об окружающем мире" в программе обучения детского сада (называться он может по-разному - "Ознакомление с окружающим миром", "Окружающий мир", "Я и мир") достаточно узок для глухих детей. Он должен включать в себя нечто большее, чем формы, цвета, цифры, природа, времена года и ознакомление с окружающим миром. Это и все, что мы видим на улице, все, что окружает и наполняет вашу жизнь и жизнь ребенка. Откуда берутся деньги и куда они уходят? Что пикает на кассе? Что такое интернет? Зачем люди ходят на работу? Куда и откуда едет лифт? Откуда в кране вода? Это всевозможные социальные роли людей. Все это должно быть не только посмотрено, но и названо и обсуждено. Занимаются этим воспитатель в детском саду, учитель в школе и просто сами родители. Если все сделано правильно, то в дальнейшем глухой ребенок начинает самостоятельно пополнять свои знания, используя все возможные источники: телевидение, книги, беседы, общение, интернет. Эти знания входят в целую систему его представлений об окружающем мире и закрепляются в его памяти, тем самым подготавливая почву для дальнейших знаний. И вся эта система должна быть обличена в слова. Сейчас вы занимаетесь тем же самым, читая этот блог. (Вы читаете слова, да)
6.1 Формирование и пополнение представлений о окружающем мире у глухих детей
6.2. Пополнение представлений об окружающем мире у глухих детей. Или ещё два секрета коррекции.
7. Социализация.
Социализация глухого ребенка - это усвоение социальных и культурных норм. В ходе социализации ребенок осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими. В этом процессе формируется его Я. Социализация это не только общение в детском саду. В магазине ребенок становится покупателем, в больнице он принимает роль пациента. Это посещение кафе, кинотеатров, зоопарков, семейных мероприятий, общение во дворе, в секциях, в школе. Процесс социализации протекает всю жизнь. Это и общение взрослого человека на работе, в учебных заведениях, в магазинах, в сообществах по интересам. В ходе социализации человек становится социальным существом.
Итог:
По научному все эти 7 шагов называются серо и скучно - абилитация и реабилитация глухих и слабослышащих детей. Она включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий, проведение педагогической коррекции и социально-психологической реабилитации, ориентированную на полноценную адаптацию ребёнка в социуме. Возможно вы часто слышали этот скучный набор слов от представителей МСЭ, ПМПК и ничего конкретного не видели за ним, кроме бумаги. Вот все, что под ними должно подразумеваться, мы будем обсуждать здесь максимально простым и понятным языком с конкретными примерами.
Обо всех этих темах подробно мы будем говорить в следующих статьях.
Предыдущая статья. "О целеполагании"
Следующая статья. "Комплексная диагностика"