Найти в Дзене
Лающая Рыба

5.1 О развитии мышления.

Оглавление

Развитие мышления у глухих и слабослышащих детей - это 5 ступень в достижении нашей цели. Подробнее о целеполагании вы можете прочитать здесь. Подробнее о семи непростых шагах к достижению нашей цели вы можете прочитать тут. Сегодня мы поговорим о развитии мышления в норме с легкой тенью ее формирования у детей с нарушениями слуха.

1. Что такое мышление и где оно лежит?

2. Как работает мышление?

3. Какое бывает мышление?

4. Как развивается мышление?

5. Из чего состоит мышление?

6. Формы мышления.

8. Связь мышления и речи

9. Мышление и интеллект.

9.1 Какой бывает интеллект?

9.2 Как измерить интеллект?

10. Выводы.

1. Что такое мышление и где оно лежит?

Мышление - это одна из пяти психических функций. Это познавательный психический процесс сознательного отражения действительности. Мышление, как и внимание, восприятие, речь и память, составляет часть психики.

Рис 1.
Рис 1.

2. Как работает мышление?

Чтобы понять, как работает мышление, мы снова обратимся к нашему знакомому Ивану. Когда-то он уже показывал нам, где находится слуховое восприятие. Если вы еще не знакомы с ним, познакомьтесь. Он - классный парень!

Рис 2. Сегодня Иван продемонстрирует вам, как работает мышление.
Рис 2. Сегодня Иван продемонстрирует вам, как работает мышление.

Итак, запуск мыслительной операции происходит, когда человек получает некоторую оперативную информацию, которая поступает извне: через работу анализаторов мозг почувствовал, услышал, увидел, или даже учуял, а может прочитал какую-нибудь информацию. Затем мыслительная операция обращается к памяти, как к хранилищу образов и воспоминаний: "Эй, мозг! Доставай все, что мы про это знаем!" Опираясь на имеющуюся в памяти информацию, мозг анализирует новое, думает, сравнивает, анализирует, проводит иные операции. И в результате он генерирует мысль, - убеждение, умозаключение, находит решение или делает выбор.

Рис 3.
Рис 3.

Так работает мышление в норме. Ну а потом по схеме из рисунка 6 статьи 4.1 возможно Иван что-нибудь скажет.

Все тот же рис 3. Тадам!
Все тот же рис 3. Тадам!

3. Какое бывает мышление?

Мышление, как и речь, бывает очень разным. Сегодня нас интересует 3 типа мышления:

1. Наглядно-действенное мышление.

2. Наглядно-образное.

3. Словесно-логическое.

Каждый из описанных выше типов мышления - это этап его формирования, который присущ детям определенного возраста. Как только сформируется один этап - начинается формирование следующего. При этом хоть и формирование каждого типа мышления "привязано" к определенному возрасту, главным фактором в формировании нового типа мышления является не возраст, сформированность предыдущего типа мышления.

Рис 4.
Рис 4.

Формирование следующего этапа без предыдущего невозможно. Последовательность не меняется, даже при наличии у ребенка отклонений. Однако формирование каждого типа мышления у ребенка с разными нарушениями имеет некоторые трудности.

4. Как развивается мышление?

Различают три основных стадии формирования мыслительной деятельности:

1. Наглядно-действенное мышление. Формируется в возрасте 1-2 года. Оно характеризуется решением простейших задач путем манипулирования объектами. Оно присуще малышам в первые годы жизни. Ребенок познает мир с помощью конкретных действий, благодаря которым происходит узнавание окружающего мира: он изучает обстановку через органы чувств, ползает, прикасается к предметам, пробует их на вкус, на ощупь. Словом, он накапливает в памяти сенсорные эталоны и соединяет их воедино, делая при этом какие-то выводы, не обличенные в слова. Необходимыми условиями для этого типа мышления являются наглядность и действие. Яркие примеры решения задач наглядно-действенным мышлением: ребенок собирает пирамидку или рамки-вкладыши методом проб и ошибок, не сопоставляя их размер и форму. Принцип, которым руководствуется малыш, выполняя задачу наглядно-действенным способом: влезло - и ладно. Не влезло - … и тоже ладно. Эмоции при этом могут быть разные, а вот выводы одни.

2. Наглядно-образное мышление. Формируется в возрасте 2-3 года и в норме доминирует до 6-7 лет. Решение задач наглядно-образным методом предполагает представление ситуации и оперирование образами составляющими её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Примеры решения задач:

Пример 1: Ребенок собирает пирамидку не совершая практических действий с ней. Он видит понимает, какие колечки в какой последовательности нанизывать на стержень и собирает ее правильно с первого раза.

Пример 2: Ребенок представляет себе дом и человека для того, чтобы нарисовать их.

Пример 3: Взрослый выбирает обои в комнату, представляя себе, как это будет выглядеть.

Во всех случаях ребенок и взрослый оперирует образами, а не действиями с предметами.

Наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления объединены в группу допонятийного мышления, так как оперирование понятиями здесь носит случайный неосознанный характер, и основу составляет непосредственное и конкретное отражение действительности.

3. Словесно-логическое мышление. Формируется в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Это понятийное мышление. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. С словами, проще говоря. Понятия же формируются на основе языковых средств. Необходимым условием словесно-логического мышления является внутренняя речь. И, конечно, если у ребенка к возрасту 7-8 лет нет речи, то и словесно-логическое мышление формироваться не будет.

Примеры задач на словесно-логическое мышление:

1. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

2. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Каждый тип мышления формируется на основе необходимого уровня сформированности предыдущего. При этом если у ребенка сформированы два или все три типа мышления, ничего не мешает ему пользоваться всеми на разных этапах своей жизни. Если задача будет слишком сложна для ребенка, он вернется вниз на более простой уровень. Не грешат этим и взрослые. Имея хорошо развитое словесно-логическое мышление, они тоже могут вернуться на этап наглядно-действенного в любой момент. Один из примеров - взрослый делает перестановку мебели в комнате и переставляет диван из одного угла в другой, а потом обратно.

Рис 5. Иногда и взрослые прибегают к более простым типам мышления.
Рис 5. Иногда и взрослые прибегают к более простым типам мышления.

Исследуя мышление ребенка психологи так и пишут: "преобладает наглядно-действенный тип мышления...". Это не говорит о том, что остальные типы мышления у ребенка не развиты. Они формируются. Все следует понимать дословно: преобладает. Исследуемый вопрос заключается в том, какой тип мышления преобладает у ребенка и как это сопоставимо с его возрастом. Если ребенку 2 года, и у него преобладает наглядно-действенный тип мышления - это нормально. Если ребенку 8 лет, и у него преобладает этот же тип мышления, то это повод задуматься. Это интеллектуальная недостаточность? Это нарушение речи у глухого ребенка? Это и то, и другое вместе? Необходимо найти причину и помочь ребенку в его развитии. И, конечно, чем больше типов мышления у ребенка (взрослого человека) развито, чем лучше развит каждый тип, тем больше и выше его когнитивный потенциал. Такой ребёнок умеет мыслить и образами, и словами. В совокупности с вниманием, беспрепятственным восприятием, с должным уровнем развития речи и памяти мышление вырастает в мощный инструмент познания. Именно он, в свою очередь, делает глухого ребенка... как бы это можно выразиться... "нормальным". Тем самым "нормальным" ребенком, которым хотели бы видеть его родители, когда отвечали на вопрос, зачем они ходят к сурдопедагогу. (См статью о целеполагании). Так вот, где собака зарыта!

Рис 6.
Рис 6.

"Нормальность" глухого, (как и детей с другими отклонениями), кроется не в слуховом аппарате, не в кохлеарном импланте, не в количестве слов, которые знает ребенок, не в поставленных "чистеньких" звуках и способности их воспроизвести. Она в мышлении и в когнитивных (познавательных) способностях. Или проще говоря, на вершине того айсберга, которая называется "обучение" (См. рис 4. Статьи "Кто они...?")

Рис 7
Рис 7

Все вышеописанное - слухопротезирование, слуховое восприятие, словарный запас, грамматика, речь и прочее являются необходимыми условиями и предпосылками для того, чтобы встать на путь к той "нормальности", о которой так часто говорят некоторые родители.

Это были три типа мышления у ребенка, которые формируются последовательно друг за другом.

И вдруг...

4. Абстрактно-логическое мышление. Этот вид мышления стоит особняком, поскольку формируется не у всех. И это является нормальным. Формируется абстрактно-логическое мышление без ограничений по возрасту. Этот вид человеческого мышления заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими. При абстрактном мышлении человек выходит за рамки конкретных представлений, привычной системы координат и правил мировосприятия, абстрагируясь от внешней действительности. Этот вид мышления не столько вербальный, то есть словесный, сколько понятийный. Что за этим скрывается? Внимание! Сейчас люди, не могущие выучить слово "корова" вздрогнут.

От вербального мышления абстрактное отличается тем, что вербальное мышление протекает в форме слов, например, "собака несет кость", а абстрактное же мышление протекает не столько в форме слов, сколько в форме понятий, состоящих из понятий, которые тоже состоят из понятий, например, "вектор компланарен плоскости...". Если "собака" и "кость" - явления вполне конкретные, грубо говоря, это предметы, "несет" - это вполне конкретное действие, то "вектор", будучи направлением отрезка - это понятие из понятий "направления" и "отрезка", которые, в свою очередь, тоже не являются конкретными предметами. А ведь слово "вектор" не один. Он "компланарен" "плоскости"...

Рис 8. Понятия, состоящие из понятий.
Рис 8. Понятия, состоящие из понятий.

Не каждое слово - абстрактное понятие. Абстрактные понятия - это понятия, которым не соответствуют конкретные объекты или явления. Ярчайшими примерами абстрактного мышления являются такие науки, как математика, астрономия, физика, химия и даже русский язык. Человек не видит объектов, но может вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество, оперируя при этом не просто словами, а абстрактными понятиями. Люди, обладающие хорошо развитым абстрактно-логическим мышлением способны легко постигать точные науки, имеют способности к разным видам творчества, умеют мыслить необычно, как это сейчас называют, креативно, это тактики и стратеги, они разрабатывают новые идеи и проекты, ставят цели и достигают их, они анализируют информацию и прослеживают неочевидные связи, это изобретатели.

Рис 9.
Рис 9.

Антиподом абстрактному мышлению является мышление конкретное. Но это уже теоретические дерби. Мы не будем туда лезть. Высшее образование невозможно получить, не обладая этим типом мышления хотя бы в зачаточном его состоянии. Если вы знаете глухого от рождения человека с высшим образованием, значит он одолел тяжелую артиллерию. Ему помогли родители, его интеллект, любопытство и недюжинная целеустремленность. При этом люди, не обладающие этим типом мышления абсолютно нормальны. Это те самые люди, которые однажды сдали экзамен по математике и с тех пор она им больше не пригодилась. И это нормально. Как ни странно, люди, которые обладают и люди, которые не обладают абстрактно-логическим мышлением, прекрасно сосуществуют в одной и той же вселенной.

Рис 10.
Рис 10.

Некоторые психологи относят абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление в одну группу, но сегодня я говорю с читателями о формировании мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому в контексте нашей темы я считаю правильным выделить эту группу отдельно. Так же словесно-логическое мышление у глухих детей можно разделить на конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное. Тему можно расширить, усложнить, говорить о ней очень долго, спорить, вкладывать один тип мышления в другой... Но я предлагаю рассматривать ее так:

Рис 11.
Рис 11.

5. Из чего состоит мышление?

Мы разобрали, из чего состоит борщ и речь. Сегодня мы разберем, из чего состоит мышление. В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:

анализ - синтез

сравнение - обобщение

конкретизация - абстрагирование

систематизация - классификация.

6. Формы мышления.

Чем мы думаем? Я сходила в магазин и купила капусту. Капуста - это будет мысль. Моя капуста заключена в пакете, позже она шинкуется и заключается в тарелку, потом капуста помещается в тесто, а дальше подается в виде пирожка. В всех вариантах это одна и та же капуста, которая постоянно меняет свою форму. Точно так, же, как капуста, мысль перетекает из одной формы в другую. Мы не можем заключить мысль ни в пакет, ни в тарелку, ни в тесто. Для мыслей есть свои формы. Это понятие, суждение и умозаключение.

Рис 12.
Рис 12.

Понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов или явлений.

Рис 13 Понятие.
Рис 13 Понятие.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Следует отметить, что не всякое понимание мы можем обосновать. Бывают случаи, когда мы не можем доказать истинность наших суждений.

Рис 14. Суждение.
Рис 14. Суждение.

Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое суждение, называемое следствием или заключением. В процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с использованием определенных умственных операций может возникнуть еще одна форма мышления — умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.

Рис 15. Умозаключение.
Рис 15. Умозаключение.

Так перетекая из одной формы в другую, обличая каждую операцию в слова, полученная извне информация обретает форму мысли. Каждую мою статью можно разложить на эти формы: я даю читателю понятия, раскрываю их. И я, и читатель, оба делаем какие-то умозаключения. При этом у читателя нет в руках ни капусты, ни яблок, ни предмета, обозначающего мышление. Мы оперируем словами, понятиями. Иногда очень абстрактными, для которых нет объекта. Мы работаем понятийными типами мышления. И это то, что в идеале нужно дать глухому от рождения ребенку. Но перед этим необходимо проделать очень длинный путь.

8. Связь мышления и речи

Как мы помним, формирование мышления у человечка протекает минимум в три этапа. Четвертый формируется не у всех, и это нормально. Ненормально, когда не формируется третий этап. Первые два - наглядно-действенное и наглядно-образное мышление - это до понятийные этапы мышления. Такими типами мышления обладают высшие млекопитающие. Понятийными типами мышления обладает только человек. Речь – это основа понятийного мышления. Речь – это и внешнее выражение мышления. Речь - это необходимое условие для формирования словесно-логического мышления.

Психологами был проведен эксперимент: специальные приборы регистрации мышечных сокращений крепились к органам артикуляции и отмечали во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений артикуляционного (речевого) аппарата. Решая задачи молча, мозг человека продолжал отправлять нервные импульсы от артикуляционного аппарата к мозгу и обратно. Люди лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось. Конечно, в данном случае мысли все равно облекаются в словесную форму, а затруднение в решении задач связано с тем, что при фиксации языка возникают затруднения в движениях речевого аппарата. Следовательно процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами.

9. Мышление и интеллект

Мышление - это психическая функция, это мыслительный процесс. Интеллект - это способность осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Под интеллектом понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Рис 16.
Рис 16.

Чем больше и лучше развиты типы мышления у ребенка, тем больше будет область, в которой существует интеллект.

9.1 Какой бывает интеллект?

Непросто будет коротко рассказать, какой бывает интеллект, поскольку вариантов классификации интеллекта великое множество. Но в случае, когда мы говорим о глухих детях, нас интересует только один принцип, который позволит описать, какой бывает интеллект буквально в двух словах:

1. Вербальный

2. Невербальный

Вербальный интеллект - то есть словесный. Это умение формулировать и высказывать свои мысли словами. Решение задач при помощи слов и словесных инструкций.

Невербальный интеллект - то есть бессловесный. Это образное мышление, основанное на зрительных образах и пространственных представлениях.

9.2. Как измерить интеллект?

Если мышление мы можем только охарактеризовать, то интеллект мы можем даже измерить. В этом нам помогут психолог и различные тесты интеллектуальных способностей:

1. Тест Векслера. Существует несколько вариантов этого теста для детей и несколько для взрослых. Тест включает в себя оценку вербального и невербального интеллекта, а так же соотношение вербального и невербального интеллекта. При подсчете баллов психолог учитывает возраст ребенка.

2. Тест Айзенка. IQ. Известно около 8 вариантов этого теста. Эти тесты иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач. Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну. Разработаны также три специальных теста: словесный, числовой и зрительно-пространственный. Эти тесты направлены на выявление специфических способностей, которые невозможно определить с помощью общих тестов.

3. Тест Амтхауэра. В результате теста строится профиль интеллект по следующим критериям: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, мнестические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение. Перечисленные выше критерии интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов. С помощью теста структуры интеллекта Амтхауэра измеряют уровень интеллектуального развития подростков и взрослых людей в возрасте от 13 лет до 61 года.

В заключение скажу, сколько бы вы не измеряли уровень интеллекта, умнее или глупее ребенок от этого не станет. Однако, если формирование мышления у ребенка ограничено, ограничен будет и интеллект.

10. Выводы:

Мышление - это одна из пяти психических функций. В работе мышления принимают участие все высшие психические функции - внимание, восприятие, память, речь, логические операции и протекает в разных формах. В норме мышление формируется минимум в три этапа. Формирование следующего этапа без предыдущего невозможно. Для формирования понятийных типов мышления необходимым условием является должный уровень развития речи. Соответственно, полноценная речь не существует без понятийного мышления, а понятийное мышление — без речи. Они неразрывно связаны.

Следующая статья - "Особенности формирования мышления у глухих детей"

Предыдущая статья - "Почему ребенок со слуховым аппаратом (кохлеарным имплантом) не говорит?"

Статьи о развитии мышления:

5.2 "Особенности формирования мышления у глухих детей"