Прежде чем разрушить очередную Американскую мечту и миф мне придется немного отмотать назад.
И начнем мы с четвертого поколения самолетов из штурмовой авиации.
Четвёртое поколение разрабатывалось в 1975—2010 годах и отличалось от третьего следующими характеристиками:
- Улучшенные манёвренные характеристики (принцип "статической неустойчивости")
- усовершенствованная авионика
- Многоцелевые самолёты
- разделяют 4-е поколение и поколения 4+ и 4++. Так принято называть самолёты 4-го поколения, модернизация или дальнейшее развитие которых приближает их характеристики и эффективность к истребителям пятого поколения (4+), либо удовлетворяющие большинству (кроме малозаметности) требований к истребителям пятого поколения (4++). В частности для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости, являющийся одним из требований к истребителю 5-го поколения.
Итак около 35 лет ушло для разработок и производства самолетов четвертого поколения. Цифра взята весьма условно, для отсечки.
Ведь скорее всего самолеты 4 поколения продолжали делать даже после 2010 года.
И вот пример самолета, который является переходным самолетом, от 4 до 5 поколения как раз. Можно сказать тот самый 4+ самолет.
Самолет Локхид F-117 «Ночной ястреб» (англ. Lockheed F-117 Nighthawk) — американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный штурмовик фирмы Lockheed Martin, предназначенный для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т. п.).
Первый полёт совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году.
- Но никто не назовет данный самолет 5 поколением.
Эта был первый самолет с функцией малозаметности ( Стелс ) и это была проба пера.
В 1994 году Американцам удалось собрать и запустить полноценный самолет 5 поколения и назывался он "Ф-22".
Первый полёт YF-22: 29 сентября 1991 года.
Первый полет F-22: 7 сентября 1994 года.
И тут я обязательно должен сказать, что это была благоприятная эпоха для Америки. Был развал СССР и мы просто выпали из гонки вооружений и перспективных разработок. Именно поэтому США удалось лидировать в этой отрасли какое-то время.
А теперь немного отступления и рассказ про все поколения боевых самолетов:
- 0) К нулевому поколению относятся самолеты, созданные и в период 1938/1939 - 1947/1948 годов (включая годы Второй мировой войны).
- 2) Второе поколение создавалось в 1950—1960-е годы.
- 4) Четвёртое поколение разрабатывалось в 1975—2010 годах.
В общем тенденция такая, что каждое последующее поколение занимает все больше времени на производство и разработку.
Потому, что 2 палки и 2 крыла - это одно, а набить машину электроникой, вооружениями и при этом, чтобы она еще хорошо летала - это другое.
Получается с момента 1975 года, ( создание самолетов из 4 поколения ) до момента 1994 года, ( создание первого самолета 5 поколения ) понадобилось 19 лет.
И вроде бы логично, что спустя 29 лет с момента 1994 года в США уже испытывают и запускают 6 поколение.
Но на самом деле - это фикция и здесь не обошлось без подвоха.
Когда стали делать Ф-22 для ВВС США, то оказалось, что стоимость одного самолета равна - 350 млн. $.
Так и появился в последствии на свет самолет Ф-35, как более дешевый аналог.
Подробно можно почитать тут:
А как сбить цену самолета за 350 млн. $ ( Ф-22 ) до 180 млн. $ ( Ф-35 ), при этом не теряя в характеристиках? Да никак.
Обязательно придется чем-то жертвовать. Вот они и пожертвовали требованиями к пятому поколению самолетов.
По сути занизив машину до поколения 4+ или 4++ максимум.
Иными словами отмотав назад, на уровень самолета "Ф-117" и тех лет.
И не один адекватный военный аналитик и эксперт не назовет Ф-35 самолетом пятого поколения.
Стоимость Ф-35 планируется вообще сократить до 80 млн $. за 1шт.
Это каким образом? Скоро Американцы скажут, что и малозаметность не важна для 5 поколения. Кручу-верчу и запутать хочу.
Хотя программа по "Ф-35" побила все мыслимые и немыслимые рекорды по стоимости.
Общая стоимость программы "Ф-35" прогнозируется на уровне более
1 триллиона долларов в течение 50-летнего срока службы.
Но мы же не будем тут на полном серьезе обсуждать коррупцию в высших эшелонах власти в штатах.
Все, что сейчас делают в США это заполняют пробел между списанными и снятыми с производства самолетами Ф-22 и разрекламированными Ф-35, которые по факту и объективно до пятого поколения не дотягивают.
И выпустив более новую и дорогую машину на фоне Ф-35 уже можно ее называть 6 поколением.
Хотя несомненно это все еще 5 поколение, или в лучшем случае 5+.
В итоге мы увидим гибрид между Ф-35 и Ф-22, который будет лучше по характеристикам Ф-35 однозначно, но при этом будет попытка сбить цену с 350 млн. $ в более комфортное русло.
Предполагаю, что самолет 6 поколения появится не ранее 2027-2030 годов.
А про требования к настоящему 6 поколению и реальных перспективных разработках я расскажу в следующий раз.
Подписывайтесь и ждите.