Любая теория без практики была бы бедна, потому я выложу здесь несколько вариантов домашних игр для развития словарного запаса.
1. Собираем игрушки.
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Игрушки и коробка.
Задача: Поочередно с ребенком называть игрушки.
Ход: В комнате лежат игрушки. Мама (или педагог) собирает небольшие игрушки, например, животных, в мешочек. Она берет по одной игрушке, называет ее и дает малышу в руки. Малыш повторяет (или первые месяцы игры просто слушает) и убирает игрушки в коробку. Через несколько дней, недель или месяцев ребенок тоже начнет повторять за мамой (или педагогом) названия игрушек. Игру можно усложнить тем, что ребенок сам должен ее назвать. И при складывании игрушек мама (или педагог) спрашивает у ребенка «Кто это?».
Игра развивает речь ребенка, пополняет его словарный запас и между делом помогает регулярно поддержать дома порядок. ))) Выделите отдельное время вечером для совместного сбора игрушек и каждый вечер повторяйте игру.
2. Что я вижу?
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Нет
Задача: Проговорить все, что вы видите на улице.
Ход: Мама и ребенок по очереди называют предметы и явления, которые они наблюдают. Например: "Дерево, забор, машина, собака, дорога..."
Игра отлично подходит во время прогулки, например, по дороге в садик.
3. Кто так говорит?
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Картинки или игрушку. Мешок или коробка.
Задача: Учить ребенка называть полные слова.
Ход игры: Педагог достает картинку и не показывая ее ребенку говорит:
- Кто хрюкает?/говорит "хрю-хрю"?
Ребенок:
- Свинья/поросенок.
Педагог показывает ребенку картинку.
4. Кто это?
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Игрушки и ширма.
Задача: Называть игрушки.
Ход игры: педагог показывает часть игрушки ребенка (хорошо ему знакомой) и спрашивает, кто это?
5. В корзинке.
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Картинки с изображением предметов или игрушки, две корзинки.
Задача: Запомнить и повторить как можно больше слов, опираясь на картинки или игрушки.
Ход: педагог кладет в корзинку одну картинку и говорит:
- Я положу в корзинку яблоко.
Ребенок повторяет:
- Я положу в корзинку яблоко.
Педагог кладет в корзинку еще одну картинку и проговаривает:
- Я положу в корзинку яблоко и банан.
Ребенок повторяет:
- Я положу в корзинку яблоко и банан.
Педагог кладет в корзинку еще одну картинку и проговаривает:
- Я положу в корзинку яблоко, банан и грушу.
Ребенок повторяет:
- Я положу в корзинку яблоко, банан и грушу.
6. Принеси мне...
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Задача: Запомнить и назвать как можно больше слов.
Оборудование: Картинки с изображением предметов.
Ход: Педагог выкладывает в дальнем конце комнаты несколько картинок со словами, который знает ребенок. (6-10). Педагог отходит в другой конец комнаты к ребенку педагог говорит:
- принеси мне шкаф, комод и стул (называет от 2 до 6 предметов в зависимости от возможностей ребенка)
Ребенок повторяет:
- шкаф, комод и стул.
Ребенок, удерживая в памяти несколько слов идет в другой конец комнаты и берет нужные картинки.
Педагог:
- Что я просила принести?
Ребенок отвечает:
- Шкаф, комод и стул.
Педагог:
- Давай проверим, что ты принес?
Занятие пополняет словарный запас ребенка, развивает слуховую память. Подойдет для активных неусидчивых детей.
7. Что мне сделать?
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Ничего.
Задача: Называть глаголы.
Ход: Сперва ребенок играет, а взрослый управляет им. Давайте простые подвижные задания: сядь, встань, повернись, ляг, беги, иди, прыгай, спи, ешь... Затем вы меняетесь местами.
Игра развивает словарный запас глаголов. Ее можно применить с маленьким непоседой.
5. Глагольные рассказы.
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Ничего. Импровизированная кровать, стол, дверь.
Задача: По очереди рассказывать рассказы, состоящие только из глаголов.
Ход: Педагог демонстрирует ребенку рассказ, проговаривая каждое действие:
Проснулась (открыть глаза в положении лежа на импровизированной кровати)
Потянулась (потянуться)
Села (сесть на "кровати")
Почесалась (почесаться)
Встала (встать)
Оделась (одеться в понарошечную одежду)
Пошла (пойти в импровизированную ванную)
Умылась (умыться воображаемой водой)
Почистила (почистить зубы невидимой щеткой)
Вытерлась (вытереться)
Села (сесть "за стол")
Поела (поесть понарошку)
Попила (попить)
Встала (встать)
Вымыла, вымыла (как будто бы вымыть посуду)
Обулась (обуться)
Открыла (открыть входную дверь)
Вышла (перешагнуть через воображаемый порог)
Повернулась (повернуться к двери)
Закрыла (закрыть дверь на замок)
Ушла (как будто бы уйти).
Вторым этапом будет демонстрация действий ребенком и проговаривание их педагогом. Подсказывать ребенку нужные действия, конечно , можно. Третьим этапом будет проговаривание и демонстрация действий ребенком. Подсказывать слова или действия ребенку, конечно, можно. После третьего этапа все повторяется сначала. Начинает педагог. Глагольные рассказы могут быть любые на любую тему. Вы можете придумать их и сами, подумав, что ежедневно делает ребенок? Как он готовится к рисованию, рисует и убирает за собой стол? Вычеркните оттуда все слова, кроме глаголов и играйте. Как вы готовите обед? Уберите снова все слова, кроме глаголов. Как люди работают на огороде? Там тоже свои глаголы. Как дети лепят снеговика?
8. Какой цвет?
Цель: формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: 2 коробки разного цвета и игрушки, окрашенные в один цвет, не разноцветные.
Задача: определить цвет и проговорить существительное с прилагательным: кубик зеленый.
Ход: На примере 2 коробочек педагог расставляет 2 коробочки в комнате - зеленая и желтая. И раскладывает по комнате синие, желтые, зеленые и красные игрушки. С одной коробочкой ребенок может пройти по комнате и собрать игрушки того же цвета, при этом проговаривая сочетание цвет+предмет. Чтобы добавить игровой момент, скажите, что это зверушки собирают чемоданы в путешествие. Крокодил любит все зеленое, что он положит в свой чемодан? Он положит зеленый кубик, зеленую лопатку, зеленый мяч. А какой цвет любит цыпленок?
9. Что лишнее?
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Игрушки или картинки.
Задача: Найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Ход: Педагог выкладывает перед ребенком картинки: ложка, тарелка, диван, стакан.
Педагог:
- что лишнее?
Ребенок:
- Диван.
- Почему?
- Потому что все слова - "посуда", а диван - не посуда. Это мебель.
10. Подбери еще слова.
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Картинки с предметами одной тематической группы. Например 3 предмета обуви или 3 предмета мебели.
Задача: Подобрать слово к тематической группе.
Ход: Педагог выкладывает перед ребенком картинки: стол, стул, диван.
Педагог:
- Что это?
- Стол, стул, диван.
- Как мы назовем это все одним словом?
- Мебель.
- А что еще можно еще сюда положить?
- Кровать, кресло, шкаф, комод, тумбочку, табурет.
11. Какой предмет?
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Картинки с изображением предметов или игрушек.
Задача: Подобрать как можно больше прилагательных к существительному.
Педагог достает помидор и говорит:
- Какой помидор?
Ребенок:
- Красный, вкусный, спелый, зрелый, круглый или овальный, молодой, незрелый, зеленый, желтый... (В зависимости от представлений ребенка.)
Педагог и ребенок меняются местами. Теперь ребенок достает картинку или предмет и задает вопрос "Какой?"
12. Что бывает?
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Мяч.
Задача: Подобрать одно существительное к одному прилагательному.
Ход: Педагог бросает ребенку мяч и задает вопрос: "что бывает синее?". Ребенок ловит мяч и отвечает: "море". Ребенок придумывает признак, бросает педагогу мяч и спрашивает: "Что бывает длинное?". Педагог: "шнурок" (веревка, лето, ожидание, дорога - в зависимости от представлений ребенка)
13. В магазин.
Цель: Формирование словарного запаса у ребенка.
Оборудование: Игрушки или картинки и кукла. Импровизированный магазин.
Задача: Выбрать и обсудить покупки.
Ход: Кукла решила сходить в магазин. Педагог просит от лица куклы у ребенка сходить в магазин: "Пойдем в магазин!". Обсуждайте каждую покупку: "Что это?" (кружка), "Для чего это?" (пить чай), "какого цвета это?" (синего/синий).
14. Что у меня в сумке?
Занятие подразумевает хороший словарный запас ребенка.
Оборудование: Игрушки и два мешка или две сумки.
Задача: Отгадать слово по признакам.
Ход: Педагог кладет в сумку игрушку так, чтобы ребёнок не видел, что это и говорит:
- У меня в сумке кто-то зеленый, длинный, большой, у него четыре лапы, длинная пасть, много зубов, длинный хвост, он любит плавать в реке, он страшный. Кто это?
- Крокодил!
Ребенок кладет в сумку игрушку так, чтобы педагог не видел, что это и говорит:
- У меня в сумке что-то круглое, красное, сладкое, растет на дереве. Что это?
- Яблоко!
Педагог может специально ошибаться, называть схожие слова, чтобы ребенок снова повторял свои признаки и убеждал педагога в том, что он ошибся. Например, помидор - круглый, красный, но растет не на дереве.
Занятие развивает речь, память и мышление.
Эти и подобные игры вы всегда можете найти или придумать самостоятельно. Играйте и занимайтесь каждый день, и речь вашего ребенка станет красивой и правильной.
Предыдущая статья - 4.6 Разные части речи в словарном запасе глухих детей
Следующая статья - а. Статья о родителях. Что делать, если ребенок глухой?
Статьи о речи и о развитии речи у глухих детей:
4.1 Речь
4.2 О развитии устной речи у глухих детей
4.3 Этап 1: Формирование первых произносительных навыков у глухих детей
4.4 Лексика. Словарный запас глухих детей
4.5 Этап 2. Формирование словарного запаса у глухих детей
4.6 Разные части речи в словарном запасе глухих детей
4.8 Этап 3. Формирование вопросно-ответной формы речи у глухих детей