Найти тему
Лающая Рыба

3.7. Практические занятия по развитию слухового восприятия.

Блог о развитии и обучении глухих детей был бы неполон, если бы в нем отсутствовали практические занятия по развитию слухового восприятия, поэтому я вкратце выложу здесь несколько занятий, направленных на развитие слухового восприятия и литературу по этой теме.

1 Развитие слухового восприятия неречевых звуков.

2 Развитие слухового восприятия речи.

3. Литература.

1. Развитие слухового восприятия неречевых звуков.

Первый этап развития слухового восприятия (РСВ): реакция на звуки.

1. Формирование условно-рефлекторной двигательной реакции на звуки (сокращенно - УДР).

Рис 1. УДР
Рис 1. УДР

Цель: развитие слухового восприятия неречевых звуков.

Задача: услышишь звук - брось пуговку в банку.

Оборудование: банка или коробка с пуговицами или любым другим материалом, музыкальные инструменты.

Ход работы: Перед малышом банка и пуговицы. Педагог дает ребенку в руку пуговку и подносит ее к протезированному ушку. Ребенок "слушает" звук и смотрит на педагога (или маму). Педагог издает звук (барабан, колокольчик, дудка или другое) и показывает, что нужно бросить пуговку в банку. (Бросает пуговку рукой ребенка) Если малыш не понимает, позовите папу, пусть он поиграет с мамой в УДР, показывая, что он слышит и бросает пуговку в банку.

Рис 2. УДР
Рис 2. УДР

Когда малыш поймет, что нужно делать, педагог спрячет инструмент, и ребенок будет ориентироваться только на слуховые ощущения, что является нашей непосредственной целью.

Ребёнок слушает звуки и показывает свою реакцию на него. Педагог меняет инструменты (флейта, гармошка, губная гармошка, гитара, пианино, бубен, шум дождя, погремушка, трещотка, рожок, свисток, деревянные ложки, треугольник, маракасы, ксилофон) и отслеживает, какие звуки ребенок слышит хорошо, а на какие он не реагирует. Педагог меняет силу звука, путем увеличения расстояния источника звука от ушка ребенка. Сегодня ребенок слушал звук свистка с расстояния 1 метр, а завтра он будет слушать его с расстояния 2 метра. Таким образом развивается слуховое восприятие.

Второй этап в развитии слухового восприятия неречевых звуков у глухих детей: дифференциация звуков.

2. Различение неречевых звуков.

Цель: развитие умения различать неречевые звуки.

Задача: покажи, что ты услышал?

Оборудование: пара музыкальных инструментов. Например барабан и колокольчик. Так же подойдут флейта, гармошка, губная гармошка, гитара, пианино, бубен, шум дождя, погремушка, трещотка, рожок, свисток, деревянные ложки, треугольник, маракасы, ксилофон.

Ход занятия: сурдопедагог рисует на листе бумаги два музыкальных инструмента. Если ребенок умеет читать, можно написать словами. Педагог демонстрирует ребенку звучание инструментов и соотносит их с картинкой: "Это барабан. Он звучит так. А это гармошка. Она звучит так. Послушай и покажи, что ты слышишь?"

Рис 3. Различение неречевых звуков
Рис 3. Различение неречевых звуков

Когда ребенок поймет, что от него требуется, педагог предъявляет ему задание только на слух. Ребенок не видит, какой музыкальный инструмент звучит. Пары инструментов можно менять. Расстояние между ушком ребенка и источником звука не меняется.

3. Послушай, найди такой же инструмент.

Цель: развитие умения различать неречевые звуки.

Задача: найти такой же инструмент на слух

Оборудование: пары одинаковых музыкальных инструментов. У педагога 2-4 инструмента. И у ребенка такой же набор инструментов.

Ход занятия: Сурдопедагог берет один свой инструмент. Например, флейту. Издает звук флейты. Педагог просит ребенка сделать то же самое. Ребенок ищет среди своих инструментов флейту и играет на ней. Педагог всем своим видом показывает, что слушает инструмент и кивает головой: да, это тот же инструмент. Когда ребенок поймет, что от него требуется, педагог прячется со своими инструментами за ширму. Теперь ребенок должен выполнить задачу на слух. При этом он может перебирать инструмент за инструментом, слушать их звучание и сравнивать их с тем, чем играл сурдопедагог. По просьбе ребенка педагог может повторять звучание снова. Позже сурдопедагог и ребенок могут поменяться местами. И теперь ребенок будет задавать искомый инструмент, а педагог искать такой же среди своих. Конечно, педагог может ошибаться, а ребенок послушает и поправит его.

Рис 4. Найди такой же инструмент
Рис 4. Найди такой же инструмент

4. Дифференциация (различение) звуков по характеристикам.

Цель: развитие умения различать звук одного и того же инструмента по различным характеристикам: длина звука, громкость, высота и количество звуков.

Длина звука.

Задача: послушай и покажи, длинный звук или короткий?

Оборудование: музыкальный инструмент и длинная и короткая черточки на бумаге или длинная и короткая полоски бумаги.

Ход занятия: сурдопедагог играет на флейте короткий звук и пальцем проводит по короткой черточке, показывая, что звук короткий. Педагог играет на флейте длинный звук и одновременно проводит пальцем по длинной линии на бумаге, обращая внимание ребенка на то, что звук длинный. Когда ребенок поймет, педагог прячется за ширму или встает позади ребенка, чтобы ребенок смог выполнить задание только на слух.

Рис 5. Длинный звук или короткий?
Рис 5. Длинный звук или короткий?

Дифференциация звуков по громкости.

Задача: покажи, громкий звук или тихий?

Оборудование: музыкальный инструмент и два рисунка - большой и маленький. Можно использовать два кружка бумаги - большой и маленький.

Ход занятия: сурдопедагог громко играет на барабане (или на другом инструменте) и показывает на большой барабан, проговаривая и всем своим видом показывая: громко! Педагог играет тихо и показывает на маленький барабан. Проговаривает и показывает: тихо! Потом педагог прячется за ширму и предлагает ребенку выполнить задание на слух.

Рис 6. Громко или тихо?
Рис 6. Громко или тихо?

Низкий звук или высокий?

Задача: определить высокий или низкий звук.

Оборудование: пианино, гитара или флейта, 2 полоски бумаги - одна высокая, вторая низкая. Или высокая и низкая башни.

Ход: педагог играет одну высокую ноту и показывает на высокую башню. Потом он играет вторую ноту, низкую. И показывает на низкую башню. Нота низкая. Когда ребенок поймет смысл задания, сурдопедагог прячется за ширму. Ребенок выполняет задание на слух.

Рис 7. Низкая и высокая нота
Рис 7. Низкая и высокая нота

Один звук или много?

Задача: покажи один звук или много?

Оборудование: альбом, карандаш, барабан.

Ход занятия: педагог рисует на одном листе бумаги один барабан, показывает на него пальцем и один раз ударяет в барабан. Педагог проговаривает: "один". Потом педагог рисует на втором листочке пять барабанов и, указывая на каждый из них, ритмично ударяет пять раз в барабан. И проговаривает: "много". Когда ребенок поймет, что нужно показать, педагог прячется за ширмой, предоставляя ребенку возможность выполнить задание на слух.

Рис 8. Один или много?
Рис 8. Один или много?

5. Движения под музыку.

Цель: развитие слухового восприятия неречевых звуков.

Задача: выполнять движения под звучание музыкальных инструментов.

Оборудование: барабан, гармошка, флейта, колокольчик, стул.

Ход: Сурдопедагог ставит в центр комнаты стул. Он играет в барабан и марширует вокруг стула, побуждая ребенка сделать то же самое. Педагог играет в барабан быстро и бегает вокруг стула, подталкивая ребенка повторять за собой. Под звук флейты педагог садится на корточки, под звук колокольчика он крутится вокруг своей оси, под звук гармошки - танцует. Сурдопедагог побуждает ребенка выполнять те же действия вместе со ним. Со временем, когда ребенок запомнит движения, педагог прячется за ширму. Ребенок выполняет движения сам.

Рис 9. Движения под музыкальные инструменты.
Рис 9. Движения под музыкальные инструменты.

6. Угадай, где игрушка?

Цель: развитие способности найти источник звука.

Задача: найти звучащую игрушку, которую спрятал сурдопедагог.

Оборудование: звучащая игрушка.

Ход: Педагог включает ребенку игрушку и прячет ее в комнате. Потом он зовет ребенка в комнату. Ребенок ищет игрушку, ориентируясь на звук.

Рис 10. Где игрушка?
Рис 10. Где игрушка?

7. Оркестр.

Цель: развитие слухового восприятия неречевых звуков.

Задача: определить, какие инструменты играют.

Оборудование: Музыкальные инструменты и их изображения.

Ход: Педагог играет сначала на одном инструменте, потом на втором. Например, гармошка, потом колокольчик. Педагог показывает сначала картинку "гармошка", потом картинку "колокольчик". Когда ребенок поймет, что от него требуется, педагог прячется за ширмой или за спиной ребенка. И по очереди подает звуки двух инструментов, а ребёнок показывает, какие звуки в какой последовательности он слышал. Он должен выполнить задание на слух. Количество инструментов можно со временем увеличить.

8. Что за звук?

Цель: развитие слухового восприятия неречевых звуков.

Задача: прослушать звучание бытовых приборов в квартире и показать их.

Оборудование: картинки, квартира и бытовые приборы.

Ход: Сурдопедагог показывает ребенку звучание бытовых приборов и соотносит их с картинкой. Педагог дает ребенку самостоятельно включить и послушать некоторые приборы.

9. Звуконаблюдения.

Цель: развитие слухового восприятия неречевых звуков.

Задача: прослушать разные звуки и соотнести их с картинкой

Оборудование: компьютер с шумотекой, картинки.

Ход: Сурдопедагог демонстрирует ребенку разные звучания соотносит их с картинками.

Картинки и звуки: шум ветра, шум воды, капающая вода, чириканье птиц, гавканье собаки, мяуканье кошки, шум автомобиля, плеск воды, шелест листьев, звук комара, скрип двери, шаги, аплодисменты, чихание, кашлянье, топот копыт, гром, шум дождя, смех, плач, хлопки в ладоши, шум жарения, звук рвущейся бумаги, звук перелистываемой страницы, хлопанье крыльев птицы, шум поезда, самолета, и т.д. Не следует брать много звуков сразу. Сначала достаточно 2-3. Постепенно можно увеличивать их количество.

Рис 11. Шумотека
Рис 11. Шумотека

Третий этап развития слухового восприятия у глухих детей: распознавание неречевых звуков.

10. Различение и/или распознавание на слух ритма.

Цель: развитие слухового восприятия ритмического рисунка.

Задача: повторить ритм, который услышал ребенок.

Оборудование: нет

Ход: педагог отхлопывает ритмический рисунок в ладоши. Ребенок должен его повторить.

11. Распознавание на слух неречевых звуков.

Цель: распознавание на слух неречевых звуков

Задача: не имея закрытого выбора картинок, табличек и инструментов ребенок должен прослушать и назвать, какой звук он услышал

Оборудование: подойдет шумотека на компьютере.

Ход: педагог извлекает звук, а ребенок объясняет как может, что он услышал - барабан? Шум воды? Звонок? Ребенок может объяснить это рисунком, жестами, словами, если он владеет речью или выйти из комнаты и показать источник подобного звука.

Это небольшая часть возможных заданий на развитие слухового восприятия неречевых звуков. Если ребенок не понимает, можно позвать папу или бабушек-дедушек, чтобы они тоже поучаствовали в игре. Можно включать различные игровые моменты в виде игрушек-зверушек, приходящих "в гости", которые тоже хотят поучаствовать в занятии. Они будут ошибаться или угадывать и хотеть послушать все больше, и больше. Ведь это так интересно!

2. Развитие слухового восприятия речи.

Первый этап в развитии слухового восприятия речи у глухих детей: реакция на звуки.

1. Формирование условно-рефлекторной двигательной реакции на звуки (сокращенно - УДР).

Цель: Развитие умения реагировать на речевые звуки.

Задача: слышишь звук - брось пуговку в банку.

Оборудование: банка или коробка с пуговицами или любым другим материалом, можно использовать пирамидку с кольцами.

Перед малышом банка и пуговицы. Педагог дает ребенку в руку пуговку и подносит ее к протезированному ушку. Ребенок "слушает". Педагог издает звуки "па-па-па" и показывает, что нужно бросить пуговку в банку. Когда малыш поймет, что нужно делать, педагог прячет лицо за экраном, чтобы ребенок учился ориентироваться только на слух. Как только ребенок научится выполнять УДР на повторяющиеся слоги "па-па-па", "ти-ти-ти", можно начать называть ребенку звуки: [Ш], [А], [К], [У] и т.д. Усложнить задание можно путем увеличения расстояния между ушком ребенка и источников звука до 6 метров.

Рис 12. УДР
Рис 12. УДР

Второй этап в развитии слухового восприятия речи у глухих детей: дифференциация звуков речи.

2. Различение речевых звуков.

Цель: развитие умения различать речевые звуки.

Задача: покажи, что ты услышал?

Оборудование: 2 листа бумаги, наклейки.

Ход занятия: Сурдопедагог рисует на листе бумаги большую букву А и человечка, который произносит этот звук. На втором листочке он рисует большую букву О и человечка, который произносит этот звук. Сурдопедагог демонстрирует ребенку звучание звуков и соотносит их с картинкой-буквой, наклеивая наклейку на соответствующую картинку: "Это А. Это О. Послушай и покажи, что ты слышишь?"

Рис 13. Различение звуков речи
Рис 13. Различение звуков речи

Когда ребенок поймет, что от него требуется, педагог предъявляет задание только на слух, пряча лицо до глаз за экраном. Ребенок не видит, что говорит педагог. Пары звуков со временем нужно менять:

Гласные:

А - О, А - У, А - И, О - У, О - И, У - И, Э - Ы

Согласные:

Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, З - С, С - Ш, Р - Л, М - Н, Х - Ф, Ц - С, Ш- Щ, Ч - Щ.

Все звуки должны быть представлены с картинкой. Или в виде картинки. Педагог не учит с ребенком буквы. Но знание букв может стать побочным эффектом от такой работы. Расстояние от ушка ребенка до источника звука не меняется.

Рис 14. Звуки
Рис 14. Звуки

Когда ребенок научится различать по два звука, нужно предложить ему различать 3 и более звука:

А - У - И, М - Л - Н, К - П - Т, Ч - Ш - Щ, С - З - Ц, Б - Г - Д.

Второй этап в развитии слухового восприятия речи у глухих детей: дифференциация слов и фраз между собой и накопление слухового словаря.

Сначала работе ведется на слова-звукоподражаниях: это лепетные и усеченные слова: ав-ав, ляля, би-би, ко-ко-ко. Позднее, когда ребенок легко справится с ними, педагог вводит полные слова: дом, рыба, папа, мама, самолет, тарелка, диван. И наконец, педагог предлагает ребенку различать фразы, состоящие из ранее прослушанных слов: кошка спит, тарелка упала, самолет летит. Здесь пригодится тетрадь со слуховым словарем ребенка. Кроме того, необходимо так же отметить, что для занятий следует использовать один набор игрушек, а для игр ребенка - другой. Это делается для того, чтобы интерес ребенка к игрушкам во время занятий не ослабевал.

3. Различение слов и пополнение слухового словаря ребенка.

Цель: развитие слухового восприятия слов и пополнение словарного запаса ребенка.

Задача: различить слова между собой на слух.

Оборудование: тканевый мешок, небольшие игрушки, которые легко входят в руку ребенку.

Ход занятия: у сурдопедагога в мешочке 3-5 разных собачек и кошек. Он достает игрушку, подносит ее к своим губам, чтобы ребенок видел, что ему говорят, и произносит: "ав-ав", показывает, как гавкает собачка. Педагог побуждает ребенка назвать игрушку и ставит ее на стол. Затем педагог достает из мешочка вторую игрушку - кошку, подносит ее к своим губам и называет: "мяу". Педагог играет игрушкой, показывая, как она ест или спит (бежит, пьет и тд), постоянно побуждая ребенка назвать игрушку "мяу". Педагог ставит игрушку на другой конец стола. Так произвольно педагог достает из мешочка то одну, то другую игрушку, называет ее, играет с ребенком, постоянно побуждая малыша повторить название.

Игрушки объединяются в две группы: на одном конце стола стоят все кошки, а на другом - все собачки. Педагог предлагает ребенку различить названия игрушек слухо-зрительно, то есть видя лицо педагога и слушая: он называет одну игрушку: "ав-ав!" и, глядя на игрушки, разводит руки в стороны: "где? Дай-дай!"

Рис 15. Послушай, что я скажу. Повтори. Покажи.
Рис 15. Послушай, что я скажу. Повтори. Покажи.

Ребенок берет игрушку со стола, называет ее и кладет в мешочек. "Пока, ав-ав!" - Говорит собачке педагог и побуждает ребенка тоже попрощаться с игрушкой. Так же ребенок слушает и прощается с каждой игрушкой со стола.

Одну и ту же пару игрушек предполагается различать 2-3 занятия. Когда ребенок легко будет показывать их ориентируясь слухо-зрительно, сурдопедагог может воспользоваться экраном и закрыть свое лицо до глаз, чтобы ребенок выполнял задание только на слух. Таким образом у ребенка пополняется слуховой словарь и развивается слуховое восприятие. В дальнейшем нужно менять пары и увеличивать количество игрушек до 3-5.

Рис 16. Послушай, что я скажу. Повтори. Покажи.
Рис 16. Послушай, что я скажу. Повтори. Покажи.

Примеры звукоподражаний и лепетных слов: ав-ав, мяу, ко-ко-ко, шшшш, би-би, пррр (кучерское [р] - "лошадка"), кря-кря, га-га-га, ух-ух, пи-пи-пи, хрю-хрю, мууу, ме-ме, бе-бе, кар-кар, ляля, баба и др.

Все слова активно вводятся в повседневную жизнь ребенка. Если на занятии ребенок услышал слово "ав-ав", то вечером мама поиграет с ним в собачку, нарисует или слепит ее вместе с ребенком из пластилина. Такая деятельность будет способствовать усвоению и запоминанию ребенком слов. Как только ребенок пополнит свой первичный словарь из лепетных слов и слов-звукоподражаний, сурдопедагог может применять полные слова: кошка, собака, корова, ложка, мяч, рыба, машина. Методика работы остается той же.

4. Различение слов и пополнение слухового словаря ребенка у читающего ребенка.

Цель: развитие слухового восприятия слов и пополнение словарного запаса ребенка.

Задача: различить слова между собой на слух.

Оборудование: тканевый мешок, небольшие игрушки, таблички с их названием.

Это занятие проводится у ребенка, который уже имеет минимальные навыки чтения, слуховой опыт и словарный запас. В занятии используются только полные слова. Слова-звукоподражания и лепетные слова в работе с табличками не применяются. Слова подбираются из числа тех, которые наиболее актуальны для возраста ребенка. Те, которые он будет использовать в повседневной жизни: предметы мебели, продукты, животные, игрушки, одежда.

Рис 17. Различение слов.
Рис 17. Различение слов.

Ход занятия остается тот же, только сурдопедагог подкладывает таблички с наименованием предметов, написанные печатным текстом. Когда ребенок усвоит названия предметов в письменном виде, он начинает подкладывать таблички сам. Повторюсь, что целью занятия является не разучивание табличек, а развитие слухового восприятия и пополнение словарного запаса ребенка.

Рис 18. Таблички.
Рис 18. Таблички.

5. Развитие слухового восприятия фраз.

Это задание предъявляется только тем детям, у которых уже есть хороший словарный запас слов, слуховой опыт и умение читать. Фразы составляются из слов, которые ребёнок знает. Чуть позднее, можно предлагать на различение фразы, в которых есть одно незнакомое слово с целью не только различить, но и ввести их в словарный запас.

Цель: различение фраз и пополнение словарного запаса ребенка.

Задача: различить между собой несколько фраз, повторить их и объяснить их смысл.

Оборудование: таблички с фразами и соответствующие картинки и игрушки, чтобы ребенок мог объяснить, как выглядит та или иная фраза в его понимании. В нашем случае это будет 2 куклы - мальчик и девочка.

Рис 19. РСВ фраз.
Рис 19. РСВ фраз.

Ход занятия: Перед ребенком 2 таблички и картинки с изображением. Сурдопедагог поочередно называет их: "мальчик упал", "девочка упала". Ребенок воспринимает фразы слухо-зрительно. Если ребенок различает их между собой, можно переходить к различению фраз только на слух. Педагог убирает картинки, закрывает лицо экраном и называет фразу "мальчик упал". Ребенок повторяет что услышал и показывает верную табличку. Педагог корректирует произношение, если это требуется. Ребенок показывает, как он понял смысл фразы, как упал мальчик: он может нарисовать рисунок или показать, как кукла упала. Задание повторяется снова. Педагог называет обе таблички, закрывает лицо экраном и называет фразу. Ребенок снова повторяет то, что услышал и объясняет, как он это понял. Каждую фразу педагог и ребенок отрабатывают таким образом минимум 3 раза или более. Количество фраз со временем можно увеличить.

Рис 20. Фразы
Рис 20. Фразы

Да, здесь на этом этапе ребенок начинает осваивать грамматические формы. Для этого ему необходимо уметь читать и иметь возможность различать на слух части слов: окончания, приставки, суффиксы. Это уже высокий уровень развития слухового восприятия. Когда ребенок встречает незнакомое слово, он работаем и с его значением. Сурдопедагог постоянно отслеживает, реагирует ли ребенок на новое незнакомое слово? Возникает ли у ребенка вопрос, что это за слово? Насколько правильно он услышал повторил его? Таким способом ребенок начинает двигаться от дифференциации слов и фраз к распознаванию речи.

Третий этап развития слухового восприятия речи у глухих детей: распознавание речи.

6. Развитие слухового восприятия предложений.

Предложение - это по сути своей фраза, состоящая из большего количества слов и являющаяся законченной мыслью. Одно предложение - это одна речевая единица. Поэтому работа проводится по аналогии с РСВ фразы.

Это задание предъявляется только тем детям, у которых уже есть хороший словарный запас слов, слуховой опыт, умение читать, умение отвечать на вопросы и хороший уровень развития речи. Самостоятельная речь ребенка может быть все еще аграмматична, то есть содержать в себе ошибки в согласовании слов (красная мяч, ложка упал). Постоянная работа по РСВ фраз и предложений поможет ребенку сформировать грамматически правильную речь. Сначала предложения составляются из слов, которые ребёнок знает. Постепенно сурдопедагог начинает предлагать ребенку предложения, содержащие в себе одно, два и больше незнакомых слов.

Цель: Развитие слухового восприятия предложений

Задача: прослушай предложение, повтори и объясни, как ты его понимаешь.

Оборудование: лист бумаги, фломастер.

Ход занятия: Сурдопедагог произносит предложение: "Бабушка жарит пирожки с картошкой". Ребенок повторяет предложение и объясняет, как он его понимает: он может изобразить сюжет пользуясь игрушками или нарисовать рисунок. Педагог уточняет некоторые моменты. Если ребенок воспринимает предложения легко, сурдопедагог начинает пользоваться экраном и увеличивать количество слов в предложении.

7. Развитие слухового восприятия текста.

Это задание предъявляется только тем детям, у которых уже есть большой словарный запас слов, хороший слуховой опыт, умение читать, умение отвечать на вопросы, речь. В тексте может быть несколько незнакомых слов, но большая часть слов должна быть ребенку знакома.

Цель: развитие слухового восприятия речи, пополнение словарного запаса, формирование способности пересказывать короткий текст.

Рис 21. Распознавание текста.
Рис 21. Распознавание текста.

Ход: Сурдопедагог закрывает лицо экраном и читает ребенку короткий текст. Ребенок слушает. Педагог просит ребенка рассказать, о чем был текст. В начале работы ребенок, не умеющий пересказывать, скорее всего назовет одно слово из текста: "снеговик". Педагог записывает это слово на доске или на листочке бумаги.

Рис 22. О чем был текст?
Рис 22. О чем был текст?

Педагог задает ребенку уточняющие вопросы: "какое время года было? Кто был в тексте?" Ответы ребенка так же записываются с соблюдением последовательности предложений.

Рис 23. Какой время года было? Кто был в тексте?
Рис 23. Какой время года было? Кто был в тексте?

Педагог закрывается экраном и второй раз читает текст. Ребенок слушает. Педагог задает вопрос: "О чем был текст? Расскажи" После второго прослушивания ребенок может назвать еще несколько слов или даже фраз, которые снова записываются. Педагог снова задает уточняющие вопросы и корректирует запись.

Рис 24. Корректировка и дополнение записи.
Рис 24. Корректировка и дополнение записи.

Педагог третий раз закрывается экраном и читает текст. Ребенок слушает его и пересказывает. Педагог задает уточняющие и наводящие вопросы и корректирует запись опорных слов и предложений.

Рис 25.
Рис 25.

Таких чтений текста может быть и 3, и 5. В конце ребенок читает текст самостоятельно и пересказывает. По мере роста возможностей ребенка педагог усложняет задание увеличением объема текста или наращиванием расстояния между ухом ребенка и источником звука: сначала нужно читать текст с расстояния 1 метра, потом 2, 3, и до 6.

Четвертый этап развития слухового восприятия речи у глухих детей: речь становится инструментом познавательной деятельности.

Ребенок уже имеет большой словарный запас, слуховой опыт. Он постоянно совершенствует свои навыки в ходе познания окружающего мира. Он все еще может многого не знать, часто задавать вопросы, слушать ответы, задавать последующие вопросы, используя уже полученную информацию. Ребенок может переспрашивать, ему может показаться, что вы сказали что-то не так, может быть он что-то не расслышал. Это нормально. В ходе этой деятельности навыки ребенка продолжают совершенствоваться спонтанно, так же, как это происходило бы и у детей с нормальным слухом. Еще многие моменты требуют корректировки: произношение, мышление, внимание, память, речь в целом. Поэтому ребенок продолжает заниматься с сурдопедагогом и другими специалистами.

3. Список настоятельно рекомендованной литературы, в которой подробно изложена вся практика задолго до меня:

1. Н.Д. Шматко Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом.

2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом.

3. И. В. Королева Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых.

4. Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье.

Я описала лишь малую часть возможных упражнений и занятий, направленных на развитие слухового восприятия речи. Все это было подробно описано до моего блога. И несмотря на то, что прошло уже много лет, эти занятия остаются актуальными и на сегодняшний день с современными методами слухопротезирования. Задания могут меняться, усложняться или, наоборот, упрощаться. Работа по развитию слухового восприятия (РСВ) начинается с РСВ неречевых звуков. Позднее, в занятия включаются и упражнения, направленные на РСВ речевых звуков. Теперь оба эти направления будут идти параллельно друг с другом. Занятия по РСВ выполняются ежедневно. Слова и звуки, которые ребенок воспринял на занятии, обязательно включаются в повседневную жизнь малыша, что будет способствовать увеличению его словарного запаса и закреплению их в памяти. А это значит, что работа пойдет быстрее.

Это был третий шаг из семи необходимых для достижении вашей цели. Но развитие слухового восприятия не закончено! Оно будет пронизывать каждый этап развития глухого ребенка, Ведь все проблемы, с которыми сталкивается глухой или слабослышащий ребенок, берут начало из нарушения слухового восприятия.

Предыдущая статья - 3.6 Путь от реакции на звуки к распознаванию речи

Следующая статья - 4.1 Речь

Статьи о слуховом восприятии:

3.1 О развитии слухового восприятия у глухих детей

3.2 Развитие слухового восприятия у глухих детей

3.3 Развитие слухового восприятия неречевых звуков у детей с нарушениями слуха

3.4 Развитие слухового восприятия у глухих детей

3.5 О полисенсорном восприятии

3.6. Путь от реакции на звуки к распознаванию речи

...продолжение следует...