Тема, о которой мне очень часто приходится разговаривать с родителями. Родители спрашивают: "Врач-сурдолог рекомендовал ребенку ношение слуховых аппаратов. Нужно ли носить слуховые аппараты при большой потере слуха? Дадут ли они эффект, если ребенок реагирует в них только на очень громкие звуки? И стоит ли с такими результатами водить ребенка к логопеду?"
Разберем его по частям.
Итак, нужно ли носить слуховые аппараты, если они "не помогают", и ребенок реагирует в них только на очень громкие звуки?
Более подробная статья о слухопротезировании размещена здесь. Прежде, чем ответить на этот вопрос, сами родители должны ответить на другой вопрос - планируют ли они заниматься развитием слухового восприятия своего ребенка? Если да, то какие могут быть сомнения? Реакция на очень громкие звуки - это, в первую очередь, слуховая реакция на звуки. Поэтому, безусловно, смысл носить слуховые аппараты есть. Ведь и с кохлеарным имплантом развитие слуха тоже начинается с простой реакции на очень громкие звуки. И ключевым в этом вопросе является не характеристика звуков, которые слышит ребенок, а сам факт наличия этой реакции у ребенка. Если она есть - значит ребенок развивается. Первый этап в развитии слухового восприятия - это сама реакция, будь то кохлеарный имплант, слуховой аппарат или голое ухо. Если родители не намерены заниматься развитием слуха своего ребенка, то для чего тогда планировать операцию по установке кохлеарного импланта и длительный процесс абилитации? Кохлеарная имплантация - метод, требующий длительных исследований и подготовки. Чем будет слышать ребенок все это время? Никто не может дать гарантии, что через месяц ребенка прооперируют. Слуховой аппарат - менее эффективный, но доступный метод протезирования слуха. Его можно купить и настроить уже завтра. И завтра ребенок сделает первый шаг на пути к слуху и речи. В конце концов, слуховой аппарат можно купить. Нельзя купить ребенку голову с готовым набором развитых психических функций.
По второму вопросу - развитием глухих детей занимается, в первую очередь, сурдопедагог, а логопед - во вторую. Ведь все проблемы глухого ребенка берут начало из нарушения слуха, а не из нарушения речи. Давайте вспомним структуру дефекта глухого ребенка: нарушение речи, в данном случае, является вторичным дефектом, а первичным выступает глухота. Центральной задачей любого коррекционно-развивающего процесса является коррекция первичных нарушений, и (потом) предупреждение и коррекция вторичных отклонений. Поэтому смысла водить ребенка, который только начал абилитацию, к логопеду на первый взгляд нет. Однако и здесь можно поспорить: а если логопед знает, как работать с глухими детьми, развивать слуховое восприятие, речь, высшие психические функции у глухого ребенка, знает систему работы с глухими детьми, то... то это уже не логопед, а сурдопедагог. И вот к нему-то и нужно водить на занятия ребенка.
И третье, о чем меня никто никогда не спрашивал, но я об этом все равно расскажу: сурдопедагогика появилась задолго до кохлеарной имплантации и слуховых аппаратов. Она родилась не с первым кохлеарным имплантом. И первые методы и приемы работы с глухими и слабослышащими детьми велись вообще без какой-либо опоры на слух. Сурдопедагоги активно используют их до сих пор. Если ваш сурдопедагог говорит, что смысла водить к нему глухого ребенка без КИ и СА нет, то я бы усомнилась в компетенциях такого сурдопедагога. Обучение глухого ребенка - это намного больше и дальше, чем развитие слуха и речи.
К сведению, первая школа для глухих детей в нашей стране была открыта в 1806 году. Этот год можно считать началом отечественной сурдопедагогики. И это был не первый опыт обучения глухих. А первый кохлеарный имплант в нашей стране был установлен в 1991 году, при этом массовая доступность этих операций началась примерно в 2010 году (смотря, что считать массовой доступностью). В сравнении это два с лишим века опыта обучения и воспитания детей с нарушением слуха против 13 лет. Сурдопедагогика - старая широкая и опытная наука. Она выходит далеко за рамки развития слуха и речи. Как научить глухого ребенка слышать и говорить - всего лишь крохотный раздельчик сурдопедагогики. Ни один блог, ни одна книга не передаст вам всю ширину и глубину накопленного опыта, который остается актуальным и в наши дни.
Статьи о слухопротезировании:
2. "Слухопротезирование глухих и слабослышащих детей"
Следующая статья - "Слух в кохлеарном импланте. Речь у ребенка с кохлеарным имплантом"
Предыдущая статья - "Как читать глухим детям художественную литературу?"