Найти тему
Лающая Рыба

4.6. Разные части речи в словарном запасе ребенка.

Оглавление

1. Чем думают глухие дети?

2. Аналитико-синтетические способности глухого ребенка. Классификация и демонстрация.

3. Глаголы и действия

4. Прилагательные и признаки

5. Литература.

1. Чем думают глухие дети?

Как мы помним, мысль человека заключена в словах. Чем же думают глухие дети?

Думают ли глухие дети словами?

Рис 1. Словами представлено вербальное мышление.
Рис 1. Словами представлено вербальное мышление.

Глухие дети думают жестами?

Рис 2. Но не все понятия могут быть представлены одним жестом. Многие слова просто не имеют жестов. В таком случае глухонемые пользуются дактильной азбукой, что, в свою очередь, является письменной речью. Но для осознания этих понятий нужна хорошо развитая речь. Она может быть письменной, не устной, но она должна быть развита на очень хорошем уровне.
Рис 2. Но не все понятия могут быть представлены одним жестом. Многие слова просто не имеют жестов. В таком случае глухонемые пользуются дактильной азбукой, что, в свою очередь, является письменной речью. Но для осознания этих понятий нужна хорошо развитая речь. Она может быть письменной, не устной, но она должна быть развита на очень хорошем уровне.

Может быть глухие дети думают картинками или образами?

Рис 3. Так думают глухие дети, не имеющие ни жестовой, ни устной, ни письменной речи.
Рис 3. Так думают глухие дети, не имеющие ни жестовой, ни устной, ни письменной речи.

Да, да и да. А еще глухие дети могут думать табличками, если те есть в их головах.

Рис 4. Это тоже письменная речь, которую нужно развивать.
Рис 4. Это тоже письменная речь, которую нужно развивать.

Глухие дети думают тем, чем их научили думать. Если в их арсенале будут слова - они будут думать словами, если слов нет, дети будут думать картинками или образами.

Неважно - глухой ребенок или слышащий. Первыми в обоих случаях формируются имена существительные. И словарь ребенка на сто процентов состоит из них. В дальнейшем у нормально слышащих детей появляются глаголы, прилагательные и другие части речи. У неслышащих детей ничего само не появляется. Мир маленького глухого ребенка, который только начал заниматься у сурдопедагога, населяют только предметы, которые можно потрогать и увидеть, поскольку это то, что сурдопедагог дает ему на первых занятиях. В таком случае, речь выполняет только номинативную функцию, и думать ребенку по-прежнему просто нечем. Вокруг ребенка плавают какие-то предметы, ощущения и образы. Вместо мышления формируется специфика психического развития. Полноценное мышление подразумевает полноценное восприятие и должный уровень развития речи, а значит и хороший словарный запас, состоящий не только из слов-существительных. В случае с существительными предмет соотносится со словом. Но как быть с действиями? Как увидеть и понять действие, ведь на картинке четко изображен вполне понятный предмет - стул или мальчик.

Рис 5. Мальчик и стул.
Рис 5. Мальчик и стул.

Действия можно совершить самостоятельно или с предметом. Мальчик идет, а стул-то, оказывается, упал. Упавший стул - это не шутка автора. Это особенности восприятия глухих детей. Распространенная ошибка понимания смысла изображения.

Рис 6. Слов "идет" и "упал" на картинке не видно, но однозначно видно мальчика и стул.
Рис 6. Слов "идет" и "упал" на картинке не видно, но однозначно видно мальчика и стул.

А потом вдруг появляются признаки, которые иногда не удается ни потрогать, ни увидеть. Для понимания таких деталей нам необходимо развивать аналитико-синтетические способности малыша.

2. Аналитико-синтетические способности глухого ребенка. Классификация и демонстрация.

-7

Классификация

Для того, чтобы развивать речь, ребенок должен научиться анализировать и классифицировать предметы, признаки и явления, раскладывать их на детали и искать в них общие признаки, а потом строить из них целостный образ. Человек даже не замечает, как его мозг занимается этими занятиями постоянно. Дважды прочитали. Еще раз прочитайте и убедитесь: вы заметили тавтологию. Да, ваш мозг сделал это. Это были они - аналитико-синтетические способности. О них можно говорить очень много, но мы не будем этого делать. Возьмем только самое необходимое об этой теме в данный момент: у глухих детей они тоже нарушены.

И сразу к практике:

Пример 1. Так же, такое же.

Цель: в данном случае это обучение сравнительному анализу и формирование понятия "так же", "такое же".

Задача: найти одинаковые фигуры. Несмотря на задачу, сурдопедагог предъявляет задание фразами "найди такое же" или "где так же?".

Оборудование: пары одинаковых геометрических фигур. Названия и цвета фигур знать не обязательно.

Рис 7. Найди такое же.
Рис 7. Найди такое же.

Ход: Я выкладываю перед ребенком пары одинаковых фигур, подбираю среди них пару и проговариваю: "так же", "такое же". Потом я беру фигуру и предлагаю ребенку найти "такую же". Ребенок подбирает такую же фигуру.

Пример 2. Не совсем такое же.

Цель: Обучение сравнительному анализу и формирование понятия "так же", "такое же".

Задача: подобрать к футболкам "такие же" шорты.

Оборудование: пары футболка и шорты одного цвета.

Ход: я выкладываю перед ребенком нарисованную одежду и предлагаю ребенку подобрать к футболкам такие же шорты словами "найди такое же" или "где такие же шорты?".

Рис. 8. Найди такое же.
Рис. 8. Найди такое же.

Если ребенок сгруппирует картинки по принципу - "футболки и шорты", он тоже будет прав. В таком случае я похвалю его и покажу ему еще один вариант.

Пример 3. Покажи так же.

Цель: Обучение сравнительному анализу и формирование понятия "так же", "такое же".

Задача: Проанализировать изображение и повторить позу ребенка на картинке.

Оборудование: картинки с изображением ребенка в разных позах.

Ход: Я предъявляю ребенку картинки и демонстрирую такую же позу, после чего предлагаю ребенку выполнить задание со следующей картинкой: "Покажи так же".

Рис 9. Покажи, как?
Рис 9. Покажи, как?

Я могу специально ошибаться для того, чтобы научить ребенка обращать внимание на детали и аргументировать свое замечание картинкой: "Нет! Не так!"

Рис 10. Нет! Не так! Посмотри на картинку!
Рис 10. Нет! Не так! Посмотри на картинку!

Можно найти и придумать огромное количество подобных заданий. Но вот занятие окончено. Вы позанимались развитием слухового восприятия, поразличали слова, звуки, пополнили слуховой словарь ребенка: повторили старые слова, узнали новые, выполнили фонетическую ритмику. Поискали "такие же" фигурки и игрушки. А дома у родителей накопилось огромное количество работы. Нужно заниматься стиркой, развешиванием, глажкой и складыванием одежды, мытьем и протиранием посуды и приборов, а ребенка посадить смотреть мультики... Нет. После занятий, можно нужно взять ребенка с собой. Займитесь раскладыванием "таких же" тарелок, чашек, вилок и ложек из двух разных наборов, раскладывайте "такие же" салфетки, найдите у стола не "такой же" стул. Сложите вместе "такие же" наборы одежды. Можно протирать полки тряпочкой, а когда малыш захочет делать это с вами, предложите ему выбрать "такую же" тряпочку, как у вас, или отметьте, что он выбрал не "такую же". В конце концов, если работы дома совсем нет, можно как будто бы по ошибке обуть ребенка в разную обувь, устроить фотосессию в "такой же" одежде, в "такой же" позе или собрать из конструктора машину, у которой будет не "такое же" колесо, построить "такой же" дом, как у ребенка и обсудить это. Перечислять можно очень много.

Рис 11. Не "можно", а "нужно"!
Рис 11. Не "можно", а "нужно"!

Важно, что подобная деятельность носит более значимый для ребенка характер, чем занятия с бумажными фигурками, поэтому она даст результат. Главное, уметь регулярно и ненавязчиво между делом в ходе коммуникации подталкивать ребенка к пониманию и формулированию своих мыслей в этот момент. Цель занятий - обучение. А цель деятельности вне занятий несколько иная. Но не менее важная: слово или фраза, о которых мы сейчас говорим, обретают практический смысл, значимость в жизни ребенка. Они начинают жить. Они начинают регулировать поведение ребенка и позволяют воздействовать на поведение взрослого. Включается коммуникативная и регулятивная функции речи, а так же начинают формироваться зачатки мыслеформирующей функции речи.

Рис 12. Слово не хочет жить только на занятиях. Оно расстроится, если о нем будут вспоминать лишь два раза в неделю. Чем чаще его будут вспоминать, тем быстрее оно станет другом вашего ребенка, который поможет ему сформулировать свою мысль.
Рис 12. Слово не хочет жить только на занятиях. Оно расстроится, если о нем будут вспоминать лишь два раза в неделю. Чем чаще его будут вспоминать, тем быстрее оно станет другом вашего ребенка, который поможет ему сформулировать свою мысль.

Пример 4. Классификация.

Цель: обучение ребенка категориям и умению обобщать предметы на основе значимых признаков. Формирование понятия "такая же" (игрушка), "такое же".

Задача: Рассортировать игрушки по коробочкам.

Оборудование: 6 (и возможно более) игрушек - три коровы и три кошки. И две коробочки.

Ход: Я беру одну игрушку и называю ее (Не имеет значения - полным словом "Корова" или лепетным - "Му"). Я кладу корову в первую коробку. Я достаю вторую игрушку - "кошка", мы называем ее и кладем во вторую коробку. Тут "Му", тут "Мяу". Я достаю следующую игрушку, корову, и показываю, что корову нужно класть вместе с коровами. Четвертая игрушка "мяу" тоже кладется с кошкой. Постепенно ребенок учится сортировать игрушки. При этом коровы и кошки должны быть разными. Выполняем задание, опираясь на инструкцию "такая же" (игрушка).

Рис 13. Коровы и кошки.
Рис 13. Коровы и кошки.

Справа в коробочке лежат все кошки, слева - все коровы.

Пример 5. Классификация.

Цель: обучение ребенка категориям и умению обобщать предметы на основе значимых признаков. Формирование понятия "такая же" (форма), "такое же".

Задача: Рассортировать игрушки по коробочкам.

Оборудование: 3 кубика и 3 шарика и 2 коробки.

Ход: Сортируем предметы в две коробочки. В одной - шарики, во второй - кубики. Где такая же (форма)?

Пример 6. Классификация.

Цель: обучение ребенка категориям и умению обобщать предметы на основе значимых признаков. Формирование понятия "такая же" (фигура), "такое же".

Задача: Рассортировать фигуры по коробочкам.

Оборудование: две коробочки и несколько квадратиков - красные и синие. Необходимость знать цвета к ребенку не предъявляется.

Ход: Сортируем квадратики по принципу цвета - синие в одну, красные - в другую коробочку. Где такая же (фигура)?

Пример 7. Классификация.

Цель: обучение ребенка категориям и умению обобщать предметы на основе значимых признаков. Формирование понятия "такая же" (картинка), "такое же".

Задача: Рассортировать картинки по коробочкам.

Оборудование: две коробочки и картинки с изображением продуктов и мебели.

Ход: Ребенок сортирует картинки по принципу "продукты" и "мебель": это едят, поэтому я положу картинку в первую коробочку. А это не едят, поэтому я положу картинку в другую коробочку. Где такое же?

Количество коробок, животных, форм и фигур, цветов, игрушек и прочих предметов со временем можно увеличить. Можно придумать много аналогичных заданий. Требования знать все слова к ребенку не предъявляется. Задача - уметь выделять существенные признаки и классифицировать предметы по ним. Это развитие аналитико-синтетических способностей у ребенка.

И снова занятие закончено. И мы снова идем... нет, не смотреть мультики. Мы идем на кухню, открываем посудомоечную машину, стиральную машину и начинаем сортировать.

Демонстрация картинок.

Пример 8. "Покажи, как"

Цель: обучение ребенка анализировать смысл картинки и демонстрировать происходящее на ней. Формирование понятия "так же".

Задача: продемонстрировать смысл картинки, выполняя инструкцию "покажи так же".

Оборудование: картинка с изображением спящей девочки.

Ход: Мы с ребенком обсуждаем картинку всеми доступными ребенку словами: девочка. Тут девочка. Давай ты (как будто бы) девочка. Как тут? Покажи, что на картинке? Девочка так? (Я стою на одной ножке) Нет. Девочка так? (Я бегаю) Нет. Девочка так? (Я ложусь на пол на спину) Да. Или так? (Я ложусь на бок). Хорошо. А глаза? (Я показываю открытые глаза). Нет. Так? (Я закрываю глаза). Да, так. А ноги? (Я показываю прямые ноги). Ребенок корректирует мою позу, ориентируясь на позу девочки с картинки. Покажи, как (лежит) девочка? На следующей картинке ребенок сам демонстрирует, что происходит.

Рис 14. Малыш демонстрирует происходящее на картинке.
Рис 14. Малыш демонстрирует происходящее на картинке.

Так же, как девочка.

3. Глаголы или действия.

Пример 9. "Идет", "спит", "ест".

Цель: обучение ребенка категориям и умению обобщать предметы на основе значимых признаков.

Моя задача - помочь ребенку увидеть в картинках действие и назвать его.

Задача ребенка - найти общее и рассортировать картинки по трем кучкам.

Оборудование: девять картинок: "мальчик идет", "мальчик спит" "мальчик ест", "девочка идет", "девочка спит", "девочка ест", "бабушка идет", "бабушка спит" и "бабушка ест".

Рис 15.
Рис 15.

Ход: Нам понадобится стол или доска с магнитами. Поскольку картинки - не игрушки, и они должны быть видны, коробочки нам уже не подойдут, поэтому классифицировать мы будем их на столе или на доске, прикрепляя картинки магнитами.

Рис 16. Неважно, где мы будем раскладывать группы картинок. Важно, чтобы их было хорошо видно.
Рис 16. Неважно, где мы будем раскладывать группы картинок. Важно, чтобы их было хорошо видно.

На картинках изображены вполне понятные ребенку вещи: люди. Мальчики, девочки и бабушки. Я предлагаю ребенку выполнить уже знакомое ребенку задание - рассортировать картинки по трем кучкам (столбикам, строчкам). Скорее всего, он рассортирует картинки по принципу людей - мальчиков в первую кучку, девочек во вторую, а бабушек в третью. Ведь это то, что ребенок видит на картинке. Малыш молодец!

Рис 17. Ребенок сгруппировал картинки по принципу, кто на них изображен и разложил столбиками. Мы не разграничиваем пространство для ребенка, предоставляя это ребенку. У него в голове своя система. Так же картинки он может разложить и в строчку. Главное, не в кучку.
Рис 17. Ребенок сгруппировал картинки по принципу, кто на них изображен и разложил столбиками. Мы не разграничиваем пространство для ребенка, предоставляя это ребенку. У него в голове своя система. Так же картинки он может разложить и в строчку. Главное, не в кучку.

Но есть вещи, которые ребенок не замечает на картинке - это действия, которые выполняют люди. Я выкладываю картинки и прошу ребенка продемонстрировать, что происходит на картинке: "Покажи, как тут?"

"Мальчик идет". Малыш встает и начинает идти по комнате. Я выкладываю перед ним несколько картинок, на которых изображены девочки и бабушки, но ни одного мальчика. Я спрашиваю: "где так же?". Малыш выбирает картинку, на которой идет девочка. Да, мальчик идет и девочка "так же", девочка идет! Все верно!

Рис 18. Кажется, ребенок увидел не только человека, но и действие.
Рис 18. Кажется, ребенок увидел не только человека, но и действие.

Итак картинки с мальчиком и с девочкой оказываются в одной кучке (столбике, строчке - неважно). Мы увидели в них общее. И это общее - действие, которое производят и мальчик, и девочка. Ребенок увидел глагол! Теперь я называю его: "идет". Тут "идет", и тут (уже знакомая фраза) так же "идет". "мальчик идет", "девочка идет", "идет" - проговариваю я слова. Я прошу продемонстрировать слово "идет". Как идет мальчик? Как идешь ты? Как иду я? Как еще можно идти? Вперед, назад, боком, задом наперед... Это все - "идет". Я снова выкладываю перед ребенком несколько картинок, на которых изображена только бабушка ("бабушка идет", "бабушка спит" и "бабушка ест") и задаю вопрос, "где "идет"?" Ребенок воспринимает инструкцию, ориентируясь уже на слово, воспринятое на слух: "Идет". Я не спрашиваю, где "так же"? Теперь ребенок ищет по моей словесной инструкции слово "идет". Он выбирает картинку "бабушка идет". Итак, три картинки со словом "идет" лежат в одной кучке (в столбике или в строчке).

Рис 19.
Рис 19.

Точно так же мы поступаем и с оставшимися картинками. У нас три кучки (в смысле столбика или строчки): со словом "идет", со словом "спит" и со словом "ест". Таким образом от понимания смысла картинки мы постепенно переходим к пониманию глагола и, наконец, к слову, а не наоборот от слова к картинке. На таких легких примерах, как "идет", "спит", "ест" это кажется неуместным, слишком простым, но, поверьте, не все слова так легко объяснить. А умение анализировать картинку пригодится ребенку в будущем.

Рис 20. Малыш прикрепляет к картинкам магниты и формирует таблицу. Теперь у малыша в голове новая система группировки картинок. На этот раз - по принципу действия.
Рис 20. Малыш прикрепляет к картинкам магниты и формирует таблицу. Теперь у малыша в голове новая система группировки картинок. На этот раз - по принципу действия.

У глухих детей сначала было не слово.

Рис 21. Почему так странно?
Рис 21. Почему так странно?

Почему "как", почему "так же", почему "такое же", почему не "что делает?". Задавая вопрос глухому ребенку "Что делает?", вы можете с тем же успехом прочитать ему весь курс русского языка, грамматики и синтаксиса. Но все же понимают, что он не поймет. Я покажу вам картинку и скажу фразу: それは何をしますか. Именно скажу фразу, а не задам вопрос. Поскольку ребенок не понимает ни фразы, ни вопросительной интонации, ни набора слов, он не поймет, что вы задали ему вопрос. И, тем более, он не поймет, какой именно вопрос ему был задан. И после этого непонимания он не поймет, как на него отвечать. Если я дам вам перевод указанной выше фразы с японского языка на русский - "что делает", и уточню, что это был вопрос, вы поймете и может быть даже ответите, ориентируясь на перевод и на картинку. Но наш ребенок не знает никакого языка! Он не знает о глаголах и не подозревает о существовании вопросов. У нег нарушены аналитико-синтетические способности. Весь мир маленького глухого ребенка представлен предметами. Поэтому перед тем, как дать ему слова-действия, мы должны расширить его сознание для этих непривычных его разуму вещей, и только потом можно дать ему слово "идет". Вопрос "что делает?" мы будем задавать ребенку намного позже, когда он накопит хотя бы небольшой глагольный словарь. У глухих детей сначала было не слово.

4. Прилагательные или признаки.

Пример 10.

Цель: Обучение сравнительному анализу и формирование понятий "большой" и "маленький".

Задача: Рассортировать большие и маленькие предметы по двум коробочкам.

Оборудование: две коробки и пары одинаковых игрушек, отличающихся по величине. Подойдут кубики или мячи одного цвета и разного размера.

Ход: Я выкладываю перед ребенком две коробки и несколько мячей и предлагаю ребенку рассортировать их по двум коробочкам. Поскольку все эти предметы мячи и мячи отличаются только размером, ребенок найдет в них только один отличительный признак - величина. И рассортирует их в две коробки - маленькие в одну коробку, а большие - в другую. Выполняя задание следует опираться на инструкцию "где такой же?"

Рис 22.
Рис 22.

После того, как ребенок разложит предметы по принципу величины, мы можем дать ему слова "большой" и "маленький".

Пример 11. Красный и синий.

Цель: Обучение сравнительному анализу и формирование понятий "красный" и "синий".

Задача: Рассортировать красные и синие предметы по двум коробочкам.

Оборудование: две коробки и пары одинаковых игрушек, отличающихся по цвету. Пусть это будут кубики.

Ход: Я выкладываю перед ребенком две коробочки и кубик. И предлагаю ребенку рассортировать их. Поскольку игрушки больше ничем не отличаются, ребенок классифицирует их по принципу цвета.

Вывод:

Теперь словарь ребенка пополнился первыми глаголами и прилагательными. Необходимо пополнять этот маленький словарик разными частями речи подобным образом. Когда малыш накопит необходимы словарь, мы можем дать ему вопросы - "какой" и "что делает?"

5. Литература:

1. Э. И. Леонгард. "Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье"

2. Э. И. Леонгард. Методическое пособие в помощь педагогам, работающим по системе Э. И. Леонгард. Москва 2009 год.

Предыдущая статья - 4.5 Этап 2. Формирование словарного запаса у глухих детей

Следующая статья - 4.7 Игры для развития словарного запаса у глухих детей

Статьи о речи и о развитии речи у глухих детей:

4.1 Речь

4.2 О развитии устной речи у глухих детей

4.3 Этап 1: Формирование первых произносительных навыков у глухих детей

4.4 Лексика. Словарный запас глухих детей

4.5 Этап 2. Формирование словарного запаса у глухих детей

4.7 Игры для развития словарного запаса у глухих детей

4.8 Этап 3. Формирование вопросно-ответной формы речи у глухих детей

4.9 Ситуативное понимание вопросов