Согласно маркетинговым исследованиям ООО «Автостат Инфо», в сентябре прошлого года российские и зарубежные грузовики разделили рынок примерно напополам. Весь год продажи непрерывно росли. К примеру, с августа по сентябрь было продано на 166 единиц больше российских грузовиков и на 621 единицу больше иномарок, чем с июля по август.
К июлю прошлого года в России насчитывалось более 2,6 миллиона единиц грузовой техники.
После сентября продажи грузовиков продолжали расти, однако неожиданно сменились лидеры. Рассказываем, кто перехватил пальму первенства и что сейчас происходит на рынке.
Что не так с «европейцами»?
Санкции жестко ударили по продажам европейских грузовиков еще весной прошлого года. Во второй половине марта Япония ввела запрет на поставки в Россию дизелей мощностью более 298 л. с., в июне — на поставку грузовиков. В первой половине апреля ЕС запретил продажи практически всей грузовой и спецтехники, прицепов и полуприцепов.
Что стало в результате:
- Volvo закрыли офисы продаж, но оставили работать фирменные СТО. Ввоз новых автомобилей и запчастей возможен по «серой» схеме — через Казахстан, Турцию и, вероятно, Армению.
- DAF и Nino прекратили поставки грузовиков в Россию. Общее между ними то, что они временно решили поддерживать гарантию уже проданных автомобилей. Разница — японцы продолжают поставлять комплектующие, а голландцы нет.
- MAN, принадлежащий Volkswagen, прекратил поставки грузовиков и комплектующих в Россию и Белоруссию. Пока что вышедшие из строя детали заменяют китайские аналоги.
- Scania полностью прекратила все поставки, параллельный импорт не рассматривается: компания тщательно отслеживает путь своей продукции.
- Mercedes-Benz прекратила поставки еще в феврале, но вернула авансы за оплаченные ранее автомобили. Заказать детали, обновить софт или получить код фирменных встроенных устройств невозможно. С «серыми» поставками через Казахстан или Турцию есть свои сложности: слишком дорого.
В целом это характеризует ситуацию по всей отрасли. Поэтому для российского рынка грузовиков осталось лишь два обходных пути — собственные автомобили и «китайцы».
Лидеры осени рынка грузовых автомобилей
В сентябре прошлого года рынок новых грузовиков вырос по сравнении с августом почти на 12 %. В таблице представлены лидеры продаж со стороны России и Китая:
Российские бренды, рост/спад продаж в процентах
Китайские бренды, рост/спад продаж в процентах
КАМАЗ — рост на 4 %
Shaanxi — рост на 2 %
ГАЗ —рост на 19 %
FAW — рост на 37 %
УРАЛ — рост на 4 %
Sitrak — рост на 147 %
МАЗ — спад на 4 %
Howo — рост на 7 %
Абсолютным лидером по продажам среди российских грузовиков стал КАМАЗ — в целом с августа по сентябрь было продано 2799 автомобилей; среди «китайцев» — Shaanxi (1102 автомобиля соответственно).
Лидеры января в грузовиках
В январе текущего года показатели продаж грузовиков в России выросли по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 10 %, но уступили показателям декабря на 35 %. При этом продажи российской техники в годовом выражении рухнули на 26 %, а продажи зарубежных грузовиков, наоборот, поднялись на 63,5 %.
Несмотря на спад продаж отечественного автогиганта, в январе он по-прежнему оставался лидером грузового рынка в России. В таблице представлены лидеры среди марок и среди моделей:
Лидирующие марки грузовиков, кол-во проданных единиц техники
Лидирующие модели грузовиков, кол-во проданных единиц техники
КамАЗ — 1771
Sitrak C7H — 659
Shacman — 997
FAW J6 — 564
Sitrak — 991
КАМАЗ-43118 — 481
FAW — 586
Shaanxi SX 325 — 415
HOWO — 499
—
Несмотря на то, что рынок грузовиков заполонили китайские автомобили, КАМАЗ по-прежнему в январе удерживал лидирующие позиции, хотя и сильно проиграл в годовом выражении и по сравнению с осенними продажами.
Лидеры февраля в грузовиках
По сравнению с февралем 2022 года, в последнем зимнем месяце текущего года в России было продано на 3 % больше грузовых автомобилей. Лидером по-прежнему остается КАМАЗ, несмотря на значительное снижение его доли на рынке — отечественной марке на пятки продолжают наступать китайские бренды. По сравнению с февралем 2022 года процент продаж КАМАЗа упал на 15,5 %. Самое большое падение было зафиксировано у российского бренда УРАЛ — на 54,1 %.
В огромном плюсе оказались китайские марки, некоторые из них отличились трехзначными числами:
- Почти на 320 % по сравнению с февралем 2022 года выросли продажи грузовиков марки Shacman.
- Продажи грузовиков автомобильного производителя FAW подскочили на примерно на 855 %.
- Доля продаж автомобилей завода HOWO подскочила на 151 %.
Эксперты рынка считают, что часть европейских брендов со временем может вернуться благодаря параллельному и «серому» импорту, новым логистическим маршрутам. Но пока что основное внимание российских компаний приковано к КАМАЗу и «китайцам».
Компания Точка-Точка https://dot-dot.ru Быстро заказать грузопервозку