Пилоты объясняют - не сможете. А авиационные эксперты говорят, что это происходит только в ваших голливудских боевиках
Представьте: вы находитесь в полете, и вдруг узнаете, что пилоты заболели и больше не могут управлять самолетом. По системе громкой связи раздается голос, который просит добровольца пройти в кабину пилотов и помочь посадить самолет. У вас нет опыта, но вы видели фильм “Самолет!” и “Змеи в самолете”. Возможно, у вас дома есть симулятор полета от Microsoft. Вы отстегиваете ремень безопасности и направляетесь к кабине пилотов, пассажиры с надеждой смотрят на вас.
Держись, герой. Может надо вернуться на свое место и подумать о реальности происходящего?
“Вероятность того, что кто-то справится с этим, равна нулю”, - сказал Patrick Smith, пилот пассажирской авиации и основатель блога Ask the Pilot. “Неужели люди думают, что смогут провести операцию по пересадке почки? Нет. Тогда почему они думают, что могут посадить самолет?”
Медицинское название этого типа необоснованной бравады - эффект Даннинга-Крюгера. Это объясняет результаты опроса YouGov, проведенного в январе. Из 20 063 взрослых людей, опрошенных в Соединенных Штатах, почти треть сказали, что они “в некоторой степени уверены” или “очень уверены” в том, что смогут безопасно посадить пассажирский самолет в чрезвычайной ситуации, полагаясь только на помощь с земли.
Среди тех, кто ответил, что сможет это сделать, оказалась половина участвовавших в опросе мужчин и 20 процентов женщин.
В прошлом году исследование, проведенное в Университете Вайкато в Новой Зеландии, использовало аналогичный подход для изучения чрезмерной уверенности.
Исследователи спросили 780 человек, смогут ли они посадить небольшой пригородный самолет “без жертв” или "так же хорошо, как пилот”, если бы вдруг член экипажа стал недееспособным, и они остались единственным человеком на борту. Участники с действующей лицензией пилота были исключены из исследования.
Организаторы теста показали половине добровольцев четырехминутное видео, на котором пилоты сажают самолет. На видео не были видны руки пилота. Один из ветеранов Air New Zealand назвал видео “на 100 процентов бесполезным” в качестве учебного пособия, и непонятно, в чем был смысл. Другая половина не смотрела этого видео.
Члены обеих групп утверждали, что смогут безопасно посадить самолет, но люди, которые смотрели видео, были уверены сильнее, чем те, которые его не видели. Мужчины также были более уверены в себе, чем женщины.
«Хотя наше видео не было предназначено для обучения, тот факт, что мы выбрали задание, с которым участники не встречались ранее, дает основания предположить, что у людей могли развиться недостаточные представления о том, как посадить самолет ", - заключили исследователи.
Увы, ваше эго - это не лицензия на управление летательным аппаратом.
John J. Nance опытный капитан и авиационный аналитик, сказал, что вероятность того, что новичок будет успешно управлять самолетом, “возможна, но маловероятна. Многое факторы должны совпасть”.
Для начала пассажир должен получить доступ в кабину пилотов, которая после терактов 11 сентября стала крепостью для желающих в нее попасть. Оказавшись внутри, вам нужно будет отрегулировать кресло так, чтобы вы могли дотянуться до педалей управления. Если вы случайно отключите автопилот, “тогда у вас возникнут серьезные проблемы”, - сказал он.
Следующий вопрос - найти гарнитуру, если ее нет на голове отключившегося пилота. Как только она будет найдена, вы должны обратиться за помощью в управление воздушного движения. John J. Nance сказал, что одна из самых больших ошибок новичков - держать нажатой кнопку после произнесения своих слов и ожидания ответа.
“Я не могу говорить с вами, если вы держите кнопку”, - сказал он.
Определить нужную радиочастоту может оказаться не так легко. Ваши перспективы улучшатся, если вы запомните частоту экстренной помощи: 121,5. При условии, конечно, что вы сможете определить радиоприемник и микрофон правильно настроен. Patrick Smith сказал, что основная роль авиадиспетчеров заключается в том, чтобы направлять пилотов в аэропорты; они, как правило, не имеют квалификации для поэтапного снижения. Тем не менее, они могут найти кого-то, кто поможет сделать это, как это было в 2009 году.
Тогда во время рейса умер пилот King Air из Флориды в Миссисипи. Пассажир Doug White имел сертификат частного пилота и и опыт самостоятельного управления одномоторной Cessna. К сожалению, он не был знаком с двухмоторным турбовинтовым самолетом, перевозившим его семью из четырех человек. Авиадиспетчеры нашли инструктора по полетам с опытом работы в King Air, который помог Doug White с высоты 3,5 тыс. метров сесть приземлиться в аэропорту Форт-Майерс во Флориде.
“Но у вас может не оказаться диспетчера, который знает ваш самолет”, - сказал John J. Nance. “Да и в поисках подходящего специалиста есть большой риск”.
Когда самолет стабилизируется, проблемы не исчезнут. Вы не можете оставаться в воздухе вечно, особенно когда запас топлива на исходе. Необходимо садиться. Чтобы приземлиться, необходимо подготовить самолет - отрегулировать параметры высоты и мощности, а также развернуть закрылки, предкрылки и шасси.
“Даже если вы все сделали идеально, вы приближаетесь к взлетно-посадочной полосе со скоростью более 250 км в час и снижаетесь со скоростью более 300 метров в минуту”, - сказал Michael McCormick, доцент кафедры организации воздушного движения университета Эмбри-Риддл во Флориде. “У вас должны быть железные нервы, чтобы совершить такой подход. Земля приближается очень быстро”.
В новейшей истории ни один современный лайнер не терял одновременно обоих пилотов. “Два члена экипажа выведены из строя? Я никогда не слышал, чтобы такое происходило”, - сказал Brett Venhuizen, заведующий кафедрой авиации Университета Северной Дакоты.
“Реальность такова, что многие пилоты не заняты во время полета”, - сказал John J. Nance
Чтобы стать пилотом авиакомпании, требуются годы обучения (более пяти) и сотни часов налета (не менее 1,5 тыс.). Студенты должны получить сертификат частного пилота, оценку полета по приборам, сертификат коммерческого пилота, оценку полета с несколькими двигателями и сертификат летного инструктора. Последний шаг - это оценка, которую пилот получает за конкретную модель самолета.
“В этом процессе нет простого и короткого пути”, - сказал Michael McCormick.
Идея о том, что необученный пассажир сажает самолет, не является полным вымыслом Голливуда. В мае прошлого года житель Флориды возвращался домой с рыбалки на Багамах, когда пилоту одномоторной Cessna 208 стало плохо. Под руководством авиадиспетчера и инструктора Darren Harrison благополучно приземлился в аэропорту Палм-Бич.
Michael McCormick говорит, что шансы посадить небольшой самолет намного выше, чем большой реактивный лайнер, который летит в два раза быстрее. “Чем больше и быстрее самолет, тем менее вероятным это становится”, - сказал он.
Всем, кто утверждает, что может посадить самолет без опыта, в воображаемом или реальном сценарии, Brett Venhuizen советует “пойти попробовать это сделать на симуляторе”.
Источник: The Washington Post
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Flying Magazine: Самолет приземлился на вертолетной площадке отеля Бурдж аль-Араб