Жили ведь когда-то умные люди! Додумались до фразы «memento mori». И ведь то была не просто крылатая фраза, а некий жизненный принцип. Я это вовсе не к тому, что теперь умных людей нет. Все примерно поровну - что в древности, что сейчас. Ведь и среди древних нашлись такие, которыенаоборот утверждали, что, дескать, смерть человека — конец всему, мол, прах останется и по ветру разлетится. Чушь, конечно, полная. Ни на физическом, ни на метафизическом уровнях бытие человека не ограничивается фактом смерти. О метафизическом говорить не будем. Не для того мы здесь собираемся, чтобы отвлеченные беседы вести. Может, для этой темы отдельный блог заведу… Я больше о мирском, о материальном беспокоюсь. И не только я. Все больше граждан озабочиваются распоряжением имуществом после смерти. Думаю, сообщением о том, что количество удостоверенных завещаний год от года только возрастает, я вас не сильно удивлю. Само по себе завещание — дело привычное. А вот ситуации у людей бывают очень разные, так что намерение оставить наследникам некое имущество, даже облеченное в ясно выраженную волю иногда попадает в зависимость от добросовестности участников. Вот смотрите, заходила к нам пожилая пара.
- Мы, - говорят, - гражданские супруги, много лет живем вместе и расписываться уже не хотим. Недавно приобрели квартиру в совместную собственность в равных долях и хотели бы завещать ее детям.
- Тут нет никаких сложностей, уважаемые, - нотариус мой говорит. - Составьте соответствующее завещание. Кроме того, дети и по закону являются наследниками первой очереди…
- Вопрос в том, чьи дети… - мужчина говорит.
- Прошу прощения, не понял вас?
- Дело в том, - поясняет женщина, - что у меня ребенок от первого брака и у супруга ребенок от первого брака. Оба они уже совершеннолетние, опекунство ни я над пасынком не оформляла, ни супруг над падчерицей. То есть, насколько я понимаю, по закону мой пасынок - мне посторонний человек, как и моя дочь - для моего супруга?
- По закону — так, - нотариус подтверждает.
- Еще такой нюанс, - мужчина добавляет. - Мы бы не хотели прямо сейчас на детей писать завещание. Видите ли, живем мы счастливо, но вовсе не факт, что умрем в один день. И нам обоим очень не хотелось бы, чтобы переживший супруг испытывал сложности с наследниками. Ведь если я первым умру, мой сын будет законным наследником ½ доли нашей квартиры? И мне бы очень не хотелось, чтобы после моей смерти у него с моей женой были бы имущественные споры.
- Так же и с моей стороны, - говорит женщина. - Кто из нас первым уйдет, неизвестно, а вот проблемы могут быть совершенно идентичные.
- Тут вы тоже правы, - нотариус подтверждает. - Вопрос с наследованием между собой вы решить можете достаточно просто: составляете завещание, в котором переживший супруг объявляется наследником принадлежавшей умершему доли, и все. А вот как дальше все будет разворачиваться, целиком зависит от воли пережившего супруга.
- Что вы имеет в виду?
- Вот смотрите: переживший супруг становится единственным владельцем квартиры, - поясняет нотариус. - Теперь своим имуществом он вправе распоряжаться по своему усмотрению. Касательно вашей ситуации… Если он умрет, не оставив завещания, то наследником по закону будет только его ребенок. А вот завещание… Словом, никто не сможет его заставить завещать имущество в равных долях между своим ребенком и ребенком умершего ранее супруга. Это вопрос только вашего взаимного доверия и добросовестности.
Конечно, мой прогноз при взгляде на эту пару — обо всем они договорятся и данные обещания выполнят. По крайней мере, сейчас я их такими вижу, а уж там — видно будет. Словом, дорогие мои, нотариат и юриспруденция — это хорошо и удобно, но личную совесть они не заменяют.