Найти тему

Как помочь детям найти друзей в новой стране

Stavrialena Gontzou
Stavrialena Gontzou

"Мы здесь новенькие, хотели бы познакомиться и погулять с приятными людьми — мама и дружелюбный спокойный мальчик пяти лет."

"Мы недавно переехали, ищем друзей для девочки 7 лет и мальчика 9 лет. Дети любят Лего и аттракционы."

Подобными объявлениями пестрят родительские группы в любой стране. Не успев разобрать чемоданы, люди начинают искать близких по духу людей, чтобы почувствовать себя хотя бы чуточку как дома. А родители, обеспокоенные душевным состоянием вырванных из привычной жизни детей, часто начинают "готовить почву" и искать компанию еще до переезда. Психолог Варвара Шестан рассказала о том, что поиск друзей — это лишь верхушка айсберга адаптации. Есть еще множество вещей, о которых стоит задуматься родителям.

*******

Поиск друзей в новой стране — это не цель, а один из ингредиентов
адаптации.

При переезде в другую страну все члены семьи должны спланировать, подготовить, решить, выполнить большое количество задач. К сожалению, по приезду забот не убавляется. Наряду с устройством жилья, поиском продуктовых, регистрации,
оформлением медстраховки или посещения детского сада/школы желательно не забыть про себя, сделать паузу и понять, как вы и семья переживаете пришедшие изменения.

Особенно важно обратить внимание на то, как это переживают дети. Несмотря на пластичную детскую психику, изменения — это нагрузка, с которой ребёнок будет справляться, как сможет, если родитель не
поможет, не предложит, не подскажет и не поддержит.

В начале работы с недавно переехавшими на новое место семьями я сталкиваюсь с переживаниями, объединяющими большую часть родителей: сможет ли ребёнок хорошо учиться в школе? Как ему быстрее освоить язык? Как сделать переезд менее болезненным или незаметным для ребёнка? Как поддерживать интересы, которые были дома: секции и хобби? Как ему быстрее освоиться и найти друзей?

Это замечательно, когда родители переживают за ребёнка, когда они признают, что он тоже чувствует, замечает и реагирует на происходящее. К сожалению, даже с лучшими намерениями можно допустить ошибки. Самые популярные из них это:

1. Быстренько создать все «привычные» условия для ребёнка и опустить его в рутину школы, хобби — как дома, как будто ничего не произошло и семья никуда не переехала.

2. Держать ребёнка при себе, чтобы не оставлять его наедине со своими переживаниями. Желательно находиться только среди своих земляков и их детей. Радоваться тому, как стало хорошо жить, или расстраиваться от того, что в новом месте всё по-другому, и зря мы переехали. Т.е максимально изолировать ребёнка от новой среды, парализовать его возможность переживать и оградить от любого опыта эмиграции.

3. «Сбросить» ребёнка в новую среду, где он самостоятельно будет со всем разбираться. Не обращая внимания на то, что вы сами до сих пор не записались на языковые курсы, а младший член семьи должен взаимодействовать и осваивать новую обучающую программу на другом языке.

Важно помнить, что для вступления и поддержания отношений, например дружеских, необходимо быть в определенном эмоциональном состоянии, иметь силы для прохождения всех уровней социального взаимодействия. Поэтому недостаточно помогать искать друзей своему ребёнку. Ведь дружба — это одна из составляющих адаптации, а не конечная цель. Как родитель может этому поспособствовать:


1. Всей семьей быть любопытными, признательными и благодарными. Например, вместе перечисляйте, какие новые возможности перед вами открыл переезд.

2. Оказывать поддержку: «Давай, ты попробуешь ещё раз?»

3. Не ограничивать круг общения только членами своей семьи. Адаптация будет проходить успешнее, если ребёнок будет общаться как с местными, так и с другими детьми-мигрантами.

4. Не скрывать реальное положение дел. Например, что на изменения необходимо время, что адаптация проходит несколько стадий вне зависимости от причины миграции и что всё это может сопровождаться переживаниями разных эмоций.

5. Проявлять честность и заботу. Прежде всего — честность и забота о себе, чтобы у вас были силы на честность и заботу о детях.

6. Поддерживать контакт с друзьями и домом.

7. Предлагать и помогать организовывать активности после детского сада или школы.
6. Стать примером. Например, вы общаетесь с новыми людьми на новом языке. Потом делитесь, как вы переживали, но как же рады, что вы пробовали.

!Помните, что дети наполняются предрассудками и убеждениями своих родителей. Это так же касается отношения к национальности, религии, этносу. Хуже всего, когда взрослые сами не понимают отличий и своё невежество в этом вопросе передают детям!

Автор: Варвара Шестан, семейный терапевт, специалист по межкультурному взаимодействию и член профессионального сообщества психологов Германии

Фотография: Stavrialena Gontzou, Unsplash