Нет, ну, правда, был такой пароход, про который в 1933 году некоторые севастопольские шутники говорили: "Самый длинный пароход на Черном море, это "Харьков": у него корма в Севастополе, нос в Константинополе.
Ну, а если кроме шуток, то был когда-то такой пароход. Это не пароход "Доброфлота" английской постройки 1900 года. Тот в ноябре 1920 г. ушел за границу при эвакуации армии Врангеля из Крыма. К апрелю 1921 г. был передан (временно) лондонской торгово-промышленной корпорации London Steamship & Trading Co Ltd и получил название "Raethoria", и не послевоенный транспорт типа "Большая "Волга""
Речь пойдет о бывшем немецком пароходе "Anhalt", построенном в 1914 году (буквально накануне Первой Мировой). Все, давайте по порядку.
Построен он по правилам Germanische Lloyd на верфи "Bremer Vulkan Schiffbau und Maschinenfabrik» (седьмое судно в серии судов типа типа "Rheinland").
Тип судна: пароход, сухогруз. Конструктивный тип: двухпалубное, шельтердечное, одновинтовое, с двумя надстройками длиной 26,64 м и 7,54 м, с двойным дном.
Валовая вместимость: 6589 рег.т Чистая вместимость: 3999 рег.т Дедвейт: 11390 т Водоизмещение: 16300 т
Длина: 149,68 м Ширина: 18,04 м Высота борта: 11,95 м осадка мин/макс: 2,71/8,18 м Тип ГД: паровая машина тройного расширения (1914, Bremer Vulkan SB & MF, Бремен/Фегезак, Германия) Мощность ГД: 4000 л.с.
Скорость: 10,0/12,0 уз. Количество грузовых трюмов: 6
Общая вместимость трюмов и твиндеков: 15307 куб.м (киповая), 16840 куб.м (насыпью) Количество грузовых стрел: 22
Грузоподъёмность стрел: 13 х 3,0 т, 6 х 5,0 т, 2 х 10,0 т, 1 х 30,0 т
С постройки работал на линии между портами Германии и Австралии. Участвовал в военных перевозках во время Первой мировой войны. В 1918 году реквизирован и работал на Министерство военного транспорта Великобритании. В 1921 году продан компании Hogarth Shipping Co Ltd (порт приписки . Ardrossan, гэльск. Aird Rosain), которая тут же перепродала его испанцам, которые переименовали его в Aya-Mendi (порт приписки Бильбао). В 1925-м его выкупили немцы, вернувшие ему прежнее имя.
В связи с тем, что на рынке разразился Мировой кризис (а, Стране Советов нужны были корабли) он был куплен (относительно недорого) СССР, и получил имя "Харьков" (ГП «Черноморско-азовское морское пароходство», Капитан В.Э.Цильке,тот самый, легендарный, что командовал "Курском" в рейсах в Испанию и "Донбассом" в составе конвоев).
В начале марта 1933-го года, приняв на борт в Одесском порту около 9000 основном зерна и бобовых, п/х «Харьков» вышел в рейс имея пункт назначение Лондон.
Утром, когда «Харьков» должен был войти в Босфор, выдалось туманным, штормило. Мастер (капитан) вел судно по счислению. Как там говорит морская "белая кость"? "Я вел судно по курсу, но МЫ сели на мель!" В общем, штурман на небольшом переходе "маханул" на 20 миль, и судно выскочило на камни у мыса Кара-Бурну, не дойдя до Босфора 19 (с небольшим) миль. Это место в шутку зовут "ложным Босфором" (это как раз там, где Турция канал строить собралась).
Естественно, капитан попытался исправить положение сам (но зря). Шел он со скоростью 12 узлов. а камни тв этом районе острые. Работая машиной на задний ход, ему сняться не удалось. От помощи турецкого спасателя отказались (а, зря). Вызвали свои спасательные корабли. Когда подошли наши спасатели (ледокол «Торос», суда «Восток», «Черноморец», «Земляк», «Райкомвод» на борту которых находилась партия ЭПРОН во главе с водолазным специалистом В.И.Повадиным и инженером Е.Е.Вагнером), судно разорвало на две части. Рассказывают про какой-то 9-бальный шторм (которого по сводкам погоды не было). Шторм тут не при чем, зерно и бобовые разбухли и порвали судно на две части. В двух других трюмах крышки лежали поверх горок из разбухшего зерна.
Вот тогда-то и родилась эта "хохмочка".
Хохма-хохмой, но специалисты ЭПРОН провели уникальную операцию. Загерметизировав кормовую часть, они отбуксировали ее в Севастополь, а, затем, разгрузив нос, они сняли его с камней, и отвели ее в Стамбул. На стамбульском заводе загерметизировали пробоины в носовой части, подкрепили переборки, затем отбуксировали носовую часть в Севастополь. Специалисты Севастопольского морского завода стали авторами и исполнителями смелого, уникального проекта восстановления «Харькова». Впервые в мировой практике обе оконечности судна были в сухом доке отцентрованы, а затем с помощью электросварки соединены. Из дока вышел целый воскрешенный пароход, получив все необходимые документы Регистра СССР."
Но, это только половина истории ...