Найти тему

О рыбе и конфликтах: простые решения сложных проблем

— Тренер, нам нужен тренинг эффективной коммуникации. Сотрудники отдела продаж переругались между собой, делят клиентов, отказываются друг с другом работать.

Надо научить их эффективно взаимодействовать и донести, что личные отношения нужно оставлять вне офиса.

— Вы знаете, простые решения сложных проблем всегда возникают первыми.

Болит голова — пьем обезболивающее.

А ведь головная боль может быть вызвана десятками причин: от проблем с давлением и детских травм до инфекции и психосоматики, и бездумный прием обезбола может загнать настоящую болячку вглубь, до момента, когда, кроме ампутации, ничего не поможет.

Автор: Алексей Урванцев — эксперт кафедры «Системные продажи» Академии социальных технологий, эксперт по деловой риторике в продажах, HR и переговорах.

Фото: master1305, Freepik
Фото: master1305, Freepik

Сотрудники конфликтуют — давайте проведем тренинг, и конфликты прекратятся?

Да, но нет. Судя по описанию проблемы, вероятнее, что тренинг будет бесполезен.

Почему? По опыту, конфликты в отделе продаж чаще возникают не из-за дефицита навыков общения. Это все-таки отдел продаж, а не грузчики со склада. Если сотрудник отработал в продажах больше года, значит, навыки общения у него выше, чем на двоечку.

Конфликты — симптом, а настоящая причина «болезни» — глубже.

Сильнее всего конфликты провоцирует устаревшая неэффективная структура работы. Система всегда сильнее живого человека. Если система работы создает конфликт интересов и заставляет конкурировать за дефицитный ресурс (теплых клиентов, например), то и начинать устранять проблему нужно с главной причины, то есть с изменения технологии.

Нравится это кому-то или нет, но конфликт интересов изменением стиля коммуникации не решается, а только загоняется вглубь.

В моей практике иногда внедрение простого нового правила распределения клиентов естественным образом легко прекращало застарелые конфликты без всяких тренингов.

Фото: master1305, Freepik
Фото: master1305, Freepik

И наоборот: отличный тренинг по коммуникациям, проведенный без учета системных факторов, снижал напряженность только на короткое время, после чего ругань возобновлялась с новой силой.

Вы вообще представляете, что может начаться в отделе, когда сотрудники получат новое «оружие» — профессиональные навыки аргументации, управления конфликтом и работы с возражениями, например, а предмет конкуренции останется?

Подытожу. Я бы рекомендовал начать с диагностики системных причин проблемы и консультирования руководителей. Очень вероятно, после изменения системы работы тренинг станет просто не нужен.

Так с чего там начинает портиться любая рыба?