Найти в Дзене
МотоКлассика

ЯПОНСКИЕ ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОНЫ

Ранняя история Harley-Davidson в Японии малоизвестна , но сложные отношения с его экспортным рынком в 1920-х годах завораживают. Отношения между Motor Co. и ее японской дочерней компанией стали очень напряженными в 1930-х годах, когда Япония превратилась в агрессивную имперскую державу с милитаризованной, националистической и протекционистской политической системой.

Барон Кишичуро Окура, будучи студентом Тринити-колледжа Кембриджского университета, принял участие в самой первой гонке в Бруклендсе в 1907 году. Он управлял 120-сильным FIAT и занял второе место в гонке! Окура был первым (неофициальным) импортером Harley-Davidson в Японию. [Британская библиотека]
Барон Кишичуро Окура, будучи студентом Тринити-колледжа Кембриджского университета, принял участие в самой первой гонке в Бруклендсе в 1907 году. Он управлял 120-сильным FIAT и занял второе место в гонке! Окура был первым (неофициальным) импортером Harley-Davidson в Японию. [Британская библиотека]

Harley-Davidsons впервые начали проникать в Японию в 1912 году, когда японская армия закупила небольшой контингент машин для изучения, но, как ни странно, они никогда не запрашивали запчасти. Дополнительные машины были заказаны в 1922 году токийской импортной компанией Nippon Jidoshe KK, возглавляемой бароном Кишичиро Окура, который была одной из первых, кто импортировал мотоциклы в Японию. Окура отлично говорил по-английски, так как получил образование в Тринити-колледже в Кембридже: он даже участвовал в самой первой автомобильной гонке в Бруклендсе в 1907 году, где занял 2-е место! Компания Окуры заказала несколько Harley модели J в 1922 году и еще несколько десятков в следующие два года, но также никогда не покупала запчасти на мотоциклы, что сбивало с толку руководство HD.

-2

Эти заказы, а также крупный заказ из Внешней Монголии, также без дополнения к запчастям, побудили HD отправить Альфреда Рича Чайлда, чтобы разобраться с ситуацией в Японии в 1924 году.

Альфред Рич Чайлд в начале 1920-х годов
Альфред Рич Чайлд в начале 1920-х годов

Переговоры с бароном Окура (полуофициальным импортером) о создании надлежащей схемы импорта HD не увенчались успехом, но, находясь в Японии, Чайлд подружился с Гэндзиро Фукуи, получившим образование в США и богатым основателем престижной фармацевтической компании Sankyo. Фукуи руководил импортно-экспортным подразделением Sankyo, Koto Trading Co., которое продавало контрабандные импортные Harley, привезенные в Японию из Внешней Монголии и проданные под носом у барона Окура.

-4

Поскольку к этому моменту сотрудничество между Чайлдом и Окурой не была потеряна, а дружба между Чайлдом и Фукуи расцвела, компания Koto Trading Co. Фукуи успешно организовала импорт и продажу Harley-Davidson, естественно Альфред Чайлд объединил свои усилия. с Фукуи. В 1924 году они основали японскую компанию по продаже мотоциклов Harley Davidson, при этом Фукуи / Санкё предоставил инвестиционный капитал, а Чайлд стал управляющим директором, чья «доля» составила 5% от валовых продаж в Японии. Их первоначальный заказ включал 350 H-D, каждый с коляской (трехколесные мотоциклы оказались чрезвычайно полезными в качестве транспортных средств общего назначения в Японии после Великого землетрясения Канто 1923 года).), плюс 20 000 долларов на запчасти и 3000 долларов на заводские инструменты для ремонта. Поскольку у Sankyo уже были фармацевтические контракты со всеми подразделениями японских вооруженных сил, Harleys внезапно потребовались для выполнения всевозможных полицейских, военных и имперских эскортных функций. Новое предприятие было очень успешным, продавая около 2000 мотоциклов в год.

После великого землетрясения в Токио в 1923 году трехколесные транспортные средства были лучшим средством передвижения по сложным дорогам и городам Японии, и многие производители построили специальные шасси для всевозможных легковых и коммунальных машин.  Harley Davidson VL ок. 1934 год.
После великого землетрясения в Токио в 1923 году трехколесные транспортные средства были лучшим средством передвижения по сложным дорогам и городам Японии, и многие производители построили специальные шасси для всевозможных легковых и коммунальных машин. Harley Davidson VL ок. 1934 год.

Как и американский головной завод, HD Japan наняла профессионального мотогонщика Кавамаду Казуо (который позже стал президентом Orient Motors) после того, как Альфред Чайлд наблюдал, как он выиграл гонку 350сс в Наруо в 1925 году, заняв 4-е место в гонке 1200сс на своем Harley.  «Американец подошел и ударил меня по плечу. «Не хотели бы вы работать в офисе продаж Harley-Davidson?» он спросил. Я в шутку ответил: «Вы будете платить мне 100 иен в месяц?»

В то время месячная зарплата в частном университете составляла 28 иен… Альфред Чайлд сказал: «В зависимости от ваших результатов мы согласны платить вам 100 иен в месяц», и я пдал согласие. Неделю спустя я выиграл первый приз в гонке Shinshu Matsumoto City Race на 1200-кубовом Harley Davidson, и они действительно заплатили мне 100 иен…»

Harley Davidson «Rikuo», японская версия модели Harley-Davidson VL объемом 1200 куб. см [Ивататэ]
Harley Davidson «Rikuo», японская версия модели Harley-Davidson VL объемом 1200 куб. см [Ивататэ]

После глобального экономического краха 1929 года иена обесценилась вдвое; это в сочетании с новыми импортными тарифами сделало ввоз любых автомобилей иностранного производства практически невозможным. Когда цена на Harley Davidson внезапно выросла более чем в два раза, Чайлд решил, что единственное будущее для Harley в Японии — предоставить лицензию на прямое производство H-D японской компании. В 1929 году он отплыл в Милуоки с представителем Sankyo Co, чтобы обсудить сделку. Это ошеломило руководство Harley-Davidson, которое предоставило HDMSCoJ эксклюзивные права на производство мотоциклов HD и запасных частей в Японии. Этот предполагаемый платеж в размере 75 000 долларов от Sankyo в худший год Великой депрессии, вероятно, спас Harley-Davidson от банкротства и оставался секретом компании на протяжении поколений.

Специально изготовленный на заводе Harley Davidson шоссейный гоночный мотоцикл, созданный только для Японии, с двигателем OHV объемом 500 куб.
Специально изготовленный на заводе Harley Davidson шоссейный гоночный мотоцикл, созданный только для Японии, с двигателем OHV объемом 500 куб.

В обмен на эти права Чайлдс пообещал никогда не продавать Harley японского производства или запасные части за пределы Японии . Чайлдс привез с собой в Японию ветерана мотоциклетной промышленности и сотрудника HD Фреда Барра, чтобы основать новый завод в  Синагава (Токио) , используя инструменты HD, процессы и чертежи для изготовления деталей и машин в соответствии с точными спецификациями. . Производство началось в 1932 году, и об этом уникальном соглашении никогда не упоминалось в американской прессе, и оно не обсуждалось публично Harley Davidson до 1980-х годов.

Альфред Р. Чайлд с одной из первых моделей EL «Knucklehead», импортированных в Японию в 1936 году [Sucher]
Альфред Р. Чайлд с одной из первых моделей EL «Knucklehead», импортированных в Японию в 1936 году [Sucher]

Первые японские Harley-Davidson были построены в 1935 году, 1200-кубовая модель «VL» и получила торговую марку Harley Davidson «Rikuo» (Road King). Их заказчиком №1 были японские военные, которые быстро расширяли свой арсенал в условиях агрессивной имперской политики. Осложнения возникли в 1936 году, когда HD отправила прототип модели EL «Knucklehead» для испытаний в Японию, и домашний завод потребовал от HD Japan более высоких лицензионных сборов. Проехав 400 миль на Knuck, сын Альфреда Чайлдса Ричард почувствовал, что машина не подходит для японского рынка и не готова к производству. Sankyo была недовольна как лицензионным давлением, так и новым мотоциклом, поэтому компания отправила своего представителя в Нью-Йорке, г-на Кусанобу, в HD Board в Милуоки. Он жаловался на комиссию Чайлдса в размере 5% (что сделало его богатым человеком) и повышенные лицензионные сборы и настаивал на исключении Чайлдса из Совета, иначе Sankyo прекратит финансирование импорта HD в Японию. Не только это, но и существующая линейка машин с коляской теперь будет продаваться просто как «Rikuo», и Harley больше не будет выплачиваться лицензионный сбор. В 1936 году Rikuo переродилась в независимую марку, не имеющую никакого отношения к Harley-Davidson, за исключением дизайна. В качестве компенсации за потерю Чайлдсом прибыльного бизнеса Harley-Davidson сделал его эксклюзивным импортером HD в Азии (Япония, Корея, Северный Китай и Маньчжурия): в конце концов, благодаря сделке 1929 года он спас компанию. Не только это, но и существующая линейка машин с боковым прицепом теперь будет продаваться просто как «Rikuo», и Harley больше не будет выплачиваться лицензия.

Японский императорский флот Рикуо, 1937 год, часть специального десанта, захватившего Шанхай.
Японский императорский флот Рикуо, 1937 год, часть специального десанта, захватившего Шанхай.

Японские военные усилили контроль как над правительством, так и над промышленностью, соглашения с иностранными компаниями, управляющими заводами на японской земле, были аннулированы. Военные поощряли и поддерживали другие фабрики в производстве HD-копий без уплаты лицензионных сборов HD. Японские компании Kurogane, Aikou, Toko Kogyo и SSD производили клоны HD к 1937 году, причем продукция предназначалась почти исключительно для военных. В августе 1937 года Япония вторглась в Китай, и Альфреду Р. Чайлду было приказано немедленно покинуть Японию. Он мог бы потерять все, если бы его друг г-н Фукуи не купил бизнес и его оставшиеся акции HD. Rikuo произвел 18 000 моделей «VL» до 1942 года, что примерно столько же, сколько производство той же модели Harley-Davidson! В 1942 году Rikuo переключился на производство торпед, но после войны, в 1947 году, они возобновили производство старой 750-кубовой модели WL с боковым прицепом, а в 1950 году возобновили производство 1200-кубового .

Во время битвы за Шанхай в 1937 году несколько колясок Rikuo использовались в качестве пулеметных платформ. Обратите внимание на регистрацию дальней машины в 1936 году.
Во время битвы за Шанхай в 1937 году несколько колясок Rikuo использовались в качестве пулеметных платформ. Обратите внимание на регистрацию дальней машины в 1936 году.

–  « Век японских мотоциклов» Дидье Ганно и Франсуа-Мари Дюма, которая на сегодняшний день является единственной всеобъемлющей книгой на английском языке, охватывающей все годы японской мотоциклетной промышленности.

«Японские мотоциклетные войны» Джеффри Александра

«Harley Davidson» Гарри Сачера