Найти в Дзене
Мысли

Подростки и тайм-менеджмент : практическое руководство по планированию для подростков в возрасте 16-18 лет

Здравствуйте! Изучив статьи в Интернете по теме "тайм-менеджмент" я выявила следующие проблемы :

1. Как правило, большинство материала уже устарело.

2. Так как тема касается подростков, большинство статей не учитывают особенности подросткового возраста, соответственно, как правило, дают малоэффективные инструменты и не рассматривают систему в целом.

На основе этих противоречий я подготовила практико-ориентированный материал с приложениями, который поможет рассмотреть свою жизнь и планирование своего времени с "другого угла".

Приятного чтения! Мне будет приятно, если вы порекомендуете статью знакомым и напишите комментарий :).

Содержание работы :

1. Особенности подросткового возраста и причины прокрастинации.

2. План действий для анализа.

3. Инструменты тайм-менеджмента для повседневной жизни.

4. Дисциплина как основа основ.

1. Особенности подросткового возраста и причины прокрастинации.

Подростки - группа лиц, обладающая неустойчивой психикой. В вопросе прокрастинации взрослые склонны себя контролировать, так как у них есть определенные обязанности : работа, домашние обязательства, забота о детях и прочее. Подростки не обременены такой ответственностью, соответственно, они больше всего склонны к прокрастинации. По статистике American Psychological Association прокрастинируют 87% учащихся. Чаще всего подростки отвлекаются на гаджеты, телевизор, социальные сети и фильмы.

Основная причина прокрастинации - дофамин. Почему мы "прилипаем" к смартфону? Все просто - материал в социальных сетях стимулирует выработку дофамина (гормона удовольствия). Весьма логично, что вместо работы наш мозг выбирает удовольствие. Есть тенденция брать дофаминовое голодание - не пользоваться гаджетом сутки, отказаться от чего-то на какой-то период. Стабильно отказываюсь от чего-нибудь и со временем полюбила эту практику, поэтому могу рекомендовать, определенный эффект от нее есть.

2. План действий для анализа.

Так, с прокрастинацией разобрались. Возражение, которое я встречаю не менее часто - внедрение инструментов тайм-менеджмента в повседневную жизнь. "Я начинаю, 2-3 дня пробую, а потом бросаю". Чтобы такого не происходило, я разработала такой план. Он помогает проанализировать себя, выявить возможные сложности при дальнейшем планировании.

Майнд-карта "Тайм-менеджмент"
Майнд-карта "Тайм-менеджмент"

Карта “Тайм-менеджмент”, которая была разработана мной, показывает состав тайм-менеджмента как структуры в целом, что дает понимание того, что тайм-менеджмент - это не только инструменты планирования.

2.1 Постановка цели

Постановка цели является приоритетной задачей в аспекте тайм-менеджмента. Чтобы эффективно планировать дни, необходимо понимать, к чему ты стремишься. Для постановки цели вывели специальную формулу - “SMART” (аббревиатура от слов specific – конкретный; measurable – измеримый; attainable – достижимый; relevant – значимый; time-bounded – соотносимый с конкретным сроком). Разберем подробнее каждый из аспектов.

S - specific (конкретный). Цель по системе SMART должна быть ясной, учитывать специфику, актуальной и имеющей отношение к делу. Стоит задать себе вопрос : что именно мы хотим достичь/улучшить/изменить?

М - measurable (измеримый). Здесь нужно обозначить число. Числовое определение, количество в абсолютном или процентном виде. Здесь стоит задать себе вопрос : Какие результаты покажут завершение цели? Сколько и чего мы хотим приобрести? Какие факты подтвердят, что цель по SMART оказалась достигнута?

А - attainable (достижимый). Заявленные в подходе SMART цели должны быть одновременно и достижимы, и амбициозны. Даже несколько на грани возможностей. В этом аспекте важно учитывать имеющиеся у вас ресурсы и навыки. Вопросы для размышления над этим аспектом : Сможем ли мы достичь эту цель по SMART? Не слишком ли она сложная или лёгкая? Что может помешать, а что помочь?

R - relevant (значимый). Цель должна вас вдохновлять, у вас должно быть стремление воплотить ее в реальность. Задай себе вопрос : для чего тебе нужен этот результат? Ты это делаем для того, чтобы что?

Т - time-bounded (соотносимый с конкретным сроком). Должен быть установлен конечный срок для промежуточных и для конечных итогов, по истечению которого будет ясно, насколько ты близок к запланированному. Задай себе вопрос : сколько времени нам нужно для того, чтобы прийти к успеху? Когда должен быть получен запланированный результат?

Пример постановки цели по методу SMART : Поступить в МГУ им. М.В. Ломоносова на бюджет по направлению “Реклама и связи с общественностью” в этом году.

2.2. Аудит личности

После постановки цели важно оценить ваше текущее положение. Я рекомендую использовать самую простую методику - SWOT-анализ. Нарисуйте квадрат, разделите его на четыре части и напишите в них :

  • Strengths – ваши сильные стороны,
  • Weakness – ваши слабые стороны,
  • Opportunities – ваши возможности,
  • Threats – угрозы.
Шаблон для SWOT-анализа
Шаблон для SWOT-анализа

SWOT-анализ предполагает конкретику, то, что относиться именно к вам. Пример SWOT-анализа :

  • S (сильные стороны) -
  1. У меня достаточно мотивации и самодисциплины, чтобы эффективно распределить свое время на учебу.
  2. Я написала пробники по русскому языку и истории на 85 баллов.
  • W (слабые стороны) -
  1. Страхи в моей голове мешают мне учиться.
  2. Я работаю, что отнимает у меня время от подготовки.
  3. Я плохо написала пробник по обществознанию - на 65 баллов.
  • О (возможности) -
  1. Использование методик тайм-менеджмента.
  2. Записаться в онлайн-школу для подготовки.
  • Т (угрозы) -
  1. Я могу “выгореть” или впасть в депрессию.
  2. Я могу потерять веру в себя.
  3. Из-за внешнеполитических действий поступление в университет можкт стать невозможным.

Для понимания можно попросить знакомых или родителей оценить вас. Это поможет исключить перфекционизм и сделать ваш анализ более реальным. Когда ваш SWOT будет готов, вы должны сохранить и умножить свои сильные стороны и устранить слабые. Есть разные рекомендации по поводу сильных и слабых сторон. Кто-то рекомендует от них избавиться полностью, а кто-то рекомендует их оставить. Я за золотую середину. Есть слабости, которые можно игнорировать, с которыми можно научиться работать и жить, которые можно использовать с пользой для себя. И есть слабые стороны, которые нужно устранить, победить, преодолеть. Переходим к возможностям и угрозам. Возможности используйте по максимуму, а написанные риски учитываете при дальнейшей работе.

Важно знать, что не всегда бывает хэппи-энд и не все свои слабости и недостатки можно победить. Я, например, так и не полюбила математику, знаю ее на самом базовом уровне. Зато хорошо разбираюсь в гуманитарных науках, что поможет мне при написании ЕГЭ и дальнейшем поступлении.

2.3. Развитие : личностное и учебное

После самооценки следует поставить планы для развития. Личностное развитие - то, что непосредственно понадобиться тебе в повседневной жизни. К нему относятся : умение публично выступать, умение мыслить в масштабе, критическое мышление и прочее. 16-18 лет - ответственный этап в жизни учащихся. В основном, в этом возрасте подросток занят учебой, школьник - подготовкой к ЕГЭ, студент колледжа/техникума - успеваемостью. Помимо учебы важно также не забывать про личностные качества, которые необходимо развивать, ведь, например, публичное выступление или умение вести переговоры - неотъемлемая часть в жизни современного человека. К учебному развитию относятся аспекты, которые помогут тебе получить желаемый результат в учебе. В зависимости от цели, тебе стоит определить методы достижения цели. Я возьму сегмент школьников 16-18 лет, который готовятся к ЕГЭ. Для планирования учебного развития тебе понадобится кодификатор ЕГЭ и 3 пробника по каждому из сдаваемых предметов. Необходимо отметить в кодификаторе те темы, которые ты изучил (желательно отметить в % долю усвоения), далее, тебе следует решить три пробника и посчитать среднее арифметическое по каждому из предметов. Таким образом, на основе этого принципа ты сможешь разработать план дальнейшего развития, увидишь, какие темы тебе даются хуже всего и на какой балл ты можешь рассчитывать.

2.4. Результат - что для вас будет являться результатом?

Четко представьте себе конечную точку вашей цели. Что именно вы хотите? Например, если ваша набрать 300 баллов за 3 ЕГЭ, то важно задать себе вопрос : я хочу получить именно эти баллы или я хочу поступить в конкретный ВУЗ на бюджет? Ваш результат - то, почему вы поставили себе эту цель и то, к чему вы идете. Повторюсь, что вы должны четко представлять себе результат вашей деятельности и стремиться к нему.

3. Инструменты тайм-менеджмента для планирования повседневной жизни

В ежедневной рутине важно использовать инструменты тайм-менеджмента. В связи с научно-техническим прогрессом ведение ежедневников устарело. На смену ежедневникам пришли смартфоны. В практической части своей работы я собрала и классические методы работы с временем, и современные. С некоторыми аспектами лучше работать “в живую”. К таким методам я отношу хронометраж, матрицу Эйзенхауэра, SWOT-анализ. Некоторые современные приложения значительно упрощают способ планирования, поэтому включение их в этот список я посчитала обязательным.

Приложения для планирования :

  1. Structured - планировщик дня
Приложение "Structured : планировщик дня"
Приложение "Structured : планировщик дня"

“Structured” позволяет делить свой день на мелкие задачи и планы. Принцип использования приложения очень простой :

  1. Вы создаете время подъема и сна. Указанное время будет отражаться в вашем календаре каждый день. С указанного времени будет начинаться ваш день
  2. Вы создаете задачу и выставляете для нее временные рамки. Например, просмотр вебинара с 13:00 - 16:00. Удобно, что в приложении дела сформированы в виде таймлайна, что позволяет увидеть, какую часть дня занимает определенное дело. Также преимуществом является и “таймер” - дело “красится”, показывая, сколько времени от намеченного дедлайна прошло.
Планирование дня в "Structured"
Планирование дня в "Structured"

Это приложение мне понравилось своей концепцией - удобные таймлайны и идея с “окрашиванием” дел. Само приложение является простым в использовании, не требует дополнительных инструкций. Работа с этим приложением помогает структурировать ваш день, дает наглядность и понимание, на что уходит определенная часть вашего дня. Из минусов могу отметить то, что в этом приложении неудобно планировать “маленькие” дела или дела, в которых трудно установить длительность, например, ответить на сообщение или позвонить бабушке. В целом, я считаю это приложение одним из лучших за счет функционала, простоты использования и внедренных в него инструментов тайм-менеджмента.

2. Todoist

Приложение для планирования дня “Todoist : планы и задачи”
Приложение для планирования дня “Todoist : планы и задачи”

“Todoist” представляет собой простое приложение для ведения списка дел.

Планирование дня в "Todoist"
Планирование дня в "Todoist"
Разделение дел на категории в "Todoist"
Разделение дел на категории в "Todoist"

Приложение “Todoist” разработано в виде заметок, списка дел. С одной стороны, это является плюсом, так как нет привязки ко времени и таймлайнов. Это означает, что его можно использовать в любое время и для мелких задач, чего не скажешь о “Structured”. С другой стороны, это является минусом, так как это приложение не позволяет распланировать ваш день. Из-за отсутствия дедлайнов ученик может начать их откладывать, что является существенным минусом.

К ежедневным делам также можно добавлять пометки
К ежедневным делам также можно добавлять пометки

Приложение позволяет делить дела по категориям. Можно создать группу, к которой вы будете относить свои ежедневные дела. В моем случае это такие категории, как :

  • Личное. К этой категории я отношу дела, которые никак не связаны с моей основное деятельность - учебой и работой. В подкатегорию “Рутина” я вношу свои ежедневные дела, которые не связаны с моей основное деятельностью, например, утреннюю зарядку или медитацию.
  • Работа. К этой категории я отношу дела, которые непосредственно или косвенно связаны с работой.
  • Учеба. В категории “Учеба” есть две подкатегории : ЕГЭ и общее развитие. К подкатегории “ЕГЭ” я вношу то, что непосредственно связано с экзаменом - просмотр вебинаров, решение пробника, выполнение домашнего задания и так далее. К категории “Общее развитие” я отношу прочтение книг на сторонние темы, просмотр интервью и прочее.
Пометки для ежедневных дел в "Todoist"
Пометки для ежедневных дел в "Todoist"

Функционал приложения также предполагает создание повторяющихся задач, а также расстановку приоритета.

В целом, приложение подходит для высокоорганизованных людей. Новички в области тайм-менеджмента могут быстро забросить ведение распорядка дня из-за характерных особенностей. В приложении представлены удобные функции, например, расстановка приоритета. Такой подход помогает отсечь “мусорные” задачи и уделить время только действительно важным вещам.

3. ChallengeUp

Приложение "ChallengeUp : цели и привычки"
Приложение "ChallengeUp : цели и привычки"

“ChallengeUp” помогает вырабатывать привычку и достигать цели с помощью ежедневных шагов.

Функционал в "ChаllengeUp"
Функционал в "ChаllengeUp"

Приложение разработано в виде игры - каждый день нужно заклеивать стикер, что стимулирует наш мозг к деятельности.

Встроенные челленджи в "ChallengeUp"
Встроенные челленджи в "ChallengeUp"

В приложении есть возможность как выбрать челлендж, так и создать его самостоятельно. Такой подход помогает выделить в своем дне место для привычки, что влияет на планирование дня. Приложения удобно в использовании, не требует дополнительных инструкций и может служить одним из инструментов для планирования дня.

Классические методы планирования. Порядок применения :

После выполнения плана действий (см. Карта “Тайм-менеджмент”), следует разобраться с классическими методами планирования. Я рекомендую придерживаться такого подхода :

  1. Хронометраж. Его следует использовать на начальных этапах.
Хронометраж
Хронометраж

Сутки (24 часа) разделены на 15 минутные ячейки. Выполнив какое-то действие, следует отметить, какое время оно у вас заняло. Например, просмотр вебинара с 09:00 - 11:30. Следует записывать все, даже времяпрепровождение в социальных сетях. Представленный хронометраж отличается своим удобством - удобно вносить изменения и записывать даже незначительные дела. С помощью этого метода вы увидите, какая часть вашего дня уходит на определенные дела. Так, например, при работе с хронометражем я обнаружила, что проведение в социальных сетях занимает у меня больше 2 часов. Я рекомендую вести такой хронометраж неделю, при желании срок можно увеличить.

2. Планируете дни недели по сферам. Я рекомендую использовать этот метод потому что в дальнейшем он задает тенденцию для ежедневного планирования. Выглядеть он должен примерно так : понедельник - подготовка к ЕГЭ, вторник - подготовка к ЕГЭ, среда - работа, четверг - подготовка к ЕГЭ, пятница - время для себя, суббота - время с семьей, воскресенье - подготовка к ЕГЭ.

3. Убираете “мусор” из ежедневных дел. Вот примерный список дел : 1. Посмотреть вебинар по русскому языку 2. Посмотреть вещи в онлайн-магазине 3. Посмотреть сериал 4. Сделать домашнее задание в онлайн-школе 5. Сделать зарядку. Пункт 2 и 3 - “мусорные”, сейчас объясню, почему. Пункт 2 - если приоритет на этот день (см.пункт 2) - учеба, то выбор вещей можно отложить на пятницу, тоже касается и пункта 3. Стоит убирать все лишнее и владеть сильной самоорганизацией. Для наглядности я рекомендую использовать матрицу Эйзенхауэра.

Матрица Эйзенхауэра
Матрица Эйзенхауэра

Ее использование очень просто - вписываете ежедневные дела в ячейки. В идеальной модели в ячейке “не срочно, важно” должно быть не менее 50-60% дел. В ячейке “срочно, важно” - не более 20-30%. В ячейке “не важно, срочно” - 0-10%, в ячейке “не срочно, не важно” - не более 0-5%. Когда идет перевес в какую-то сторону, например, в ячейку “срочное и важное” вы добавляете более 50% дел или в ячейку “не срочно, не важно” вы добавляете более 40% дел - идет дисбаланс жизненных сил. Так, например, уделяя 50% ячейке “срочное и важное” - вы можете быстро впасть в выгорание, а работа в ячейке “не срочно, не важно” сравнима с бегом на месте.

4. Работаете с еженедельником. Он должен строиться по такому принципу : планы на грядущую неделю, что удалось выполнить, что не удалось, причина неудачи. Его следует заполнять в начале и в конце недели.

Разворот еженедельника по методу Игоря Манна.
Разворот еженедельника по методу Игоря Манна.

Один из моих любимых еженедельников - еженедельник по методы Игоря Манна. Советую пользоваться именно им. Он структурирован, понятен, не требует дополнительных инструкций и полезен по функционалу.

Одно из общих правил, которых я рекомендую придерживаться - чем неприятнее дело, тем быстрее его нужно сделать. Как правило, подросток, когда видит какую-то сложность, оттягивает завершение этой работы. Наоборот, стоит мыслить в другом направлении. Дела, которые больше всего не нравятся или которые вы давно откладывали стоит сделать как можно скорее, иначе из-за “горящих” дедлайнов и угнетения от чувства вины они могут испортить вам настроение и разрушить веру в себя.

Привычки и дисциплина как основа основ

По моему личному опыту, многие подростки ждут мотивацию. Важно понимать, что мотивация - это мимолетное явление, которое быстро проходит. Ты начинаешь действовать, а потом бросаешь, потому что потерял мотивацию. Стоит понимать, что мотивация не приведет вас к достижению цели, ведь она напрямую зависит от внешней среды. Чтобы достигать целей, справляться с трудностями, вам нужна дисциплина. Стоит вспомнить спортсменов, которые тренируются каждый день, даже когда у них нет желания.

Мотивация мимолётна, она колеблется в зависимости от внешних обстоятельств. Чтобы справиться с трудностями, нужна дисциплина. Это ваш ключ к успеху. Вспомните спортсменов-чемпионов. Они постоянно тренируются, даже когда у них нет желания. Развивая дисциплину, вы, по сути, тренируете себя действовать определённым образом. Если делать это достаточно долго, дисциплина превратится в привычку. Чтобы достигать целей, важно отделять чувства от действий. Очень часто эмоции диктуют нам наше поведение и мы забываем о конечной цели. Но стоит помнить, что радость от достижения цели перевесит любое сиюминутное удовольствие. Знаменитый бизнес-тренер Джим Рон (Jim Rohn) говорил: «Мы все должны испытывать два вида боли: боль дисциплины и боль сожаления. Разница в том, что боль дисциплины весит граммы, в то время как боль сожалений весит тонны». Не позволяйте сожалениям помешать вам добиться успеха.

Дисциплина вырабатывается очень просто – взял и сделал. Не надо думать, как вам будет некомфортно, холодно, голодно, тяжело и т.д. Думая об этом, ваш ум ищет повод не делать, и будьте уверены, он его найдёт, если вы не проявите дисциплину – не встанете и не начнёте делать то, что нужно! Примерно так вырабатывается самодисциплина, когда берёшь и делаешь то, что впоследствии принесёт тебе пользу, улучшит тебя. здесь поможет правило 5 секунд. Если вы думаете, стоит это делать или нет, посчитаете от 1 до 5 и начните действовать. Чтобы “обойти” дискомфорт, важно перестроить свои мысли. Нужно перестроить свой ум с позиции дискомфорта, в позицию – «я становлюсь здоровее, энергичнее, а значит могу сделать много дел, которые принесут мне деньги, свободу, радость, удовольствие от жизни». Самодисциплина тренирует ум, и в этом случае, им можно пользоваться как высококлассным инструментом, который поможет в достижении целей.

Я считаю, что дисциплина должна быть во всём, начиная от того, о чем и как вы думаете, заканчивая тем, что вы едите и с кем общаетесь. Тоже касается и привычек. Привычки задают тенденцию нашей жизни. К вашим привычкам может относится спорт, ежедневное чтение книг и медитация. Тогда вы будете в красивой форме, начитанным и спокойным. К вашим привычкам также может относится курение, употребление алкоголя перед сном или проведение в социальных сетях вместо отдыха. Тогда вы будете в слабой физической форме в подобном окружении. Что выбрать в данном случае - решать вам.

Спасибо за прочтение! Вопросы и рекомендации пишите в комментарии :)