Найти в Дзене

Станция метрополитена «Павелецкая»: почему поезда проходили не останавливаясь.

Оглавление

Кто не знает станцию метрополитена Павелецкая. Я думаю, её знают практически все и хотя бы раз в своей жизни были здесь. А мои пути-дороги крепко связаны с Павелецкой. Первое моё знакомство с этой станцией и вокзалом произошло ранним детством. Тогда наша семья решила сменить постоянное место жительства и переезжала из северного города Архангельска в центральную часть России, маленький городок Липецкой области - Лебедянь. С тех пор все мои дороги проходили через этот вокзал и станцию, да и сейчас раз-два в неделю я оказываюсь на станции метро Павелецкая.

Почему станция так называется?

Ну здесь, я думаю, вопросов не возникает - по названию вокзала. А вокзал почему носит такое название, задумывались? Между прочим, такое название у вокзала было не всегда. Сначала вокзал назывался Саратовским, потому что управление этой Рязано-Уральской железной дороги находилось в Саратове. Только после Великой Отечественной войны вокзал был переименован в Павелецкий по посёлку Павельцу Рязанской области. Немного необычно, как мне кажется.

Станция  метрополитена «Павелецкая». Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая». Фото автора статьи.

Станция метрополитена Павелецкая.

Станция Павелецкая, как мы знаем, является сдвоенной.

  • Одна станция относится к Кольцевой линии — «Павелецкая-кольцевая»,
  • а другая — к Замоскворецкой линии (Павелецкая-радиальная),
  • обе ветки связаны переходом.
Необыкновенно красивый вестибюль соединяет эти две станции.  Расположен он так же необычно, прямо в цоколе на первых двух этажах дома № 43/16 по Новокузнецкой улице.

Вестибюль представляет собой ансамбль аж из двух помещений. Первый круглый эскалаторный зал перекрыт огромным куполом, который украшен лепными розетками, к вершине уменьшающимися в размере, в центре — углубление синего цвета, создающее ощущение неба.

Станция  метрополитена «Павелецкая».
Станция метрополитена «Павелецкая».
Под потолком находится мозаичный фриз, который украшен смальтовым панно. Его разделяют на части четыре знамени. В центре каждого ранее находился профиль Сталина, теперь — обычные пятиконечные звезды.
Станция  метрополитена «Павелецкая». Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая». Фото автора статьи.

Тема мозаики — «Сталинский план преобразования природы», на ней изображены гирлянды в виде хлебов, плодов, цветов, овощей.

Станция  метрополитена «Павелецкая». Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая». Фото автора статьи.

При спуске вниз из фойе над экскалатором к кольцевой станции находится мозаичное панно с изображением Красной площади.

До 1961 года на флаге, что реет в верхней части - был профиль Сталина.

Изображение Красной площади расположено на фоне знамен с лентами на которых написаны названия городов.

Слово «Сталинград» здесь заменено на «Волгоград», а знамя над площадью стало просто красным.
Станция  метрополитена «Павелецкая». Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая». Фото автора статьи.

Станция Павелецкая Замоскворецкой линии или Павелецкая-радиальная.

Я уже упоминала в одной из статей, что строительство радиальной станции было начато в 1938 году. Но нагрянула Великая Отечественная война и строительство было заморожено. Возобновили стройку в 1942 году. Открытие станции состоялось, в составе третьей очереди Московского метрополитена, 20 ноября 1943 года на перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина».

Станция  метрополитена «Павелецкая» (радиальная). Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (радиальная). Фото автора статьи.

Исторический факт:

первые полгода поезда следовали через станцию «Павелецкая» без остановки из-за того, что не было эскалаторов. Почему? Вопрос вроде и простой, но в то же время он был очень сложный: завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, поэтому заказ передали московским предприятиям.

Вы можете представить, война.... на заводах в основном работают женщины и дети, НО заказ был сделан и станция заработала уже летом 1944.

Оформление станции.

Большая часть станции это колонная трёхсводчатая конструкция.

Обратите внимание на красоту свода центрального зала - это ряд куполов, которые опираются на два ряда тонких, изящных колонн. Это не просто купала, в вершине каждого расположен кессон, в котором скрыты светильники.

Станция  метрополитена «Павелецкая» (радиальная). Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (радиальная). Фото автора статьи.

Колонны соединяются друг с другом пологими арками и образуют проходы между центральным и боковым залами. Своды боковых залов значительно ниже центрального и в свою очередь тоже украшены шатровыми куполами.

Колонны и путевые стены отделаны белым мрамором. Капители колонн украшены крупными металлическими медальонами в виде геральдических щитов в обрамлении лавровых венков, а в центре каждого щита — серп и молот.

Станция  метрополитена «Павелецкая» (радиальная). Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (радиальная). Фото автора статьи.

Станция  метрополитена «Павелецкая». Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая». Фото автора статьи.

Серо-розовым гранитом облицован низ путевых стен. И, кстати, потолок там тоже красиво украшен, что мы видим не на многих станциях метрополитена.

Станция  метрополитена «Павелецкая» (радиальная).Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (радиальная).Фото автора статьи.

Станция  метрополитена «Павелецкая» (радиальная). Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (радиальная). Фото автора статьи.

В 1948 году началась реконструкция станции. Перестройка была грандиозной и в несколько этапов,

  • например, первый участок станции открыли 21 февраля 1953 года вместе с эскалаторным наклоном в вестибюль «Павелецкой»-кольцевой.
  • Последний участок переход от центра станции был раскрыт к 20 апреля 1959 года. Таким образом, появилась возможность пересадки между двумя станциями.
Станция  метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.

Павелецкая кольцевая

Расположена в районе Замоскворечье (ЦАО) под домами севернее Павелецкой площади, по которой и получила своё название. Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной платформой с тремя сводами.

Станция  метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.

Оформление станци.

Массивные кубические пилоны облицованы светлым и коричневым мрамором; по углам они украшены декоративными трёхчетвертными колоннами светлого мрамора. Светлые пилоны дополнительно декорированы геометрическим орнаментом красного с белыми включениями мрамора, который скрывает вентиляционные решётки.

Станция  метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.

Межпилонные проходы простых прямоугольных форм с куполами.

Станция  метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.

Залы освещаются красивыми десятирожковыми люстрами, подвешенными по оси сводов. Пол выложен чёрным и украшен узором серого гранита.

Единственным элементом художественного оформления станции является большое мозаичное панно на тему единства советских рабочих и крестьян.

Станция  метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.

На месте панно ранее находился медальон с изображениями Ленина и Сталина, который подсвечивался двумя бра с обеих сторон. Медальон был перенесён сюда со станции «Площадь Революции», где он висел на восточном торце станции до строительства второго выхода этой станции.

Фото взято в свободном доступе  интерннта.
Фото взято в свободном доступе интерннта.

Интересный факт:

Кольцевая Павелецкая описывается в популярном романе Дмитрия Глуховского «Метро-2033», в котором станция является членом Содружества Кольцевой линии, а ее обитатели живут за счет пошлин от торговли.

Станция  метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.
Станция метрополитена «Павелецкая» (кольцевая). Фото автора статьи.

Было интересно? Не забывайте поставить лайк!

Подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.

Путешествуйте с Надеждой!