Кто не знает станцию метрополитена Павелецкая. Я думаю, её знают практически все и хотя бы раз в своей жизни были здесь. А мои пути-дороги крепко связаны с Павелецкой. Первое моё знакомство с этой станцией и вокзалом произошло ранним детством. Тогда наша семья решила сменить постоянное место жительства и переезжала из северного города Архангельска в центральную часть России, маленький городок Липецкой области - Лебедянь. С тех пор все мои дороги проходили через этот вокзал и станцию, да и сейчас раз-два в неделю я оказываюсь на станции метро Павелецкая.
Почему станция так называется?
Ну здесь, я думаю, вопросов не возникает - по названию вокзала. А вокзал почему носит такое название, задумывались? Между прочим, такое название у вокзала было не всегда. Сначала вокзал назывался Саратовским, потому что управление этой Рязано-Уральской железной дороги находилось в Саратове. Только после Великой Отечественной войны вокзал был переименован в Павелецкий по посёлку Павельцу Рязанской области. Немного необычно, как мне кажется.
Станция метрополитена Павелецкая.
Станция Павелецкая, как мы знаем, является сдвоенной.
- Одна станция относится к Кольцевой линии — «Павелецкая-кольцевая»,
- а другая — к Замоскворецкой линии (Павелецкая-радиальная),
- обе ветки связаны переходом.
Необыкновенно красивый вестибюль соединяет эти две станции. Расположен он так же необычно, прямо в цоколе на первых двух этажах дома № 43/16 по Новокузнецкой улице.
Вестибюль представляет собой ансамбль аж из двух помещений. Первый круглый эскалаторный зал перекрыт огромным куполом, который украшен лепными розетками, к вершине уменьшающимися в размере, в центре — углубление синего цвета, создающее ощущение неба.
Под потолком находится мозаичный фриз, который украшен смальтовым панно. Его разделяют на части четыре знамени. В центре каждого ранее находился профиль Сталина, теперь — обычные пятиконечные звезды.
Тема мозаики — «Сталинский план преобразования природы», на ней изображены гирлянды в виде хлебов, плодов, цветов, овощей.
При спуске вниз из фойе над экскалатором к кольцевой станции находится мозаичное панно с изображением Красной площади.
До 1961 года на флаге, что реет в верхней части - был профиль Сталина.
Изображение Красной площади расположено на фоне знамен с лентами на которых написаны названия городов.
Слово «Сталинград» здесь заменено на «Волгоград», а знамя над площадью стало просто красным.
Станция Павелецкая Замоскворецкой линии или Павелецкая-радиальная.
Я уже упоминала в одной из статей, что строительство радиальной станции было начато в 1938 году. Но нагрянула Великая Отечественная война и строительство было заморожено. Возобновили стройку в 1942 году. Открытие станции состоялось, в составе третьей очереди Московского метрополитена, 20 ноября 1943 года на перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина».
Исторический факт:
первые полгода поезда следовали через станцию «Павелецкая» без остановки из-за того, что не было эскалаторов. Почему? Вопрос вроде и простой, но в то же время он был очень сложный: завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, поэтому заказ передали московским предприятиям.
Вы можете представить, война.... на заводах в основном работают женщины и дети, НО заказ был сделан и станция заработала уже летом 1944.
Оформление станции.
Большая часть станции это колонная трёхсводчатая конструкция.
Обратите внимание на красоту свода центрального зала - это ряд куполов, которые опираются на два ряда тонких, изящных колонн. Это не просто купала, в вершине каждого расположен кессон, в котором скрыты светильники.
Колонны соединяются друг с другом пологими арками и образуют проходы между центральным и боковым залами. Своды боковых залов значительно ниже центрального и в свою очередь тоже украшены шатровыми куполами.
Колонны и путевые стены отделаны белым мрамором. Капители колонн украшены крупными металлическими медальонами в виде геральдических щитов в обрамлении лавровых венков, а в центре каждого щита — серп и молот.
Серо-розовым гранитом облицован низ путевых стен. И, кстати, потолок там тоже красиво украшен, что мы видим не на многих станциях метрополитена.
В 1948 году началась реконструкция станции. Перестройка была грандиозной и в несколько этапов,
- например, первый участок станции открыли 21 февраля 1953 года вместе с эскалаторным наклоном в вестибюль «Павелецкой»-кольцевой.
- Последний участок переход от центра станции был раскрыт к 20 апреля 1959 года. Таким образом, появилась возможность пересадки между двумя станциями.
Павелецкая кольцевая
Расположена в районе Замоскворечье (ЦАО) под домами севернее Павелецкой площади, по которой и получила своё название. Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной платформой с тремя сводами.
Оформление станци.
Массивные кубические пилоны облицованы светлым и коричневым мрамором; по углам они украшены декоративными трёхчетвертными колоннами светлого мрамора. Светлые пилоны дополнительно декорированы геометрическим орнаментом красного с белыми включениями мрамора, который скрывает вентиляционные решётки.
Межпилонные проходы простых прямоугольных форм с куполами.
Залы освещаются красивыми десятирожковыми люстрами, подвешенными по оси сводов. Пол выложен чёрным и украшен узором серого гранита.
Единственным элементом художественного оформления станции является большое мозаичное панно на тему единства советских рабочих и крестьян.
На месте панно ранее находился медальон с изображениями Ленина и Сталина, который подсвечивался двумя бра с обеих сторон. Медальон был перенесён сюда со станции «Площадь Революции», где он висел на восточном торце станции до строительства второго выхода этой станции.
Интересный факт:
Кольцевая Павелецкая описывается в популярном романе Дмитрия Глуховского «Метро-2033», в котором станция является членом Содружества Кольцевой линии, а ее обитатели живут за счет пошлин от торговли.
Было интересно? Не забывайте поставить лайк!
Подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.
Путешествуйте с Надеждой!