Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке
Развитию военного искусства и воинского ремесла в странах Западной Европы конца ХI века был посвящён отдельный цикл публикаций, вышедший в рамках истории Первого крестового похода. В статьях указанного цикла подробно рассказывалось о том, как комплектовались армии европейских государств, как вооружались, экипировались и обучались рыцари, а также прочие воины, формировавшие костяк крестоносной военной организации. Отдельные публикации рассматривали вопросы, связанные с численностью западноевропейских армий и их тактикой на поле боя.
С момента завершения Первого крестового похода и до начала решающего похода Салах ад-Дина против Иерусалимского королевства в рамках джихада прошел солидный срок – почти 88 лет. Однако каких-либо коренных, принципиальных и существенных изменений в военном искусстве и воинском ремесле крестоносцев, осевших в странах Утремера, не произошло.
В сегодняшней публикации, стараясь избегать повторов уже известной читателю информации, автор (Ваш покорный слуга) постарается рассказать о характерных особенностях несения военной службы феодалами Иерусалимского королевства, принципах формирования войска «Святого города», о изменениях в боевой подготовке рыцарей, новинках вооружения и экипировки «воинства Христова», о новациях в области тактики и стратегии ведения войн против исламских государств Ближнего Востока.
Мобилизационные ресурсы Иерусалимского королевства были ограниченными. По состоянию на 1180 год они составляли 675 рыцарей[1]. Граф Яффы и Аскалона, князь Галилеи, сеньоры Сидона и Цезареи[2] в случае объявления войны или общего военного сбора приводили с собой, согласно вассальным обязательствам, по сотне рыцарей. Примечательно, что владельцу самых обширных земельных владений – сеньору Трансиордании надлежало выставлять 60 рыцарей, также как и сеньорам Рамлы, Бейрута, Тира и Наблуса (совместно с Назаретом).
Каждый из рыцарей в зависимости от степени своей знатности и состоятельности имел при себе одного-двух оруженосцев, полностью экипированных и вооружённых. Таким образом, максимальная численность элитарного ядра тяжёлой иерусалимской кавалерии составляла порядка тысячи всадников. В состав тяжёлой кавалерии входили также конные сержанты – воины, имевшие дестриэ (боевого коня), полный комплект доспехов и вооружения, но не принадлежавшие к рыцарскому сословию. Однако в отличии от западноевропейских армий, количество конных сержантов в иерусалимском войске было невелико и редко превышало пару сотен человек.
Рыцари Латинского Востока, явно и однозначно, уступали по степени своей знатности, родовитости и данности служения высокопоставленным сюзеренам представителям потомственной аристократии Западной Европы. Следует учитывать важное обстоятельство, которое заключалось в том, что большинство рыцарей Утремера были потомками обедневших феодалов, незнатных рыцарей, разорившихся землевладельцев, крестоносцев-пилигримов, обосновавшихся на Святой Земле в эпоху Первого крестового похода, а также последующего за ним «Крестового похода 1101 года».
После завоевания Иерусалима в июле 1099 года большое количество западноевропейской знати, рыцарей и профессиональных воинов, посчитав свою священную миссию исполненной, вернулись на родину. На протяжении всего своего существования Иерусалимское королевство и прочие державы Утремера постоянно испытывали острую нехватку рыцарей всех «рангов» и «калибров».
Подобный извечный кадровый дефицит был настолько выражен и злободневен, что жёсткие и неукоснительные требования к кандидатам на высокое и почётное звание рыцаря постоянно снижались. В преддверии масштабной войны с Салах ад-Дином в рыцарский сан повсеместно посвящали пилигримов, никогда не принадлежавших к знатному сословию, опытных профессионалов-наёмников из числа простолюдинов и даже выходцев из смешанных браков (разумеется, если кандидат строго придерживался католической веры).
И тут, несмотря на осуждение и порицание подобной практики посвящения в рыцарский сан «недостойных мужей» со стороны истиной и высокородной западноевропейской аристократии, необходимо признать правоту правителей Латинского Востока. В конце концов, какая разница – знатного происхождения рыцарь или предки его были простыми ремесленниками, если он отлично владеет всеми видами оружия, умеет руководить подчиненными, имеет справного коня, полный комплект вооружения и экипировки, исправно несёт службу и верен своему сюзерену!?
С учётом того, что короли иерусалимские воевали постоянно и продолжительное время, срок обязательного ежегодного участия в походах не ограничивался для рыцаря традиционными для Европы сорока днями. Правители «Святого города» могли при необходимости призывать своих вассалов вновь и вновь, даже если они уже в сумме набрали 40 дней службы. Каждый такой внеочередной вызов рыцаря, его свиты и войска на службу полностью ежедневно оплачивался в виде фиксированного жалования из королевской казны. Государь в подобных случаях также компенсировал гибель воинов своего вассала, его слуг, боевую потерю коня, повреждения во время сражения доспехов и амуниции.
Огромную и поистине неоценимую помощь Иерусалимскому королевству во время войн, походов, осад вражеских крепостей, при обороне приграничных замков и фортов оказывали военно-духовные рыцарские Ордена – тамплиеров и госпитальеров. Количество рыцарей, которое могли одновременно предоставить Великие магистры храмовников и иоаннитов, было невелико. Госпитальеров, как правило, было от одного до нескольких десятков, а тамплиеров – максимум две-три сотни.
Однако даже столь незначительное (относительно численности мусульманских армий) количество конных рыцарей – истинных мастеров боя всеми видами оружия, полностью экипированных, отлично подготовленных и обученных, спаянных суровой дисциплиной и строжайшей субординацией, мотивированных только на победу или гибель, достойную истинного героя, часто религиозно одержимых, наводило ужас на самых бывалых вражеских ветеранов, воинов элитных подразделений и гвардейцев.
Тамплиеры сражались неистово, яростно, самозабвенно, без раздумий жертвуя собой, но при этом они всегда соблюдали строй, чётко исполняли приказы своих командиров, делали всё возможное, чтобы выручить братьев и соратников, оказавшихся в критическом положении. Тамплиеров можно смело назвать спартанцами Средневековья, которые не спрашивали, сколько воинов во вражеском войске, а только интересовались, где именно сарацины, чтобы тут же их атаковать, если прикажет магистр или маршал.
Большинство доблестных и неустрашимых воинов ислама откровенно боялись тамплиеров и госпитальеров, как в эпоху норманнских завоеваний жители прибрежной части Европы страшились нападения даже нескольких десятков викингов, особенно если среди них были берсерки. Нередко яростная и сплоченная, неистовая и неудержимая атака двух сотен тамплиеров обращала в бегство или заставляла отступать мусульманские отряды, имевшие многократное численное преимущество.
В рамках данной публикации невозможно даже вкратце рассказать об особенностях подготовки орденских рыцарей-братьев, их тактике на поле боя, экипировке, вооружении, иерархической и командной структуре Орденов. Для раскрытия этой отдельной и очень интересной темы потребуется отдельный фундаментальный цикл публикаций. При наличии у читателей интереса к этой теме и желания с ней ознакомиться, в последствие можно будет поговорить о тамплиерах и госпитальерах более подробно.
Также на стороне иерусалимских монархов нередко в боевых действиях против сарацин принимали участие высокородные европейские аристократы, знатные рыцари и даже короли, совершавшие паломничество по святым местам Палестины. Как правило, если речь не шла об отдельно взятом крестовом походе, участие европейских гостей-пилигримов в сражениях против мусульман не носило массового характера. К войску иерусалимскому чаще всего присоединялись и рыцари-одиночки со своим оруженосцем и несколькими вооруженными слугами. Гораздо реже на стороне латинян выступали бароны или графы со своими личными боевыми отрядами.
Известный отечественный историк, медиевист, специалист по истории античных и средневековых войн, археолог, архивист, кандидат исторических наук, профессор философии Александр Алексеевич Хлевов относительно основного рыцарского вооружения и эволюции доспехов приводит следующий подробный комментарий:
«Главным оружием рыцаря оставались меч и копьё. Характерная для рыцарского вооружения ХI века кольчуга в ХII веке была дополнена железными пластинами, предназначенными для защиты запястий, кистей рук и ступней, а прежний шлем типа шишака эволюционировал в глубокий, закрывавший всю голову. Поверх кольчуги надевали тканое платье – сюрко, для защиты от холода и солнечных лучей – широкие плащи и накидку на шлем. Щит был удлиненным и остроконечным, напоминавшим щиты пехотинцев (укорочен он был позже в связи с усилением ножных доспехов)… Доспехи пехотинцев были в основном кожаными и дополнялись железным шлемом-шишаком»[3].
Пожалуй, главной отличительной особенностью кавалерии государств Утремера от конных подразделений стран Западной Европы было обязательное наличие отрядов лёгких всадников – «туркополов». Туркополы в дословном переводе с греческого языка означает «дети (сыны) тюрков». В целом данное название и его расшифровка отражали этническую сущность этих подразделений.
Туркополы – легкие кавалеристы, вооруженные преимущественно луками и пиками, являлись потомками (сыновьями, внуками) от смешанных браков христианского (чаще всего греческого или армянского) населения и тюркских племён (половцев, сельджуков, туркмен). В ряде источников упоминаются туркополы, чьими предками были аланы – ираноязычные кочевые племена сарматского происхождения. В подавляющем большинстве своём туркополы были христианами, но некоторые из них принимали ислам или оставались язычниками, как это довольно часто случалось с потомками половцев[4].
Впервые с туркополами крестоносцы столкнулись и познакомились во время пребывания и транзитного следования через владения Византии. Императоры охотно нанимали туркополов для противодействия лёгкой кавалерии сельджуков. Правители Утремера, наученные горьким опытом часто безуспешной борьбы с летучей конницей сельджукских султанов, а также с сирийскими, египетскими и бедуинскими всадниками, сражавшимися под знамёнами Имад ад-Дина Занги, его сына – Нур ад-Дина Махмуда, а затем и Саладина, так стали активно и повсеместно привлекать на свою службу туркополов.
Туркополы использовали породы наиболее быстрых и выносливых лошадей, носили кожаные или лёгкие кольчужные доспехи, вооружались луками, пиками, дротиками, а иногда и арканами (потомки половцев и алан). Эти мобильные и подвижные всадники, мастерски владевшие джигитовкой, а также техникой стрельбы из лука на скаку стали незаменимыми помощниками латинян в борьбе с лёгкой мусульманской кавалерией.
Тяжёлая рыцарская и сержантская конница не имела шансов догнать конных сельджуков, курдов или арабов во время преследования. Туркополы прекрасно справлялись с этой задачей. Но они не только выступали в роли преследователей, а также охраняли во время сражений фланги тяжёлой франкской конницы и пеших баталий, вели активную и эффективную перестрелку с вражескими исламскими лучниками.
Даже руководители Ордена тамплиеров, отличавшиеся высокой степенью католического религиозного консерватизма и щепетильности, в конце концов, также стали нанимать туркополов для участия в битвах, походах и охраны замков. В дальнейшем туркополы, исповедовавшие католицизм, становились даже членами Ордена. По статусу своему туркополы были ниже латинских сержантов и подвергались различным дополнительным ограничениям. Например, туркополы проживали в отдельных помещениях и принимали пищу отдельно от прочих членов Ордена[5].
Поскольку подавляющее большинство туркополов унаследовали от своих азиатских предков восточные черты лица, они были очень похожи на мусульман-кавалеристов. Эта характерная внешняя схожесть, а также тот факт, что достаточно большое число туркополов тайком придерживалось исламской религии, привели к неприятным для них последствиям.
Многие мусульмане, служившие в войске Салах ад-Дина, считали туркополов не просто предателями, сражавшимися против единоверцев, но и отступниками от истинных канонов ислама. По этой причине очень часто туркополов не брали в плен, а если они всё-таки попадались в руки мусульманских военачальников и простых воинов, их подвергали жестоким пыткам и суровым расправам. Особенно нетерпимо и с крайней степенью озлобления к туркополам относились мамлюки.
Несмотря на то, что главной – действительно мощной и эффективной ударной силой иерусалимского войска являлась тяжёлая конница, государи Утремера вполне обосновано уделяли большое внимание обучению и комплектованию пехотных контингентов. Наиболее подготовленными, экипированными и вооруженными пехотинцами считались сержанты. Их единственным отличием от конных собратьев было как раз отсутствие дестриэ.
За вербовку пеших сержантов, а также за приобретение для них защитной экипировки, доспехов и вооружения отвечали высокопоставленные церковные иерархи, а также специально уполномоченные лица из числа градоначальников. Так, патриарх католической иерусалимской церкви отвечал за то, чтобы в нужный момент жители столицы королевства выставили 500 полностью боеготовых, снаряженных и вооруженных пеших сержантов[6].
Архиепископ Акры также отвечал за постоянное наличие пяти сотен пеших сержантов в своей епархии. Архиепископам Тира, Назарета и Сидона надлежало в случае войны и приказа короля выставить по 150 пеших сержантов каждому. Всего на содержании иерусалимских епархий и городов числилось 5025 профессиональных сержантов-пехотинцев[7].
Призывной возраст мужчин Иерусалимского королевства, привлекавшихся к военной службе, составлял от 15 до 60 лет. Вполне логично и привычно, что наиболее юные и пожилые рекруты, а также лица, имевшие ограничения по здоровью, использовались в качестве обозной прислуги, тыловиков, землекопов, разнорабочих, бойцов гарнизонов.
В отличии от европейских стран, где «сугубо штатское» мужское население, не имевшее боевого опыта, надёжного оружия и защитной экипировки, призывалось в самых исключительных случаях (массовое нашествие кочевников, осада родного города), в странах Утремера всеобщая мобилизация не была явлением невиданным и незнакомым. Всеобщий призыв всех сеньоров, вассалов и рыцарей, а также всего боеспособного мужского населения носил франкоязычное название arrière-ban (латинский термин звучит несколько иначе – retrobannum).
Ответственным за проведение призыва и сбора войска был главный королевский маршал. Помимо мобилизационных и призывных функций маршал во время похода отвечал за своевременную установку и правильное размещение на местности полевых лагерей, за его обустройство, а также последующее поддержание в нём порядка и дисциплины.
Как правило, помимо главного маршала имелись простые маршалы – рангом пониже. Они командовали отдельными отрядами во время маршей и переходов, а также могли возглавлять в бою одно из крыльев войска, его центр или отдельно взятую баталию. В введении одного из маршалов находился обоз, а также организация деятельности тыловой службы и вопросы снабжения армии.
Главный сенешаль Иерусалимского королевства отвечал за комплектацию и поддержание боеспособности гарнизонов, охранявшие крепости, города, замки и форты. В каждом замке, относившимся к королевскому домену, имелся собственный отдельно взятый сенешаль. Он отвечал за исправность фортификационных сооружений, наличие стратегических запасов, за состоянием арсенала.
Коннетабль в отсутствии короля являлся главнокомандующим всеми войсками, вышедшими в поход, за исключением бойцов духовно-рыцарских орденов, которые подчинялись только своим Великим магистрам. Если монарх находился при армии, то коннетабль исполнял обязанности его заместителя и ближайшего помощника. Великий туркопольер командовал всеми отрядами туркополов. Он подчинялся непосредственно королю, коннетаблю или главному маршалу.
Многолетняя практика систематических сражений с армиями исламского Ближнего Востока наложила свой специфический отпечаток на стратегию и тактику, которую крестоносцы применяли в битвах против сарацин. Суть этой концепции очень подробно и наглядно изложил современный российский публицист Александр Владимирович Владимирский:
«Атаке тяжеловооруженной рыцарской коннице мусульманские пехота и кавалерия не могли противостоять. Но тут возникала проблема сохранения боевого строя в ходе атаки. Чтобы противостоять тюркской коннице, надо было не допустить деления/дробления боевого порядка на части. Рыцари неизменно смыкали свои ряды, какие бы тяжелые потери они ни несли.
Умение сохранять строй было еще более важно для крестоносцев, если им предстояло сражаться не на заранее выбранном поле битвы, а прямо на марше. Любая брешь в колонне давала противнику возможность разбить армию на части. Поэтому движение колонны организовывалось с авангардом, арьергардом, с отрядами охранения на флангах. Главную роль в боевом охранении играли конные лучники…
Успех атаки армады рыцарей зависел от того, удастся ли завязать с противником рукопашный бой и подавить его своим тяжелым вооружением. Но после первой же атаки строй рыцарей нарушался и становился уязвимым для неприятельских контратак. Поэтому атака обязательно должна была быть успешной, чтобы враг был непременно разбит и не имел возможности увернуться от удара»[8].
Общие мобилизационные возможности Иерусалимского королевства накануне решающей кампании 1187 года современные западные историки-медиевисты и специалисты по войнам эпохи Крестовых походов оценивают в 32 000 человек[9]. Подробностей своих исчислений, к сожалению, указанные авторы не приводят. Скорее всего, данная цифра включает в себя собственно королевское войско, вооруженные отряды сеньоров, баронов и прочих вассалов монарха, эскадроны туркополов, подразделения пеших сержантов, городских ополченцев и бойцов, входивших в состав гарнизонов крепостей и замков.
Разумеется, единовременно Ги де Лузиньян не мог собрать под свои знамёна сразу всех, имевшихся в его распоряжении рыцарей, профессиональных воинов и мужчин призывного возраста. Не менее четверти всех наличных сил требовалось выделить для охраны важнейших городов и замков королевства, а также самого Иерусалима. Во время предыдущих кампаний Саладин неоднократно пользовался отсутствием должного количества защитников крепостей и профессионального гарнизона, легко беря штурмом латинские города, а затем подвергая их грабежам.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 253;
- Гуринов Е. А., Нечитайлов М. В. Армии франкских государств Сирии и Палестины 1100-1205 гг.: численность // Военно-исторический журнал «Воин», 2001-2010. – №9. С. 14-15.
[2] - Цезарея или Кесария Приморская (иначе – Кесария Палестинская) – древний город, расположенный на средиземноморском (западном) побережье современного Израиля.
[3] - Хлевов А. А. Хаттин // Величайшие битвы средних веков: Сборник. – М.: Эксмо, Яуза, 2009. С. 186-187.
[4] - половцы – это старинное летописное русское название тюркских кочевых племён, прочно обосновавшихся к концу ХII века на обширных территориях современного Казахстана, в степях междуречья Волги и Дона, Южной Сибири, Западного Алтая, Причерноморья и Северного Кавказа. Сами кочевники именовали себя кыпчаки, византийцы называли их куманами, а венгры – кунами.
[5] - Nicholson Helen J. The Knights Templar: a new history. – Gloucestershire: Sutton Pub., 1960. Р. 118.
[6] - Донец И. Битва при Хаттине 1187 год // Военно-исторический альманах «Новый солдат», 2002. – №12. С. 32.
[7] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 254;
- Гуринов Е. А., Нечитайлов М. В. Армии франкских государств Сирии и Палестины 1100-1205 гг.: численность // Военно-исторический журнал «Воин», 2001-2010. – №9. С. 17.
[8] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 30-31.
[9] - Девриз К. Великие сражения крестоносцев 1097-1444 / Келли Девриз, Мартин Догерти, Йен Дикки, Филлис Джестайс, Крис Йоргенсен, Майкл Павкович; [пер с англ. А. Колина]. – М.: Эксмо, 2008. С. 94;
- Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство / Пер. с фр. А. Ю. Карачинского; Вступ. ст. С. В. Близнюк. – СПб.: «Издательская группа Евразия», 2002. С. 171.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жан Бартельми Ришар (1921-2021) – известный французский историк-медиевист, признанный специалист по эпохе Средневековья, профессор истории и литературы. За свою долгую жизнь занимал много должностей: возглавлял кафедру истории Бургундии, был деканом Факультета искусств, сначала являлся почётным членом Академии надписей и изящной словесности, а затем стал её президентом.
Жан Ришар длительное время был бессменным почётный президентом Общества изучения крестовых походов и Латинского Востока. Он является автором многочисленных фундаментальных трудов, монографий, статей и публикаций оп истории государств латинского Востока, эпохи Крестовых походов, миссии католической церкви в эпоху Средневековья, а также по истории Кипрского королевства и Бургундского герцогства.
Александр Алексеевич Хлевов (род. 1969) – известный российский историк, специалист широкого гуманитарного профиля, культуролог, архивист. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. Член редакционного совета нескольких ведущих научно-исторических журналов, автор более 150 научных публикаций, в том числе 12 монографий.
Александр Алексеевич считается признанным специалистом в области изучения истории и археологии Северной Европы эпохи викингов и Раннего Средневековья, а также общей истории и культуры европейского средневековья. Много работ он посвятил источниковедению и изучению документов периода Раннего Средневековья, археографии,
военному документоведению. В настоящее время активно изучает вопросы военной истории Древнего Мира, Средневековья и Раннего Нового Времени.
Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.
Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Битвы цивилизаций: Хаттин, 1187» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Жребий брошен
Часть 2-я. Армия Саладина
Часть 3-я. Войско Иерусалимского королевства
Часть 4-я. Марш навстречу погибели
Часть 5-я. Реквием по «Священному воинству Христову»
Часть 6-я. Незавидная участь побеждённых
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)