Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
В конце ХI века тяжёлая кавалерия армий Западной Европы уже сформировала присущую ей тактику, ставшую залогом победы во многих битвах. Как правило, исход сражения решала массированная атака тяжёлой конницы. Суть такой атаки заключалась в нескольких основных последовательных действиях. Всадники, облаченные в полный кольчужный доспех, защищенные шлемами и прикрытые щитами, постепенно разгоняли своих боевых коней, после чего выставив вперёд длинное копьё, зажав его подмышкой, наносили таранный удар по боевым порядкам противника.
При всей кажущейся простоте вышеперечисленных манипуляций, конному рыцарю или сержанту приходилось тратить не один месяц и даже год, чтобы в совершенстве освоить приёмы владения длинным кавалерийским копьём для нанесения правильных, резких, мощных и точных ударов из положения «сидя в седле». Для обретения необходимых навыков от всадника требовались выносливость, повышенная физическая сила, гибкость, ловкость и сноровка.
Не такт-то легко поразить пешего неприятельского воина, изготовившегося к обороне, трёхметровым копьём, удерживая тыльную часть древка подмышкой, сидя при этом на коне, который мчится галопом. В такой ситуации требуется не только предельно точно направить острие копья в цель, но и заставить дестриэ, если потребуется, атаковать вражескую «живую стену щитов».
Согласно боевой исторической реконструкции ведущих современных российских медиевистов, реконструкторов и специалистов по войнам Средневековья, при правильно организованной и отлаженной до автоматизма кавалерийской атаке рыцарского отряда на противника обрушивалась мощь, который было крайне трудно противостоять:
«Манера боя, основанная на таранном ударе копья, оказалась чрезвычайно эффективной и определила рыцарскую тактику во всех её проявлениях. При таком способе ведения боя воин упирался прямыми ногами в стремена, прижимаясь спиной к высокой задней луке седла. Копье неподвижно зажималось подмышкой и иногда укладывалось на край щита.
Таким образом, жестко зафиксированный в седле всадник представлял единую систему с конем, что позволяло сообщить копью поступательную энергию движения животного. В любом случае скорость галопирующей лошади (галоп был основным аллюром непосредственного момента атаки), помноженная на совокупную массу самой лошади и седока в доспехах, давала силу удара, многократно превосходящую силу удара, нанесенного простым выбросом руки»[1].
Как уже неоднократно говорилось в предыдущих публикациях, наиболее боеспособными, хорошо вооруженными, отлично подготовленными, надёжно защищенными и экипированными среди всех европейских воинских контингентов, отправившихся в Святую Землю, были норманны. С тех пор, как в достопамятной битве при Гастингсе (14 октября 1066 года) именно атакующие действия тяжёлой кавалерии принесли итоговую победу Вильгельму I Завоевателю, нормандская конница по праву завоевала репутацию лучшей организованной профессиональной военной силы Западной Европы.
Будет вполне логично и уместно рассмотреть тактику крестоносцев, применявшуюся ими в полевых сражениях Первого крестового похода, именно на примере слаженных действий нормандских всадников. Тактические приёмы, которые использовали кавалерийские отряды норманнов базировались на взаимодействии хорошо обученных и сплоченных отрядов, традиционно называемых «конруа».
Эти отряды не имели чётко фиксированной численности. В небольших стычках «конруа» нередко формировались из 5-10 всадников. В масштабных и генеральных битвах численность «конруа» могла достигать 20-30 конных воинов. Вне зависимости от выполняемых задач и общей численности отряда, его бойцы в обязательном порядке строились в две или три шеренги, атакуя сомкнутыми рядами. Всадники старались двигаться максимально синхронно, идя в атаку «стремя к стремени».
Применительно к состоянию развития воинского искусства своей эпохи, «конруа» могли претендовать на звание кавалерийского подразделения образцовой выучки, тактической подготовки и боевого мастерства. В случае необходимости отряды норманнской кавалерии обладали навыками грамотного отступления. Действуя сообща, бойцы «конруа» могли прямо на поле боя перестроиться или перегруппироваться, не теряя сплоченности и боеспособности.
В составе каждого «конруа», имелось несколько воинов, копья которых близ наконечника украшали специальные флажки («гонфаны»). На заре рыцарской эпохи данные флажки в подавляющем большинстве своём не являлись гербами или атрибутами персональной родовой символики. «Гонфаны», прежде всего, предназначались для подачи специальных сигналов оповещения и управления личным составом отдельно взятого или нескольких отрядов. Несколько «конруа» (конных взводов) на поле боя объединялись в более крупные отряды – «баталии» (аналоги более современных кавалерийских эскадронов).
Конную атаку всадники начинали рысью, переходя на галоп, когда до врага оставалось 20-25 метров. Подобная тактика позволяла экономить силы лошадей. В самом начале атаки копья всадники держали вертикально. Только при переходе на галоп их наклоняли вперёд. При атаке пехоты рыцарь старался поразить противника в лицо, а также в незащищенную доспехами или не прикрытую щитом часть тела.
При кавалерийской сшибке, всадники ударом копья стремились или вышибить врага из седла, или опрокинуть его навзничь вместе с конем. Для достижения этой цели удар наконечника копья направлялся перпендикулярно поверхности щита, а само копьё рыцарь крепко сжимал правой рукой, максимально плотно прижимая древко к своему правому боку.
Когда оба тяжеловооруженных и экипированных противника двигались верхом навстречу друг другу, действовали несколько иные механизмы взаимного столкновения. Согласно боевой исторической реконструкции Эварта Окшотта (Оукшотта) – признанного британского специалиста в области рыцарского вооружения и доспехов, подобное столкновение рыцарей происходило следующим образом:
«Суммарная скорость движущихся тяжёлых всадников достигала более 30 километров в час, а каждый рыцарь вместе с конем весил не меньше, чем легковой автомобиль. Вся эта скорость, умноженная на вес, концентрировалась на острых кончиках копий. Как правило, при таком ударе ломались копья даже с самыми толстыми древками. Однако если копье не ломалось и не соскальзывало по поверхности щита или доспехов, то рыцарь мог считать, что ему повезло, если он просто падал с коня, так как в противном случае копье могло проткнуть и доспехи рыцаря, и его самого»[2].
В эпоху Классического (Высокого) Средневековья европейские рыцари практиковали два основных способа ведения военных действий. Первый назывался «честной (благородной) войной». Он применялся, если оба противника были равными по социальному статусу и принадлежали к дворянскому (аристократическому) сословию.
В идеале «честная война» выглядела следующим образом. Когда в бою сталкивались два благородных рыцаря или два представителя родовитой знати, они вступали в единоборство с обязательным соблюдением всех правил и условностей, предписываемых рыцарским кодексом чести. При этом враждующие визави стремились не убить противника или покалечить его, а выяснить в честном поединке, кто из них сильнее.
Разумеется, разного рода «грязные приёмы», «финты», уловки, хитрости на грани фола не только осуждались и порицались, но вообще считались недопустимыми для истинного благородного рыцаря. Лорда или сеньора, уличенного в недостойном поведении во время поединка или в бою, могли объявить бесчестным, или даже в особо резонансных случаях лишить высокого рыцарского звания.
Проигравшие рыцари, если не погибали в бою или от полученных в бою ран, то становились почётными пленниками своих соперников. Пленение рыцаря, а тем более знатного сеньора, прославляло имя победителя и давало ему законную возможность, одобряемую кодексом рыцарской чести, получить выкуп. За взятого в честном бою представителя благородной крови, принадлежавшего к высшему аристократическому, удачливые «пленители» получали солидные, а иногда просто баснословные выкупные суммы.
При этом с пленными лордами обращались учтиво, подобающе их титулу, степени знатности и занимаемой должности. До внесения всего выкупа или его оговоренной части, пленные рыцари и сеньоры фактически находились на правах почётных гостей своего радушного хозяина, который пленил данную знатную особу. Особ ценных пленников охраняли, имитируя присутствие «почётного караула». Если рыцарь давал слово чести, что не сбежит и не покинет дом своего «пленителя» до уплаты выкупа, пленника освобождали от постоянного «конвоирования», лишь приглядывая за ним на всякий случай.
Подробную боевую историческую реконструкцию сражения, протекающего по правилам «чётной войны», на страницах своего фундаментального труда – «История конницы» воспроизводит российский военный историк Михаил Илларионович Марков: «Вообще должно сказать, что главное участие в боях того времени принимала рыцарская конница; она решала победу. Лёгкая конница и пешие стрелки служили только вспомогательными средствами для одержания этой победы…
Как только рыцари, усевшись на боевых коней, выстраивали свои ряды, лёгкая конница и пехота отходили на фланги или за фронт рыцарей; а они, опустив пики, бросались карьером вперёд. Каждый из них выбирал себе противника, и бой превращался во множество поединков, в которых напор лошадей, личная сила и искусство владения конём и оружием имело первостепенное значение. Когда копья были сломаны, рыцари брались за мечи и булавы…
Если храбрейшие и лучшие рыцари противной стороны были побеждены, дело доходило и до пехоты, которая, впрочем, недолго держалась против рыцарской конницы и частью гибла под её ударами, а большею же частью обращалась в бегство. В случае неудачи, слабости или усталости иногда рыцари отступали за свою пехоту, прикрываясь которой, как живым бруствером, отдыхали и затем выходили вперёд и снова сражались с неприятелем»[3].
Вторым видом ведения боевых действий, практикуемым рыцарями в эпоху Крестовых походов, была «смертельная война», в ходе которой разрешалось применение любых приемов для достижения итоговой победы над врагом. «Смертельные войны» могли применяться исключительно против представителей другой – не христианской веры. То есть в отношении язычников, иудеев, мусульман и представителей других религий. Позже – в ХIII веке доктрину «смертельной войны» крестоносцы, поощряемые высшими иерархами католической церкви, будут успешно и повсеместно применять против еретиков, прежде всего, катаров (альбигойцев)[4].
Крестоносцам, сражавшимся против мусульман – сначала сельджуков, а затем и арабов, в бою дозволялись практически любые приёмы и способы уничтожения противника. В схватке с сарацинами рыцарь мог без каких-либо колебаний и угрызений совести нанести удар в спину, убить или покалечить вражеского коня, зарубить пленного, даже если тот без оружия и поднял руки вверх, прося пощады.
Жестокие и беспринципные правила «смертельной войны», продиктованные суровыми реалиями эпохи Средневековья, позволяли рыцарю добивать вражеских раненых или не оказывать им помощь. Пленного противника, даже если он представитель высшей знати или «принц крови», можно было пытать, истязать и содержать в самых бесчеловечных условиях.
Даже если благородный рыцарь или сеньор дали слово чести мусульманину, то держать это слово было вовсе необязательно. В отношении любых представителей не христианской веры были не зазорными и постыдными любые виды обмана, нарушения клятв и договоров. Даже традиционный неприкосновенный статус посла, глашатая или гонца не распространялся на иноверцев, если того желал рыцарь.
С простолюдинами, исповедовавшими иную веру, кроме христианской, и вовсе можно было не церемониться. Крестоносцы, не обремененные излишней моралью и человеколюбием, искренне считали, что убить сарацинского пастуха или крестьянина – это всё равно, что избавить свой дом от вредного грызуна или пришибить насмерть заразного бродячего пса. Среди многих европейских паломников, в том числе среди рыцарей, бытовало поверье о том, что каждый убитый «неверный сарацин» или «безбожный агарянин» приближает пилигрима на один шаг к раю.
Российский военный историк генерал-лейтенант Лев Владимирович Де-Витт среди явных недостатков, присущих рыцарской коннице периода Первого крестового похода выделяет следующие существенные изъяны, упущения и уязвимости:
– стремление рыцарей к индивидуализму в бою, идущему в ущерб общим сплоченным действиям отряда;
– использование полноценного кольчужного доспеха (иногда двойного) в сочетании с гамбезоном, а также полного набора защитного вооружения и снаряжения лишали самих рыцарей ловкости и подвижности, а весь рыцарский отряд – мобильности;
– отсутствие мобильности и высоких скоростных качеств делали непригодной рыцарскую конницу и тяжёлую кавалерию вообще для участия её в разведке и стремительных рейдах по тылам противника;
– несмотря на хорошую индивидуальную бойцовскую и кавалерийскую подготовку, многие рыцари и сержанты оказались физически не готовы к длительным переходам через жаркие и засушливые районы Малой Азии и Ближнего Востока. Иными словами, выносливость рыцарей (особенно облаченных в полный комплект защитной экипировки), оставляла желать гораздо лучшего;
– презрительное отношение к конным стрелкам со стороны рыцарей и, как следствие, отказ многих предводителей похода от формирования контингентов конных лучников дорого обошлись им. При столкновениях рыцарей с мобильной сельджукской кавалерией, каждый воин которой имел лук, крестоносцы несли существенные потери от вражеских стрел ещё до непосредственного столкновения с противником[5].
Суммируя и резюмируя всё вышеизложенное, можно смело сделать вывод о том, что рыцарю на протяжении всей его жизни приходилось постоянно практиковать, развивать и совершенствовать свои бойцовские навыки, знания, умения, опыт и мастерство. Рыцарю надлежало владеть всеми видами и типами оружия: мечом, копьем (как коротким, так и длинным – кавалерийским), боевым топором и молотом, булавой, кинжалом. Невзирая на предрассудки и предубеждения, многие благородные сеньоры учились стрельбе из лука и арбалета, что, несомненно, пригодилось им в битвах и осадах эпохи крестовых походов.
От рыцаря требовалось уверенное владение оружием не только в коном поединке, но и в пешем бою. Вопреки положениям рыцарского кодекса чести, благородному лорду или сеньору иногда приходилось использовать в смертельной схватке и вражеское оружие, и подручные средства – этому тоже было необходимо учиться.
Ну, и, конечно же, истинный рыцарь был просто обязан ежедневно оттачивать до совершенства навыки верховой езды, отрабатывать силу, точность и мощь ударов копья, наносимых из «положения сидя в седле», а также повышать мастерство фехтования и ближнего боя при помощи другого оружием, находясь верхом на коне.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С. Всадники войны: Книга первая. Кавалерия Европы. – СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2005. С. 236.
[2] - Окшотт Э. Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения [электронная версия]. – М.: Центрполиграф, 2007. С. 70.
[3] - Марков М. И. История конницы. В 5 частях. Часть 2-я. – Тверь: Типо-Литография Ф. С. Муравьева, 1886. С. 74.
[4] - о крестовых походах против катаров (альбигойцев) будет подробно рассказано в отдельном цикле публикаций.
[5] - Де-Витт Л. В. Конница: Вооружение и владение оружием. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. С. 13-14.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Эварт Окшотт [Оукшотт] (1916-2002) – современный британский военный историк, иллюстратор, медиевист, прежде всего, специализирующийся на истории средневекового оружия и рыцарства, почётный и заслуженный преподаватель Лондонского университета, известный коллекционер холодного и огнестрельного оружия. Его работа по истории, археологии и классификации мечей Средневековья и эпохи Возрождения считается наиболее авторитетным, полным и наглядным пособием по типологии средневековых европейских мечей.
Михаил Илларионович Марков (1843-1899) – российский военный историк, 37 лет прослуживший в действующих кавалерийских частях (в том числе и гвардейских) Русской императорской армии. Генерал-майор, участник Русско-турецкой войны (1877-1878), на пике своей карьеры занимал должность командующего 8-й кавалерийской дивизией, а затем начальника штаба Кавказского армейского корпуса. Кавалер пяти орденов Российской империи и золотого оружия «За храбрость».
В своём фундаментальном пятитомном труде – «История конницы» Михаил Илларионович изложил в доступной и увлекательной форме историю мировой кавалерии с древнейших времён до конца XIX века, богато проиллюстрировав её, а также снабдив картами и схемами. «История конницы» является библиографической редкостью и уникальным изданием, учитывая объем и фактическую ценность собранного материала.
Лев Владимирович Де-Витт (1861 – после 1919) – российский военный историк, писатель, археолог. За сорок лет военной службы прошёл путь от подпоручика до генерал-лейтенанта. Служил во всех родах войск – артиллерии, кавалерии и пехоте. Участник Первой мировой войны и Гражданской войны в России. На пике своей военной карьеры командовал кавалерийскими дивизиями – сначала 11-й, затем 2-й, а также 58-й пехотной дивизией. Кавалер пяти орденов Российской империи.Автор нескольких монографий по военной истории и книжных изданий, посвященных истории кавалерии. Наиболее важной из них является «Энциклопедия конника: Вооружение и владение оружием».
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Военные аспекты Первого крестового похода» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Общий обзор армий Западной Европы
Часть 2-я. Рыцарь-крестоносец крупным планом: свита, доспехи, защитное снаряжение
Часть 3-я. Рыцарь-крестоносец крупным планом: боевой конь и вооружение
Часть 5-я. Подлинная численность крестоносного воинства
Часть 6-я. Армия государства Великих Сельджуков
Часть 7-я. Сельджукский воин крупным планом
Часть 8-я. Кавалерия сельджуков
Часть 9-я. Реальная численность сельджукского войска
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)