Найти в Дзене
Generalissimus

Битвы цивилизаций: Хаттин, 1187. Часть 6-я. Незавидная участь побеждённых

Окончание. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке Данная публикация имеет строгое возрастное ограничение для читательской категории «18+». В тексте приводятся описания исторических фактов, содержащих элементы жестокости, насилия и религиозной нетерпимости. Все эти факты и события использованы автором публикации исключительно в контексте изучения эпохи Крестовых походов и ознакомления с особенностями периода Средневековья. Все факты, цитаты, фрагменты и отрывки с описанием тех или иных событий взяты из литературных источников, находящихся в свободном доступе, и более поздних научно-исторических исследований с обязательным указанием произведения и его автора. Читателям, чей возраст не соответствует заявленному возрастному ограничению, а также лицам, обладающим излишней впечатлительностью, сильно развитым воображением и повышенной эмоциональной чувствительностью, данная публикация не рекомендуются к прочтению. «Они [крестоносцы] пали, сраженные нашими
Оглавление

Окончание. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке

Данная публикация имеет строгое возрастное ограничение для читательской категории «18+». В тексте приводятся описания исторических фактов, содержащих элементы жестокости, насилия и религиозной нетерпимости. Все эти факты и события использованы автором публикации исключительно в контексте изучения эпохи Крестовых походов и ознакомления с особенностями периода Средневековья.

Все факты, цитаты, фрагменты и отрывки с описанием тех или иных событий взяты из литературных источников, находящихся в свободном доступе, и более поздних научно-исторических исследований с обязательным указанием произведения и его автора.

Читателям, чей возраст не соответствует заявленному возрастному ограничению, а также лицам, обладающим излишней впечатлительностью, сильно развитым воображением и повышенной эмоциональной чувствительностью, данная публикация не рекомендуются к прочтению.

«Они [крестоносцы] пали, сраженные нашими яростными ударами; вокруг были только убитые или взятые в плен. Даже если они, ослабевшие и побежденные, пытались убежать, раны замедляли их шаг; мы подбирали их на поле боя, чтобы обречь их на плен… Демон [Великий магистр тамплиеров] был взят вместе со своими прислужниками, а король со своими храбрецами. Поражение неверных укрепило мусульманский мир. Все были убиты или взяты в плен!» – таким предстаёт финал сражения при Хаттине в изложении известного дамасского средневекового историка и хрониста Абу Шама аль-Макдиси[1].

Во всех первоисточниках и более поздних исторических трудах итоги побоища у Рогов Хаттина трактуются одинаково: войско крестоносцев было практически полностью уничтожено, а большинство чудом уцелевших латинян оказались в плену. Конкретных данных о потерях, понесенных обеими противоборствующими сторонами, имеется очень мало, и все они весьма и весьма приблизительные.

Современный российский автор Александр Владимирович Владимирский, рассматривая вопрос о потерях, приводит следующий комментарий: «В битве при Хаттине, длившейся семь часов, по некоторым оценкам, со стороны крестоносцев погибло и попало в плен около 17 000 человек… Спаслись десятка два рыцарей и несколько сот всадников (по другим данным – 2-3 тысячи человек, по большей части ушедших в Тир)»[2].

«Битва при Хаттине». Гравюра Гюстава Доре
«Битва при Хаттине». Гравюра Гюстава Доре

Современный израильский историк Пётр Ефимович Люкимсон в своем труде, посвященном биографии Салах ад-Дина, также пишет, что потери латинян составили 17 000 человек погибшими и ещё несколько тысяч пленными[3]. В некоторых современных исторических печатных изданиях содержатся сведения о том, что не менее 3000 крестоносцев бежали с поля битвы, укрывшись в ближайших замках и укреплённых городах[4].

Современный британский историк-медиевист Дэн Джонс, ссылаясь на архивные средневековые документы, приводит информацию о том, что число крестоносцев, избежавших гибели и плена было ничтожно малым: «В письме-отчете о битве, отправленном Арчимбальду – магистру госпитальеров в Италии, говорилось, что более тысячи "из лучших людей были схвачены и убиты, и не более чем двум сотням рыцарей и пехотинцев удалось бежать"...»[5]

В предыдущей публикации говорилось о том, что самым ценным трофеем Салах ад-Дина, захваченным у подножия Рогов Хаттина, стал Истинный Крест Господень. Но эта несомненная удача относится к категории религиозного и пропагандистского значения. Не менее ценные и обильные трофеи достались победителям, захватившим обоз крестоносцев, прежде всего, повозки с личным имуществом иерусалимского короля и его свиты.

Однако самой выгодной и дорогостоящей «добычей» султана стал «живой товар» из числа самых высокородных аристократов Латинского Востока. В биографическом труде, посвященном жизнеописанию Салах ад-Дина, его личный духовник, главный советник и богослов – Баха ад-Дин сделал примечательную запись следующего содержания:

«Из всей их [крестоносцев] армии в живых не осталось никого, кроме пленников. Большинство их главных предводителей предпочли сдаться в плен, чтобы избежать смерти. Человек, на которого я считаю возможным положиться, рассказал мне, что видел, как в Хауране один воин вел тридцать [христианских] пленников, связанных веревкой от шатра. Он лично взял в плен каждого из них, настолько велика была паника, охватившая их в результате понесенного ими поражения»[6].

В мусульманском плену оказались король Ги де Лузиньян, его брат Амори – коннетабль Иерусалимского королевства, Рено де Шатийон, Онфруа IV де Торон, а также сеньоры нынешних ливанских городов – Джубейля и Ботрона. Пленником Салаха ад-Дина также стал Вильгельм V Старший, маркиз Монферратский (де Монферрато), прибывший из Северной Италии, чтобы совершить паломничество по святым христианским местам Палестины. Однако наибольшей своей удачей султан считал тот факт, что его воинам удалось взять живыми обоих Великих магистров, прежде всего, предводителя тамплиеров – Жерара де Ридфора.

Эпизоды битвы при Хаттине в представлении современных художников. Источник: https://yandex.ru/images
Эпизоды битвы при Хаттине в представлении современных художников. Источник: https://yandex.ru/images
-4

По сообщениям многих первоисточников, как мусульманских, так и латинских, Салах ад-Дин разбил свой временный лагерь на прямо поле битвы[7]. В честь величайшей победы, только что одержанной над неверными, владыка Ближнего Востока велел перенести свой походный шатер на место, где совсем недавно находились Святой Крест Животворящий и ставка короля Иерусалимского[8].

У входа в походный шатёр правителя Египта и Сирии реяло чёрное знамя, на полотнище которого золотой нитью была вышита надпись на арабском языке, гласившая: «Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дин ибн Юсуф – великий султан всех эмиров, победитель победителей, слуга Аллаха, и смертный, как и все»[9].

Победители продолжали сбор трофеев, павших исламских бойцов с почестями предавали земле, специальные команды «поисковиков-ликвидаторов» осматривали тела крестоносцев, добивая раненых, а султан, тем временем, изъявил желание пообщаться со своими пленниками. Первыми к Саладину доставили иерусалимского короля и Рено де Шатийона.

На сегодняшний день в мусульманских первоисточниках имеются несколько версий относительно того, как обошёлся Салах ад-Дин с Ги де Лузиньяном и сеньором Трансиордании. Наиболее подробную версию изложил уже упоминавшийся историк, богослов и хронист Баха ад-Дин. Исполняя должности личного секретаря, советника и духовного наставника, он был очевидцем излагаемых событий, а потому рассказ его (может и не в полной мере), но вполне заслуживает доверия.

«Затем он [Саладин] приказал привести к нему короля Готфрида[10], его брата и принца Арнаута (Рено). Он поднес страдавшему от жажды королю чашу шербета, приготовленного из розовой воды со льдом, Готфрид выпил часть напитка, а затем предложил чашу принцу Арнауту. Султан сказал переводчику: «Скажи королю, что это он, а не я, дает напиться этому человеку». Он следовал славному и великодушному обычаю арабов, по которому пленнику, евшему еду или пившему питье хозяина, даровали жизнь.

Затем он [Саладин] приказал своим слугам отвести пленников в приготовленное для них место, а после того, как они поели, вновь призвал их в свой шатер. В это время в шатре находилось всего несколько слуг. Он усадил короля у входа, затем обратился к эмиру [Рено де Шатийону] и напомнил ему о том, что сказал ранее, прибавив: «Смотри же, я защищу от тебя Мухаммеда!» Затем он [Саладин] предложил ему принять Ислам, а когда тот [Рено де Шатийон] отказался, извлек саблю и нанес удар, отрубив ему руку по самое плечо.

Присутствовавшие при этом быстро добили пленника, и Аллах отправил его душу в ад. Тело выволокли из шатра и бросили у входа. Король, видя, как обошлись с его соратником, решил, что станет второй жертвой; однако султан ввел его в шатер и рассеял его страхи. "Королям не пристало убивать королей, – сказал он. – Однако этот человек перешел все грани, поэтому я и обошелся с ним таким образом"»[11].

Последние мгновения жизни Рено де Шатийона. Кто сеет бурю, тот пожнёт смертоносный ураган... Здесь и далее тексту размещены кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан). В роли барона Рено де Шатийона ирландский актёр Брендан Глисон
Последние мгновения жизни Рено де Шатийона. Кто сеет бурю, тот пожнёт смертоносный ураган... Здесь и далее тексту размещены кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан). В роли барона Рено де Шатийона ирландский актёр Брендан Глисон
-6

Все остальные авторы средневековых ближневосточных хроник, повествуя о гибели Рено де Шатийона, в целом излагают свои версии очень похожими на представленный рассказ Бахи ад-Дина. Расхождения и отличия первоисточников кроются в деталях и нюансах, главным из которых является способ убийства «барона с большой дороги».

В том, что он пал непосредственно от руки Салах ад-Дина, сомнений у историков нет. Просто одни авторы сообщают, что султан сразу отрубил Рено де Шатийону голову, а другие придерживаются версии Бахи ад-Дина, согласно которой Саладин сначала отрубил своему злейшему врагу руку.

Наконец, есть ещё два предположения, касающиеся расправы над Рено де Шатийоном. Альбер Шамдор – известный французский специалист по исследованию истории, культуры и религии средневекового Ближнего Востока в составленной им подробной биографии Саладина, пишет о том, что султан нанёс своим мечом тяжёлую рану сеньору Трансиордании, разрубив тому плечо. И только после этого телохранители Салах ад-Дина добили раненого Рено, упавшего к ногам иерусалимского короля, трепетавшего от ужаса[12].

Наконец, известный средневековый арабский историк и писатель Имад ад-Дин аль-Исфахани – современник описываемых им событий утверждает, что Салах ад-Дин нанёс своей саблей смертельный удар Рено де Шатийону в область между плечом и шеей. Когда тяжелораненый пленник рухнул на пол, истекая кровью, телохранители султана отрубили агонизирующему барону голову[12].

Современный российский автор Александр Владимирович Владимирский в качестве «завершающего штриха» ко всей этой драматической истории сообщает следующую подробность казни «барона с большой дороги»: «Убив Рено де Шатийона, Саладин по курдскому обычаю смочил кровью врага палец и провел им по лицу в знак того, что месть свершилась»[14].

Завершая рассказ о трагической, но вполне логичной и закономерной гибели Рено де Шатийона, следует признать, что его собственное неразумное и буйное поведение стало главной причиной столь отталкивающей кровавой развязки. Неоднократно сеньор Трансиордании своими безрассудными и импульсивными поступками, прежде всего, повальными грабежами, совершаемыми без разбора, с особой степенью жестокости, кровожадности, цинизма и беспринципности, ввергал Иерусалимское королевство в состояние войны с Салах ад-Дином.

Неуёмная алчность, необузданное поведение, полнейшее отсутствие обо всем известных непреложных понятиях ближневосточной дипломатии и религиозной терпимости, постоянные грубейшие и циничные выходки, оскорблявшие мусульманскую веру и её святыни, наконец, постоянные провокации в адрес Саладина – все эти и многие другие причины привели к тому, что жизнь Рено де Шатийона преждевременно оборвалась 4 июля 1187 года.

Пленённый король иерусалимский... В роли Ги де Лузиньяна новозеландский актёр венгерского происхождения Мартон Пол Чо́каш. В роли султана Салах ад-Дина сирийский актёр Гассан Массуд
Пленённый король иерусалимский... В роли Ги де Лузиньяна новозеландский актёр венгерского происхождения Мартон Пол Чо́каш. В роли султана Салах ад-Дина сирийский актёр Гассан Массуд
-8

Следом за сеньором Трансиордании настал черёд испить смертную чашу для братьев-рыцарей из Орденов тамплиеров и госпитальеров. Салах ад-Дин на протяжении многих лет искренне считал их католическими религиозными фанатиками, самыми злейшими и непримиримыми врагами правоверных мусульман. По этой причине пощады от султана храмовникам и иоаннитам ждать никак не приходилось.

Для пленных орденских рыцарей существовала одна лишь возможность спасти свои жизни – добровольно отречься от католической веры и принять ислам. К чести 230 тамплиеров и госпитальеров, оказавшихся в плену у Салах ад-Дина, ни один из них не отрёкся от веры христианской, стойко и мужественно приняв свою смерть.

Французская писательница Марион Мелвиль, много лет изучавшая историю Ордена тамплиеров, поведала своим читателям о том, как происходила расправа над рыцарями-храмовниками: «Монахов-воинов отдали дервишам[15] и улемам[16], неумелым палачам, которые мучили каждого рыцаря, привязав его к столбу. Перед пыткой султан предлагал даровать им жизнь при условии "поднять палец и принять Закон" – стать мусульманами. Из двухсот тридцати тамплиеров ни один не проявил малодушия. Жерара де Ридфора по неизвестной причине пощадили»[17].

Данный комментарий можно дополнить фрагментом из фундаментального произведения уже упоминавшегося в сегодняшней публикации британского медиевиста Дэна Джонсона: «Секретарь султана Имад ад-Дин сообщает, что Саладин желал "очистить землю от этих двух нечистых орденов, братья которых никогда не перестают быть враждебны и не могут быть рабами. Те и другие – худшие среди неверных". За каждого приведенного храмовника или госпитальера султан давал пятьдесят динаров. Он приказал, чтобы всем им отрезали головы.

Приговор должны были исполнить добровольцы, набранные из числа окружавших султана людей веры: мистиков, суфиев, ученых-законников и подвижников, многие из которых никогда прежде не совершали ничего подобного. Каждый из них попросил о милости казнить заключенного, вынул меч и закатал рукава. Солдаты Саладина и эмиры выстроились рядом, чтобы наблюдать это зрелище. А затем тамплиеры и госпитальеры были обезглавлены – один за другим.

Некоторые из палачей справлялись со своей задачей быстро и чисто, и их приветствовали криками. Другие рубили тупыми лезвиями. "Некоторые не справились вовсе, и их пришлось заменить", – вспоминал Имад ад-Дин. Все это время Саладин сидел, улыбаясь, и наблюдал, как монахов-воинов режут перед ним, словно овец. "Ни один из тамплиеров не выжил", – писал Саладин, рассказывая о победе при Хаттине»[18].

-9

Михаил Сириец – современник описываемых им событий, патриарх Сирийской православной церкви (1166-1199), историк, богослов и хронист, без подробностей и деталей передаёт читателям, пожалуй, самую шокирующую, негативную и отталкивающую информацию, касающуюся поведения султана после окончания сражения при Хаттине: «Саладин собственными руками убил старого Рено [де Шатийона] и вместе с ним триста храбрых воинов и искупался в их крови»[19].

Впрочем, ни один из более поздних, а тем более современных авторов, не принимают на веру слова Михаила Сирийца, считая их стилистической гротесковой метафорой. Суть её заключалась в том, что Салах ад-Дин истребил тысячи христиан, кровь которых обильно пропитала подножия Рогов Хаттина. Разумеется, что султан, считавший себя истинными и правоверным мусульманином, строго чтившим каноны и мораль ислама, не опустился бы того, чтобы подобно варвару-язычнику погружаться в ванну, наполненную вражеской кровью.

Что касается остальных знатных пленников, то с ними, учитывая трагическую участь тамплиеров, госпитальеров и Рено де Шатийона, обошлись весьма гуманно. Салах ад-Дин приказал своим людям, чтобы они позволили пленным баронам и рыцарям, а затем и простым воинам полностью утолить жажду. Затем всех уцелевших латинян накормили, а раненым и больным оказали помощь.

Всех пленников доставили в Дамаск, где в дальнейшем султану предстояло решить окончательную судьбу каждого из них. Знатных и обеспеченных невольников, за которых можно было в последствие получить хороший выкуп, не заковывали в цепи и кандалы, их не бросили в самые грязные и холодные камеры. Платёжеспособных франков содержали в приличных санитарных и бытовых условиях, исправно кормя, а также снабжая по мере необходимости одеждой, обувью и предметами первой необходимости.

Тех крестоносцев, которые не имели средств и надежд собрать требуемый выкуп за свою свободу, отправили на невольничьи рынки. По сведениям неоднократно упоминавшегося арабского историка Абу Шамы аль-Макдиси латинских и иерусалимских пленников оказалось так много, что цены на них снизились в несколько раз и составили всего три серебряных динара. Дальнейшее обесценивание «христианского живого товара» привело к тому, что порой раба-франка меняли на пару сандалий[20].

О судьбе короля иерусалимского и прочих знатных пленников, захваченных мусульманами в битве при Хаттине, будет обязательно рассказано в последующих публикациях. Однако об одном таком персонаже необходимо в контексте рассматриваемой темы рассказать сразу. Речь идёт о Жераре де Ридфоре.

Устрашающие пейзажи последствий битвы у Рогов Хаттина
Устрашающие пейзажи последствий битвы у Рогов Хаттина
-11
-12

Учитывая ту суровую и жестокую беспощадность, с которой подданные и подручные Саладина расправились с другими тамплиерами, логично было бы ожидать, что и Великий магистр разделит горько-кровавую участь своих братьев-единоверцев. Однако каким-то самым непостижимым образом предводитель храмовников остался жив и на этот раз!

Одни авторы считают, что Жерар де Ридфор обменял свою жизнь на крепость Газу, которая была оставлена тамплиерами без боя вскоре после битвы при Хаттине и вскоре занята одним из отрядов Саладина[21]. Другие исследователи полагают, что магистр-храмовник пообещал султану за свою жизнь и свободу баснословный выкуп[22]. Однако весьма распространенной является версия о том, что глава Ордена тамплиеров струсил в последний момент и согласился принять ислам[23].

Так или иначе, но только в двух последних масштабных битвах, в которых принимали участие тамплиеры – у источников Крессона и при Хаттине, по вине де Ридфора погибли непосредственно 290 полноправных братьев-рыцарей и высших чинов Ордена тамплиеров. С учётом кандидатов на вступление в братство Ордена храмовников, сержантов, арбалетчиков, туркополов и прочих воинов из вспомогательных отрядов, состоявших на службе у тамплиеров, общий безвозвратный урон приближался к тысячи бойцов!

Практически вся наличная военная сила Ордена, имевшаяся к весне 1187 года на Латинском Востоке (включая от 2/3 до ¾ полноправных братьев-рыцарей), была напрасно погублена из-за непомерного тщеславия, личных амбиций и полководческой некомпетентности Жерара де Ридфора. Но что самое удивительное, даже после Хаттинской катастрофы, он сохранил должность Великого магистра!

На время его пребывания в плену временно исполняющим обязанности главы палестинских тамплиеров был назначен некий брат Тьерри, занимавший в иерархической структуре Ордена должность великого командора иерусалимского филиала храмовников. По неподтвержденным сведениям он также участвовал в битве при Хаттине, но в отличие от своих казненных собратьев, ему каким-то невероятным образом удалось избежать погибели и плена[24].

Вечером по случаю торжества джихада и величайшей победы над неверными состоялся импровизированный торжественный парад, плавно перешедший во всеобщий праздник мусульманских воинов, принимавших участие в битве при Хаттине. Один из главных исторических консультантов сегодняшней публикации – Пётр Люкимсон сообщает следующие подробности этого мероприятия:

«Воины и эмиры проводили мимо него [Салах ад-Дина] вереницу пленников, а султан одаривал своих подданных деньгами, подарками, новыми пышными именами и воздавал им хвалу за подвиги. Воины, в свою очередь, громко славили султана и Аллаха, пославшего им до того еще небывалую победу над неверными. <…> Празднества в честь великой победы ислама у Рогов Хаттина продолжались всю ночь. Всю ночь жарилось на кострах мясо, били барабаны, пелись песни и ночные холмы Галилеи оглашали крики "Аллах акбар!»" ("Аллах велик!") и "Ла и иллаха илла Аллах" ("Нет Бога, кроме Аллаха!")»[25].

Античные римляне в подобных случаях часто произносили знаменитую крылатую фразу «Sic transit gloria mundi» (в переводе с латинсого языка «Так проходит слава мирская»). В том, что Рено де Шатийон лишился собственной головы, отсечённой мечом Саладина, целиком и полностью виноват исключительно и только сам «Барон с большой дороги»
Античные римляне в подобных случаях часто произносили знаменитую крылатую фразу «Sic transit gloria mundi» (в переводе с латинсого языка «Так проходит слава мирская»). В том, что Рено де Шатийон лишился собственной головы, отсечённой мечом Саладина, целиком и полностью виноват исключительно и только сам «Барон с большой дороги»

На следующий день – 5 июля 1187 года Салах ад-Дин повёл свою армию к Тиберии (Тверии). Опустевшие окрестности Рогов Хаттина после ухода мусульманского воинства представляли собой устрашающее зрелище, поскольку победители не сочли погребение тел павших латинян делом нужным и достойным истинных правоверных мусульман. Впрочем, следует признать, что прежде крестоносцы точно также оставляли убитых сарацин на съедение и поругание падальщикам.

Британский профессор истории, арабист и востоковед Стэнли Лейн-Пул, ссылаясь на ближневосточные первоисточники, рисует для своих читателей угнетающую, ужасающую и удручающую картину, которую видели многие очевидцы, посетившие место битвы: «Арабские хронисты, в частности Имад ад-Дин и Абу Шама, пишут, что погибшие воины лежали грудами, подобно булыжникам, друг на друге, среди сломанных крестов, что повсюду валялись отрубленные руки и ноги, а отсеченные головы были разбросаны по земле, словно богатый урожай дынь»[26].

Известный курдский историк, биограф, сочинитель и хронист Ибн аль-Асир спустя год после Хаттинского побоища побывал на том месте, где крестоносное войско потерпело самое катастрофическое и непоправимое поражение в истории Утремера. В своей хронике арабский автор поделился увиденными впечатлениями: «Вся земля была усыпана костями, которые были видны даже с большого расстояния. Они лежали кучами или были разбросаны. Эти кости – все, что осталось после того, как над вражескими телами поработали дикие звери»[27].

-14
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 338.

[2] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 118.

[3] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 142.

[4] - Донец И. Битва при Хаттине 1187 год // Военно-исторический альманах «Новый солдат», 2002. – №12. С. 52;

- Хаттин, 1187 // 100 битв, которые изменили мир, 2012. – № 67. С. 23.

[5] - Джонс Д. Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена / Дэн Джонс; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022. С. 167-168.

[6] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 112.

[7] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 167;

- Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 464.

[8] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 144.

[9] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 162.

[10] - Баха ад-Дин неоднократно в своём произведении, повествующем о подвигах и доблестях Саладина, ошибочно именует Ги де Лузиньяна именем Готфрид.

[11] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 112-113.

[12] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 163.

[13] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 145-146.

[14] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 121.

[15] - Дервиш – это мусульманский аскет, ведущий бедный, а иногда и нищенский образ жизни. Истинные дервиши являлись приверженцами суфизма – самого известного мистического течения в исламской религии, проповедующего строгий аскетизм и высшую степень духовного развития личности. Суфизм является одним из основных направлений классической мусульманской философии, главная цель которой состоит в достижении непосредственного духовного опыта единения с Богом.

[16] - Улем (в переводе с арабского языка «знающий») – так в мусульманских странах в Средние века уважительно называли признанных и авторитетных знатоков канона ислама, Корана, хадисов, законов шариата.

[17] - Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Марион Мельвиль; пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. – СПб.: Евразия, 2006. С. 129.

[18] - Джонс Д. Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена / Дэн Джонс; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022. С. 168-169.

[19] - Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 329.

[20] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 167.

[21] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 146.

[22] - Джонс Д. Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена / Дэн Джонс; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022. С. 169.

[23] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 388;

- Перну Р. Крестоносцы / Пер. с франц. А. Карачинского. – СПб.: Евразия, 2001. С. 120.

[24] - Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Марион Мельвиль; пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. – СПб.: Евразия, 2006. С. 130.

[25] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 144, 147.

[26] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 167.

[27] - Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 140.

-15
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Франческо Габриели (1904-1996) – известный итальянский медиевист, авторитетный европейский востоковед, профессор арабского языка и литературы Римского университета. Сфера его научной деятельности – изучение средневековой истории стран Азии и Ближнего Востока, литературы арабских стран и истории ислама. Профессор Габриели – один из главных авторов второго издания фундаментальной «Энциклопедии ислама». В своём фундаментальном труде – «Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама» он собрал и обобщил труды семнадцати авторов средневекового Востока.

Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.

Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Режин Перну (1909-1998) – известный современный французский историк-медиевист, писательница, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе об эпохе Крестовых походов.

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».

-16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ СОЗДАНИИ ДАННОГО ЦИКЛА ПУБЛИКАЦИЙ:

Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024.

Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023.

Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003.

Все войны мировой истории по Харперской энциклопедии военной истории Р. Э. Дюпюи и Т. Н. Дюпюи / с комментариями H. Л. Болконского и Д. Н. Волконского. – В 3-х книгах. Книга 2. 1000-1500 г. – СПб.: Полигон, 2004.

Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019.

Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013.

Гуринов Е. А., Нечитайлов М. В. Армия Саладина (1171-1193 гг.). Часть 1-я // Военно-исторический журнал «Воин», 2001-2010. – №15.

Гуринов Е. А., Нечитайлов М. В. Армии франкских государств Сирии и Палестины 1100-1205 гг.: численность // Военно-исторический журнал «Воин», 2001-2010. – №9.

Девриз К. Великие сражения крестоносцев 1097-1444 / Келли Девриз, Мартин Догерти, Йен Дикки, Филлис Джестайс, Крис Йоргенсен, Майкл Павкович; [пер с англ. А. Колина]. – М.: Эксмо, 2008.

Джонс Д. Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена / Дэн Джонс; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022.

Донец И. Битва при Хаттине 1187 год // Военно-исторический альманах «Новый солдат», 2002. – №12.

Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020.

Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016.

Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Марион Мельвиль; пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. – СПб.: Евразия, 2006.

Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005.

Перну Р. Крестоносцы / Пер. с франц. А. Карачинского. – СПб.: Евразия, 2001.

Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020.

Рестон Д. Священное воинство / Пер. с англ. С. С. Луговского. – М.: ООО АСТ; Хранитель, 2008.

Рид П. П. Тамплиеры / Пирс Пол Рид; пер. с англ. В. М. Абашкина. – М.: ACT: Астрель, 2010.

Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство / Пер. с фр. А. Ю. Карачинского; Вступ. ст. С. В. Близнюк. – СПб.: «Издательская группа Евразия», 2002.

Семёнова Л. А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1966.

Тат Ж. Крестовые походы / Пер. с фр. М. Тюриной. – М.: ООО «АСТ»; ООО «Олимп»; ООО «Астрель», 2003.

Хаттин, 1187 // 100 битв, которые изменили мир, 2012. – № 67.

Хлевов А. А. Хаттин // Величайшие битвы средних веков: Сборник. – М.: Эксмо, Яуза, 2009.

Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018.

Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013.

Ayalon D. Studies on the Structure mamluk army // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. – Vol. XV., Vol. XVI. – London, 1953-1954.

Gibb H. A. R. Studies on the civilization of Islam. – London: Routledge & Kegan Paul, 1962.

Himphreys R. S. The Emergence of the Mamluk Army (Conclusion) // Studia islamica, 1977.

Nicholson Helen J. The Knights Templar: a new history. – Gloucestershire: Sutton Pub., 1960.

-17

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Битвы цивилизаций: Хаттин, 1187» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Жребий брошен

Часть 2-я. Армия Саладина

Часть 3-я. Войско Иерусалимского королевства

Часть 4-я. Марш навстречу погибели

Часть 5-я. Реквием по «Священному воинству Христову»

Часть 6-я. Незавидная участь побеждённых

-18

Продолжение истории о эпическом и судьбоносном противостоянии султана Салах ад-Дина и государств Латинского Востока читайте в следующем цикле публикаций «Хроники Саладина. Завоевание Утремера»

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)