Сейчас наступили благодатные времена для автомобильных новинок. Они выходят на рынок буквально постоянно. Много интересного есть от отечественных производителей. Однако, в годы перестройки все было совсем иначе. Смелые идеи часто оставались на уровне проектов, что огорчало их создателей. Тем более, что стране как никогда нужны разные хорошие автомобили…
«Атаман Ермак» как раз стал таким необычным внедорожником, который мог бы локомотивом тянуть остальных. Но, в силу обстоятельств, не стал им. Фактически его выпуск пришелся на 1999 год. Это уже далеко не перестройка. Как и любой другой продукт, авто не создается моментально, или за год. Поэтому понятно, что на его творение ушло много времени. Да и были в Нижегородском предприятии аналогичные (не менее амбициозные) машины, которые конструировали примерно в то же время. Концепция «Еремы» проста: 10 мест, полный привод, 5 метров длина. Настоящий русский джип!
Корни перспективной разработки начинаются с распада СССР. Тогда зарождалась модель рыночной экономики. А, вместе с ней, новые проблемы. Создание коммерческой техники была одной из них. С другой стороны, часто в сельской местности нужен был автомобиль более универсальный, чем просто грузовик. Можно предположить, что российские конструкторы подсмотрели саму идею народного автомобиля за океаном, где разнообразные пикапы и внедорожники простой конфигурации были в почете. Кто же не знает знаменитые Форды, Доджы, Шевроле и так далее. Вот и решили в «ГАЗе», что и россиянам будет полезен подобный автомобиль. Элементарный по сути, практичный и недорогой. Взяли и сделали героя материала.
Чтобы лучше понять общую концепцию модели, нужно слегка отойти еще назад. Приблизительно с 1994 года в РФ началось строительство пикапа на базе «Волги». Сначала это был ГАЗ-2307. Он представлял собой громоздкий низкий коммерческий авто с названием «Бурлак». В качестве надстройки за кабиной могли размещаться различные модули. Само ТС было достаточно негармоничным. Оно смотрелось странно и чужеродно, невзирая на знакомые очертания. Затем пришло время более продуманного автомобиля с индексом 2308. Этот был уже почти классического вида пикап самой настоящей российской разработки. Короткий, сбитый, высокий, с полным приводом, на местных комплектующих. Назвали его «Атаман». Потом он получил несколько продолжений. Конкретно «Ерема» является следующим из них.
Итак, ГАЗ-230810 был представлен в 1999 году, в столице. Он моментально приковал внимание прессы и покупателей. Еще бы! Вместительный 10-местный внедорожник с постоянным (!) полным приводом, который не стоил бешенных денег. Все начиналось отлично. Внешность «Атамана Ермака» была харизматичной. Длинный кузов начинался с «волговского» капота. Действительно, презентабельный вид много значит. Фары и решетка радиатора старые, а все остальное – новое. Мускулистый капот почти вертикально ниспадал на светотехнику. Массивный бампер располагал встроенным кенгурином с противотуманками. Есть удобные буксировочные проушины. Лобовое стекло находится почти вертикально. Но аэродинамика тут не главное.
Боковины «Еремы», как и весь авто, напоминают атлета. Стекла упрятаны в довольно крупные рамы, тут на ум приходит G-Klasse. Там применяется подобное решение. В обоих случаях оно выглядит брутально. Вертикально ориентированные зеркала заднего вида крепятся на ножках. Ручки дверей выполнены под естественный хват. По периметру снизу джип защищен крепким обвесом. Есть подножки. Передние крылья особенно массивные, как и задние, они оснащены фендерами. Хотя сами колеса 16-дюймовые, крошечные по современным меркам. Между тем, они вполне органично вписались в общий дизайн. Обода легкосплавные, с фирменным орнаментом.
Корма «щеголяет» двухстворчатой вертикальной дверью. Нижняя часть короче верхней. Можно сидеть под навесом, свесив ноги. Это сейчас кажется обычным, а в 1990-е годы о таком уровне комфорта многие и мечтать не могли! На «калитке» расположен дворник. По краям кузова, на крыльях, располагаются задние фонари. В машине нет панорамной крыши, зато есть 2 люка, это было модным в то время. Сквозь задние стекла хорошо видно посадочные лавочки, расположенные друг к другу лицом.
Действительно, внешнего антуража машине не занимать. А что у нее по железу?
Технические особенности
· Под капотом находился стандартный 2.7-литровый мотор ЗМЗ-409 мощностью 160 л.с. Фактически это был единственно доступный вариант. Хотя имелся и перспективный аналог 3 л, но он так и не пошел в серию.
· Коробка передач 5-скоростная, механическая. Она разработана российскими специалистами с нуля. Машина может двигаться в заднеприводном режиме. Но, также и в полноприводном, с заблокированным центром. Причем 4Х4 постоянный, как в той же «Ниве».
· Подвеска спереди независимая, сзади – зависимая. Естественно, на корме стоит неразрезной мост. Масса автомобиля 2.4 тонны. Тормозные механизмы дисковые только спереди.
Автоломбард СПБ: 6467373.ru
Изучив начинку «Атамана Ермака», пора переходить к осмотру его салона. Внутри просторно. Спереди два сиденья с заводским подлокотником. Сзади обычный диван. А вот на галерке находятся уже упомянутые скамейки, как в том же УАЗ Хантер, к примеру. Компоновка несколько специфичная для гражданского автомобиля получается, зато практичная. При желании можно убрать задние посадочные места, и получится крытый пикап с приличной грузоподъемностью. Передние кресла вполне стандартные. С тканевой обивкой. Сзади у дивана была слегка вертикально наклоненная спинка, что было не очень удобно.
Материалы отделки в «Ереме» самые незамысловатые. Зато сама компоновка оригинальная. Снова прослеживаются американские мотивы в дизайне. Например, вся передняя панель сделана на манер настоящих траков. Каждый аналоговый круглый прибор заботливо врезан в «деревянный» щиток. Блок контрольных ламп отдельно. Руль расположен по автобусному. С характерной геометрией. Мультимедиа представлена магнитолой. Кнопок посредине и ближе к пассажиру практически не видно. Отопление и вентиляции – тоже примитивные. Стеклоподъемники – «весла». Чисто технически, все эти минусы можно было бы исправить, если машина пошла бы в серию.
К сожалению, проект «Ерема» оказался неуспешным. Его закрыли. Хотя и были дальнейшие попытки модернизации в том или ином виде.