Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Основные и производные эмоции

Любая работа человека над собой включает в себя расширение понимания себя, усиление способности быть честным с самим собой (хотя и не сводится к этому). И одним из важных аспектов этого понимания является понимание своих эмоций, возникающих как реакции на те или иные события.

Пониманию же своих истинных эмоций зачастую препятствует, во-первых, деление эмоций на хорошие и плохие, осуждаемые и допустимые, во-вторых — существование первичных, истинных эмоций и более поздних (с точки зрения онтогенеза), маскирующих их, формирующихся вследствие требований общества, его культуры.

Наиболее сильными эмоциями, с которыми чаще всего и приходится иметь дело, являются всего две: страх и злость (гнев). Страх является естественной реакцией на опасность, злость — на фрустрацию потребностей («хочу, но не могу получить»). Но первая эмоция нередко является угрожающей самооценке человека: признавать перед самим собой, что боишься многого нелегко, зачастую проще подавить, вытеснить это обстоятельство, одновременно оберегая своё Я, но и уходя от честности с собой, без каковой внутренняя гармония навряд ли возможна. Что же касается злости, то ввиду того, что с ней естественным образом связана агрессия, то есть те или иные проявления себя вовне с целью достичь желаемого, в большинстве случаев затрагивающие других людей, данная эмоция находится под серьёзным влиянием социума, в связи с чем часто либо вовсе не осознаётся, либо подвергается трансформации в более социально приемлемые, такие как обида, стыд, вина, каковые и являют собой пример наиболее часто встречающихся вторичных, производных эмоций.

Обида — это пассивная злость, её демонстрация вместо подавляемого естественного желания повести себя по отношению к обидчику агрессивно. Обидчивость формируется в детстве вследствие запрета в семье на прямое выражение агрессии, каковое тем или иным образом карается, вследствие чего ребёнку остаётся только демонстрировать своё недовольство, постепенно привыкая идти не прямым путём, а путём манипуляций. Будучи в целом адаптивной стратегией в детстве, во взрослом возрасте она имеет много издержек, так как взрослым людям, за исключением самых близких, как правило неинтересно играть в игру «догадайся, что ты сделал не так», вследствие чего обиженный остаётся наедине со своей обидой.

Стыд — это прежде всего страх осуждения и отвержения социумом, причём часто осуждения за попытку осуществления своих желаний. Невозможность же осуществить желаемое естественным образом вызывает злость, плохо осознаваемую вследствие того, что запрет на действие установлен, в сущности, самим желающим. Таким образом, стыд включает в себя в индивидуальных пропорциях страх и злость при нередком отсутствии объективных препятствий к осуществлению желаемого, являясь серьёзным препятствием к жизни в широком смысле.

Вина — это чувство, формирующееся у детей достаточно поздно, одновременно с осознаванием ими ответственности за свои поступки по отношению к другим людям. Будучи исключительно социальным, оно маскирует «я хочу» ребёнка, его агрессию по отношению к другим людям, естественное желание ставить свои интересы выше интересов других. Серьёзный же недостаток этого социального конструкта заключается в том, что изначальная злость, связанная с желанием в отношении другого, которое не может быть удовлетворено, обращается против самого себя, разрушая человека и также подавляя в нём жизнь.

Подводя итог, важным аспектом психотерапевтической работы является осознавание своих истинных эмоций, принятие факта их существования без необходимости искажать их, а также отрицать либо вытеснять связанные с ними желания.

Автор: Николай Кулаков
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru